Исихазм

Автор Тема: Грех. Что это такое?  (Прочитано 115845 раз)

Солохин

  • Сообщений: 429
  • борода
    • Просмотр профиля

Re: Грех. Что это такое?
« Ответ #375 : 22 Февраль 2009, 17:13:51 »
Почему так трудно понять и принять мою концепцию?
Потому что человек по гордости не может допустить в себе мысли, что там, где он своеволен, он в действительности является рабом! - причем не просто рабом безличных "страстей", которые мыслятся как часть моего естества.
Но рабом личных, персональных тварей, которые по сути и явлются этими страстями. Хотя точнее все-таки сказать, что греховная страсть есть не сам демон, а точка согласия, единодушия демона и человека. Место, где человек "спелся" с бесом, так уже не отличишь, где кончается человек и начинается бес.
Противно, мерзко сознавать себя РАБОМ дьявола.
Поэтому столь трудно поверить, что все так, как я говорю.

Но факт Воплощения неопровежимо доказывает правильность именно такой концепции. Ибо Христос НИЧЕМ от нас не отличается по природе. Но! чужд греха.
Боже, милостив буди мне грешному

Солохин

  • Сообщений: 429
  • борода
    • Просмотр профиля

Re: Грех. Что это такое?
« Ответ #376 : 22 Февраль 2009, 17:36:51 »

Почему Вы не принимаете термин "обожение" для описания  состояния человеческого естества во Христе?
Именно этот термин использовали Отцы в древности, именно он зафиксирован в ТИПВ Дамаскина.
Вы не совсем меня поняли. Человечество во Христе, конечно, было обожено. Но не так обожено как человечество, скажем Иоанн Предтечи.
Я полагаю, Отцы мыслили обожение человека именно как совершенное уподобление его Христу. Помните Григория БОгослова (тантум-квантум): "Насколько Бог стал человеком, настолько я должен стать Богом"?
ТО есть, обычное состояние Христа есть предел обожения для нас.
Вы хотите взять за основу слово "должен", понять обожение Иоанна Предтечи как "недообожение", несовершенное обожение?
Но вот Христос  - Он совершенно обожен, однако Он не в трансе!
Цитировать
Во Христе обожение - следствие ипостасного единства двух природ, в людях - следствие усвоения божественных энергий. В одном случае соединение ипостасное, в другом - относительное.
Смотрте: обожение - это состояние ТВАРНОЙ природы, а не Его Ипостаси. Это состояние тварной природы в Его Ипостаси, а не свойство Самой Ипостаси. Ибо Ипостась была той же и прежде Воплощения, когда об обожении (Бога?!) говорить было бессмысленно.
Потму обожение Самого Христа есть ТОЖЕ следствие усвоения БОжественных Энергий! Различие с нами в том, что у Него это усвоение носит характе абсолютный - это ЕГО энергии, а у нас - относительный: это ЕГО, а не наши энергии.
Но и там, и там это относится к энергиям, действующим в природе ипостаси, а не к самой ипостаси!
Цитировать
Поэтому мы не можем просто взять и по аналогии перенести то, что говорится об Одном на другое. Необходимо какое-то дополнительное обоснование.
Я попытался обосновать, что и должны, и можем!
 
Цитировать
Вдобавок обожение человечества во Христе - это исходный пункт, то, что уже имелось в момент Воплощения. Обожение же святых - это конечный пункт их движения, то, к чему святые идут, но еще не пришли.
Это верно! Но это не аргумент против моего понимания.

Цитировать
Вообще говоря, можно представить такую ситуацию: некий святой достиг обожения еще в этой жизни, и после этого, оставаясь в обоженном состоянии продолжает жить и действовать. Здесь да уже возможна аналогия со Христом. Но есть ли такие примеры?
Конечно. Апостол Павел, неужели он лишен обожения?! Серафим Саровский - неужели лишен?!
Если они лишены обожения, то вся концепция обожения - это пустышка, не имеющая отношения к реальной Истории Церкви.
Само обожение становится некоей фикцией, беспредметным понятием.

Цитировать
Насколько я могу вспомнить имеются скорее примеры такого рода: подвижник подвизался, после чего был удостоен в эсктатическом состоянии "вкусить" обожения , после чего возвращается в свое нормальное состояние (но уже имея ощущения полноты благодати, задаток будущего состояния) и продолжает подвизаться. При этом, конечно, он может иметь изобильные дары Святого Духа, но не обладать в полноте всеми Его энергиями.
А он вобще не может ОБЛАДАТЬ этими энергиями, так как они ДАРОВАНЫ Ему Христом. Это не его энергии, а Божественные!
А вопрос о полноте ничего не меняет.
И Сам Христос, обладающий во всей полноте всеми энергиями, изволил испытать Богооставленность - но не утратил же Он обоженния, не утратил же Божества.
Обожение не означает "полноты обладания" (ибо тогда кроме Христа никто не может быть обожен, ОБЛАДАТЬ Божеством!).
Оно означает очень простую вещь: что человек уже НЕ МОЖЕТ согрешить. Вот и все! Более ничего от "обоженности" не требуется! Это - четкое и строгое определение. Обожение - это такое состояние, когда человек не может согрешить.
И все. Полнота или неполнота - значения не имеет.

 
Цитировать
Обожение - это динамическое понятие, это процесс.
Вот с этим я не согласен. Заметьте, я говорил не про "полноту обожения", а про полноту благодати Святого Духа. Обожение - есть полнота Святого Духа, усвоение Его энергий во всей полноте.
Тогда никто никогда не будет обожен, за исключением Самого Христа!
Ибо кто может ОБЛАДАТЬ БОгом, да еще всей полнотой?!
Только Сам Бог.

Цитировать
Именно поэтому обожение - не процесс, но состояние (точнее сказать изменение состояния: из обычного в обоженное, но изменение мгновенное, не постепенное). Обожение не имеет стадий, полнота обожения, действительно, нонсенс, потому что обожение - всегда полнота.
Именно похтому, разворачивая логику в обратном направлении, обожение - всегда процесс и никогда не может завершиться. Его Предел - стать Самим Богом ипостасно! ОБЛАДАТЬ БОжеством как своими природными энергиями. Ясно, что это как линия горизонта.

Цитировать
А процесс - это спасение. Конечная цель спасения - обожение. Как-то так.
Нет, Андрей. Ведь и Адам был не лишен смысла жизни в Раю. Иначе выходит, что пока Адам не пал, он не имел содержания жизни.
Обожение - это процесс, предел которого беспределен: Вечная Жизнь в Боге.
Боже, милостив буди мне грешному

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4529
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: Грех. Что это такое?
« Ответ #377 : 22 Февраль 2009, 17:40:02 »
Цитировать
Противно, мерзко сознавать себя РАБОМ дьявола.
Поэтому столь трудно поверить, что все так, как я говорю.
Почему я именно так себя и осознаю...
но я другом
Цитировать
Тут еще стоит наверно сказать что энергии эти происходят от того что расстроилась иерархия сил души(потерялась гармоничная стройность и она стала диссонировать без разрешения... отсюда закупорилась сама в себе это и есть извращенность)...т.е. низшие силы подчинили себе высшие...вот это и сбивает с цели... т.е. у человека должен появиться основной тон(основная сила) куда и притянуться остальные тона(сила)...
Вот я добавил в прошлый пост...

Закупориваясь в себе человек не может найти выхода... Вот здесь нам и нужен Христос...он Путь...
У Христа тоже были диссонансы, голод, смертность итд. диссонансы нашей плоти... Но Он не был закупорен сам в себе...
Мы же в своей гордыне думаем о своей автономности и как псы бегаем за своим хвостом ничего не видя более...

Я с Вами совершенно согласен...но есть еще слова Давида...Се бо, в безззакониих зачат есмь, и во гресех  роди мя мати моя... т.е. тут о немощи человеческой...так же и у Златоуста...Господи, аз яко человек согреших, Ты же, яко Бог щедр помилуй мя,видя немощь души моей...
т.е. Господи я немогу держать твою благодать и трачу на что зря, а то и вообще бесам отдаю...Но ты щедрый у тебя её много дай мне опять...
Вот в чем немощь человека... в его динамики, подвижности, не устойчивости...В нем нет стройности... Нет сил и способностей держать благодать и удерживаться от греха... Не сказать что вообще нет...но этого мало... когда силы кончаются(человеческие) вот у человека и выбор где подпитать себя у бесов(гордыня) или у Бога (смирение)...

Солохин

  • Сообщений: 429
  • борода
    • Просмотр профиля

Re: Грех. Что это такое?
« Ответ #378 : 22 Февраль 2009, 17:49:47 »
В приведенном Вамми примере "Странника" тоже говорится о действующей в подвижнике "нечистоте". Но Вы же не отрицаете, что там речь идет о уже пережитом экстазе! Просто это "нечистота" иная, не греховная в нашем смысле.
Экстаз - да, был пережит. Но после экстаза, подвижник вернулся в свое "доэкстатическое" (и не обоженное) состояние - и продолжает подвизаться. Поэтому в нем и действую еще различные страсти.

Различные - значит, и греховные?! Думаете, и греховные?
Цитировать
Экстаз здесь - это вкушение будущего обожения, ощущение таинства восьмого дня.Так же думаю, надо понимать и относительно ап. Павла, вознесенного до третьего неба, но вернувшегося и получившего жало в плоть.
И у Павла, полагаете, действовали греховные страсти?


Цитировать
Но ведь самодвижная моитва не в нашей власти. Она же САМОдвижная!
Я сужу по общей последовательности. Самодвижная молитва - предшествует чистой. Дело самодвижной молитвы - очищение от страстей, значит это все еще этап очищения.
ВЫ полагаете, от греховных страстей?
Но это прямо противоречит словам самого арх. Антония. Он же говорит, что самодвижная молитва является только после ПОЛНОГО очищения от ГРЕХОВНЫХ страстей.

Цитировать
Самодвижность - дело Духа, но не полнота его действий.
Цитировать
Вы же отождествляете "очищение от страстей" с "очищением от греховных страстей". Это должно приводить к ошибкам в Христологии, которые необходимо исправить.
Ибо Христос не является нечистым, хотя в Нем и действуют страсти.
Надо осознать, почему.Почему в нас это нечистота, а в Нем - не является нечистотой.
Христос претерпевает непредосудительные страсти: голод, холод, страдания, смерть. Но его воля даже под действием этих страстей не обращается ко греху. Мы же под давлением непредосудительных страстей часто уклоняемся в грех, претерпевая таким образом предосудительные страти - уклонение наших естественных сил от правильного пути: плотскую похоть, греховное раздражение, неведение и ложное рассуждение.
Очищение от греховных страстей - это когда действующие извне непредосудительные страсти не приводят нас ко грехуовным и предосудительным страстям. Т.е. так сказать уподобление Христу в самой нижней точке Его истощания. А дальше уже - восхождение вместе с Ним.
Правильно. Вот эту самую нижнюю точку арх. Антоний и именует "самодвижной молитвой". Это "нулевой уровень" обожения, когда нет еще никаких особых дарований, кроме самого главного - ОБОЖЕНИЯ, называемого иначе "подлинным смирением".
Христос переживал даже оставленость! Но Он не утратил смирения, не сказал: "Все, хватит!" Ибо Он - Бог. Это очень смиренное состояние, без каких бы то ни было претензий. Просто он не может грешить.
Это не какая-либо "способность" - это НЕспособность, неспособность предать Бога.
Это начаток подлиной Любви.
Боже, милостив буди мне грешному

Солохин

  • Сообщений: 429
  • борода
    • Просмотр профиля

Re: Грех. Что это такое?
« Ответ #379 : 22 Февраль 2009, 17:54:10 »
... когда силы кончаются(человеческие) вот у человека и выбор где подпитать себя у бесов(гордыня) или у Бога (смирение)...
Правильно! Это и называется "нищета духа".
Человек, который достиг чистоты сердца - это не гений.
Но наоборот! Это слабый, неспособный, неприспособленный к жизни человек, у которго осталась одна только надежда - на Бога!
И вот такого человека Бог не оставит.
Никогда.
Мы - сильные, умные, способные. Нас Бог оставит.
А его, слабого, нищего - не оставит.
Боже, милостив буди мне грешному

Солохин

  • Сообщений: 429
  • борода
    • Просмотр профиля

Re: Грех. Что это такое?
« Ответ #380 : 22 Февраль 2009, 17:56:42 »
Начало восхождения в обожении - это предел падения, обнищания в мирском.
Христос нисходит до Креста. Человек нисходит, нищает до Креста.
Тут и происходит Встреча, после которой Христос начинает постепенно Сам возвышать человека из нищеты естества.
Боже, милостив буди мне грешному

Солохин

  • Сообщений: 429
  • борода
    • Просмотр профиля

Re: Грех. Что это такое?
« Ответ #381 : 22 Февраль 2009, 18:03:42 »
Цитировать
таких не знаю)
:-) Не будем наверно продолжать оффтопить...
Цитировать
- Геронда, авва Исаак говорит, что мы побеждаем страсти "смирением, а не превозношением". Презрение к какой-то страсти, превозношение [над ней] и презрение к хульным помыслам - это не одно и то же?
Нет. В презрении страсти есть гордость, самоуверенность и - что хуже всего - самооправдание. То есть ты оправдываешь себя и "отказываешься" от своей страсти. Ты словно говоришь: "Эта страсть не моя, она не имеет ко мне никакого отношения" - и не подвизаешься, чтобы от нее освободиться. А вот хульные помыслы мы должны презирать, потому что, как я уже говорил, они не наши, а от диавола.
из работ Паисия Святогорца
Хульные помыслы не наши, потому что мы веруем во Христа и славим Его.
Так же и человек. который стяжал самодвижную молитву, презирает и все прочие греховные помыслы, как чуждые ему.
Нам же нечужды греховные помыслы, но хульные чужды, так как мы веруем Христу.
Вера - это начало спасения.
Кто принимает хульные помыслы, тот теряет веру и лишается возможности подвизаться.
Потому хульные помыслы ДАЖЕ МЫ должны презирать.
Ибо хотя в других отношениях мы пока и рабы дьявола, но мы не враждуем против Христа. Тут мы уже ВЫШЛИ ИЗ-ПОД КОНТРОЛЯ. И потому имеем право ПРЕЗИРАТЬ.
Боже, милостив буди мне грешному

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Грех. Что это такое?
« Ответ #382 : 22 Февраль 2009, 18:32:40 »
Солохин
Цитировать
Правильно! Это и называется "нищета духа".
Человек, который достиг чистоты сердца - это не гений.
Но наоборот! Это слабый, неспособный, неприспособленный к жизни человек, у которого осталась одна только надежда - на Бога!
И вот такого человека Бог не оставит.
Никогда.
Мы - сильные, умные, способные. Нас Бог оставит.
А его, слабого, нищего - не оставит.

  До слез правильно!
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

stranik

  • 3
  • Сообщений: 2635
    • Просмотр профиля

Re: Грех. Что это такое?
« Ответ #383 : 22 Февраль 2009, 18:37:42 »
Не думаю что Благодать от Бога может пойти на любые дела-она пойдет через кого угодно только туда куда Бог пошлёт иногда не через кого то ..Просто сошла и исцелила человека..Мы часто просим как апостол Павел просил избавить от чего то а не избавляет Бог..Старцы всегда больные -здоровье не могут вымолить.. так им необходимое..Научиться видеть свои грехи путем вспоминания прошлых и осуждения их можно докопаться до мелких-главное ежедневно их просматривать -затем от практических занятий самобичевания и самонахождения их появится большой опыт в видении грехов..Большинство слепых живут и не видят грехов своих..Живут как все-потом заметите как живут семьи -и увидете что не правильно в семье..так нельзя жить как живут люди..Будете сострадать им и видеть что дело идет к разводам -будете видеть как они делят тряпки и ненавидят друг друга-обычно 50% таковых на земле сошлись страшных семей-кто то родился в таком кошмаре где не родной отец или мать-этот горб семейный ничем не скрыть..Страшное дело как мы только живем-т что мы ждем от правителей которые так просили людей выбрать их потратили миллионы -или какие то аферы сделали проползли незаметно..Ведь не было такого что люди пошли кого то уговорить быть их президентом-вот видим нам вот вы нужны и без вас не знаем что делать..Так и в созданных семьях-вот жена создана для мужа а не муж для жена -говорит вот не могу мыслить сам хочу с любимой жить мыслить мечтать кушать и в любви прожить жизнь..Послушала на свою голову хорошее предложение-выгодное ..Начинается как всегда..А сказал бы плохи дела но в любви и согласии можно эту жизнь прожить -всё как то вместе может это такой выход другого не видать-конечно ответ держать прийдет перед Богом за любую ашибку и неверный шаг-но стараться буду..А так и жить незачем- в семье -грехи будут совместные и один об другого спотыкаться будет..пока оба не упадут..Подсказывать грехи надо и надо благодарить за подсказки и самому тоже предупреждать об опасности..Война с грузинами можно было подсказать что ненадо братья это делать -решите как то мирно-дайте им церковь и трапезные -все равно работают только по воскресным дням пусть молятся и в трапезных проводят дискусии -Дать им Еванглие это как судья -телекамеры люди бы видели а так из под тишка без согласия народа а такие смертные грехи пошли-непонимаю я..Хорошо что СССР развалился-представте  православную церковь в среде мусульман-которые отошли-казахи..киргизы..туркмены..азейбарджанцы-вон чечны ни как православие не поймёт -прибалтика лютеране-рядом с президентам сидел бы мулла и потом уже патриарх всея Русси-России..Покайтесь за убийство царской семьи-всем и сразу-Призыв из общества правильный-реакция на грех..мой призыв покаятся народу в пьянстве и было бы неплохо делом царя канонизировали и всю семью-весь алкоголь переработали на медицинские нужды и прекратили выпуск и продажу..нет на мою просьбу не пойдут люди на какие то условные философские реплики идут мощнейщие тезисы-динамика греха-график греха..синусоида греха -днк греха-да ДНК теперь решает всё-она уже выстроена и в неё всё заложено..тут сердце не работает..блудные помыслы разожгли на ТВ а говорят как дети быстро взрослеют-раннее созревание-у каждого дома парнография спрятана от детей а бесы им всё показываю где спрятано-кто не верит пусть проверит-все дети уже пересмотрели и запомнили..дальше делать нечего в такой семье-идет не условная борьб а конкретная -кто видел эти виды развратные это как наркотики от них уйти тяжело..годы нужны трезвой обсолютно жизни -борьбы с этими видами -а зло-если в доме как два бультерера грызутся то что ждать мгновенно православный готов быть иным в иной ситуации та же бульдожья хватка-лучше отойти..Они ведь привыкли в этих схватках находить аправданя и быть правы на людях -опыт агромный-ежедневный..скубутся за мелочей-потом ставит науши монастырь доказывая что справляется с гневом и его абидели а монахи удивляются у них не получается справится-грызутся и исповедуют каждый день одно и то же злословие и угрызение брата а тут семейный -пьет до помрачения водку и получилось-в схиму его срочно..Борьба тяжеля и ежедневная должна быть с грехами мелкими и великими-грехи каждый день идут-но некоторые их избегают имею ввиду смертные грехи а другие избежать невозможно у всех они есть и всегда ежедневно..Главное уйти от смертных-ведь многие готовы убить если аргументы будут-многие украдут если аргументы будут-солгут в пользу кого то- захотят чужое взять..ни в одной стране мира нет узаконено наказание путем мужеложства -только в России в православной стране где в тюрьмах строят храмы-неужели явный грех не могут обяснить тюремному начальству самим ворам и сторожам охране-что не то чтобы непоймут люди других стран-где руки рубят-там за такое повесят посреди тюрьмы и на том кончится обряд сатаны апускания мужеложники забудут своё ремесло-грех ломится из всех слоев общества и выдают стране-певцы-артисты-тюрьмы-какие то производители алкоголя табака-сколько зла выбрасывается на головы людей а мы высасываем тонкие вещества -из такой клааки..

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Грех. Что это такое?
« Ответ #384 : 22 Февраль 2009, 18:39:54 »
Тему (уже почти монолог обо всем) закрывать?

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Грех. Что это такое?
« Ответ #385 : 22 Февраль 2009, 19:32:54 »
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

kirill_mkv

  • Сообщений: 492
    • Просмотр профиля

Re: Грех. Что это такое?
« Ответ #386 : 22 Февраль 2009, 20:17:09 »
Уважаемые, не забыта ли исходная постановка вопроса?

И тем не менее вдруг обнаружил, что единого мнения вроде и нет. Кто-то говорит, что это только сознательное нарушение воли Божией, кто-то что и невольно иногда грешим.

Так как правильно?

Так только сознательное нарушение, или невольное тоже? - И вольное, и невольное.
Природа человеческая повреждена первородным грехом. Поэтому, воля к отпадению не является уже необходимостью. Почва уже подготовлена.
А почему внутреннее сомнение возникает? Из чувства справедливости. Как же так, мол! это что же! без вины виноватые?!
В этом можно заметить, что грешность по-ветхому с виноватостью ассоциируется, когда грешник - значит "ататат", поругать нужно, камень бросить. Такие вот рефлексы, невольные опять же.
В то время как подход новозаветный камни отменяет, как известно. Вероятно было бы лучше и полезнее, если бы грех не с виной ассоциировался, а с бедой. С проблемой, с недомоганием бОльшим или меньшим. Если можно так выразиться, не "ататат-рефлекс" а "охохох-рефлекс" бы работал (то есть, возникало бы чувство раскаяния или сострадания). Тогда бы нужно погасить костры, отложить камни, бейсбольные биты, и приемы психологического нажима. А вместо этого искать и создавать одухотворяющие, душеспасительные и благотворительные импульсы, способы, средства, подходы, организации и т.д.
Но кому же это под силу?! Чтобы какого-нибудь распоследнего грешника, и даже злодея, понять человеком бедствующим, это еще представить можно. Но вот как избежать осуждения, и что, и как можно сделать, чтоб его попустило? Труднейший вопрос, практический. Тут, вероятно, и благодать, и навыки, и силы требуются, которых недостает. Не особо умеем мы возлюбить ближнего-то. И прийти к возможности такого можно, имхо, только через большой труд.

Так что, грехи - и вольные,  и невольные нарушения. И в первую очередь свои грехи исчислять нужно. А чтоб не приходило чувство несправедливости, помнить, что за грехи лучше стараться не винить, "ататат-рефлекс" сразу заменять "охохох"-ом  :wink:.
« Последнее редактирование: 22 Февраль 2009, 20:27:52 от kirill_mkv »

АндрейВ

  • Сообщений: 70
    • Просмотр профиля

Re: Грех. Что это такое?
« Ответ #387 : 23 Февраль 2009, 01:57:05 »
Обожение не означает "полноты обладания" (ибо тогда кроме Христа никто не может быть обожен, ОБЛАДАТЬ Божеством!).
Оно означает очень простую вещь: что человек уже НЕ МОЖЕТ согрешить. Вот и все! Более ничего от "обоженности" не требуется! Это - четкое и строгое определение. Обожение - это такое состояние, когда человек не может согрешить.

Максим, я же говорю, мы спорим о словах. Вы называете обожением одно, я - другое. Решение этого спора может быть только такое - понять, как определяли обожение Отцы. И не на основании моих или Ваших рассуждений "от христологии", а на основании слов самих Отцов.
Спорить же о словах дальше не имеет смысла, меня в общем-то не интересует обожение само-по-себе, но лишь только учение об обожении у Отцов.

Далее я прокомментирую какие-то Ваши высказывания, с которыми я не согласен, не ради продолжения спора, а в качестве реплики, просто, чтобы донести свое понимание.

Вы хотите взять за основу слово "должен", понять обожение Иоанна Предтечи как "недообожение", несовершенное обожение?
Вы неправильно поняли. Я хотел сказать, что Иоанн Предтеча "получил" обожение, тогда как человечество Христа с самого рождения было обожено.

Цитировать
Конечно. Апостол Павел, неужели он лишен обожения?! Серафим Саровский - неужели лишен?!
Обожение - таинство будущего века. Дается святым "временами" в настоящей жизни (как пред-вкушение), окончательно же - после смерти.

Цитировать
А он вобще не может ОБЛАДАТЬ этими энергиями, так как они ДАРОВАНЫ Ему Христом. Это не его энергии, а Божественные!
Именно, что обладает. Есть такое слово "усвоение". Обладают своим. Но опять же, это следствие разницы в нашем с Вами понимании термина "обожение".

Цитировать
И Сам Христос, обладающий во всей полноте всеми энергиями, изволил испытать Богооставленность - но не утратил же Он обоженния, не утратил же Божества.
Богооставленность Христа не означала утрату Им обладания Божеством (во все Его полноте), но лишь крайнюю степень Его вольного истощания.

Различные - значит, и греховные?! Думаете, и греховные? И у Павла, полагаете, действовали греховные страсти?

Имелось в виду - не предосудительные.

Цитировать
Цитировать
Дело самодвижной молитвы - очищение от страстей, значит это все еще этап очищения.
ВЫ полагаете, от греховных страстей?
Да, от греховных страстей.

Цитировать
Но это прямо противоречит словам самого арх. Антония. Он же говорит, что самодвижная молитва является только после ПОЛНОГО очищения от ГРЕХОВНЫХ страстей.
Еще раз перечитаю, потом отвечу.

yury_petrov

  • Сообщений: 1124
    • Просмотр профиля

Re: Грех. Что это такое?
« Ответ #388 : 23 Февраль 2009, 02:03:32 »
Так же и человек. который стяжал самодвижную молитву, презирает и все прочие греховные помыслы, как чуждые ему.
Солохин, давайте все же вы будете писать, исходя из своего опыта :) Тема-то ведь такая: что такое грех? Не грешите словом, ладно?

Кто принимает хульные помыслы, тот теряет веру и лишается возможности подвизаться.
Потому хульные помыслы ДАЖЕ МЫ должны презирать.
Ибо хотя в других отношениях мы пока и рабы дьявола, но мы не враждуем против Христа. Тут мы уже ВЫШЛИ ИЗ-ПОД КОНТРОЛЯ. И потому имеем право ПРЕЗИРАТЬ.
Самое страшное - когда незаметно так вместе с презрением к чему-либо мы начинаем презирать людей. Например, тех, кто не ходит в храм, а мы ходим.
Это самое и есть грех - мои мысли, мои скакуны. Странное дело - от них никуда не спрячешься: ни в храме, ни в алтаре, ни в момент причащения порой не покидают нас.

АндрейВ

  • Сообщений: 70
    • Просмотр профиля

Re: Грех. Что это такое?
« Ответ #389 : 23 Февраль 2009, 02:28:06 »
Если вдуматься, очень хороший вопрос, сразу бьющий в слабую точку высказанной Андреем концепции.
Прочитал сообщение несколько раз, так и не понял что же это за слабая точка?

Цитировать
Если наша энергия благая и добрая, то откуда в ней же самой берется потенциал ее извращения?! Откуда берется причина для извращения?
"Потенциал" - это возможность самоопределения данная человеку (и ангелам) Богом. По-моему, это
очевидно.

Если считать не действующей, а "творческой", "онтологической" причиной греха в человеке диавола - то что есть причина греха самого диавола? Ответ простой - у зла нет онтологической причины, оно есть -"неправильное" использование своих природных сил. И это верно как для падшего человека, так и для падших ангелов, никакой разницы с онтологической точки зрения.

Обычная святоотеческая точка зрения такова. Грех - это неправильное использование наших природных сил. В чем это неправильное использование? В недолжном объекте приложения этих сил, в неверной цели. Ум человека должен был созерцать божественное, а обратился к тварному. Вожделевательная сила должна была быть направлена на Бога, а обратилась на тварь. И т.д. У Христа возможности такого "перенаправления" не было, т.к. Он Сам - Творец правил, это именно Он "придумал" правильные направления, он не может поэтому избрать неправильную цель.

Собственно, Максим, Вы рассуждаете почти так же, только у Вас слово тварь заменено на слово диавол. Т.е. Вы рассматриваете всего лишь один из частных случаев. Ваши рассуждения верны в этом смысле, но не полны.

И не очень понятно в чем же Вы видите слабое место "моего" (на самом деле я всего лишь пересказываю своими словами преп. Максима) в сравнении со своим - ведь по большому счету это одно и то же рассуждение.