Если наша энергия благая и добрая, то откуда в ней же самой берется потенциал ее извращения?! Откуда берется причина для извращения?
"Потенциал" - это возможность самоопределения данная человеку (и ангелам) Богом. По-моему, это очевидно.
Имеет ли возможность самоопределения Сам Христос? Или его человечество лишено самоопределение, в то время как в нас человечество по природе обладает самоопределением?
Если человечество во Христе лишено самоопределения, то Его воплощение неполноценно. Но оно не лишено самоопределения, как это ясно из
ТИПВ Книга 3.Глава VI (50). Слово Божие соединилось с плотью чрез посредство ума, который занимает посредствующее положение между чистотою Божества и грубостью плоти. Ум владычествует над душею и плотию, и самое чистое в душе есть ум, а над умом владычествует Бог. И ум Христов являет свое владычество, когда получает позволение от Высшего; но (вообще) покоряется и следует высшему, и совершает то, чего желает воля божественная.
Субъектом самоопределения в человеке является ум. Не лишен самоопределения и ум Христа.
Это Лосский, а вслед за ним Мейендорф, пустили "утку", будто субъектом самоопределения в человеке является "ипостась". Де-факто, они повторили "подвиг" монофелитов, лишив человечество Христа самоопределения через такую подмену понятий.
К сожалению, эта ложная концепция не только усвоена ныне большинством думающих церковных людей, но по иронии судьбы даже приписывается Максиму Исповеднику. Боюсь, и Вы введены в заблуждение этими горе-богословами, полагая "ипостась" субъектом самоопределения.
Если я угадал, то давайте обсудим этот важнейший, краеугольный вопрос.
Разрешив его в правильном направлении, Вы далее без особого труда исправите все прочие, вытекающие отсюда ошибки.
Итак, что есть субъект самоопределения: ум или ипостась?
Если ум, то очевидно, что и Христос выходит не лишенным потенциала зла - если считать самоопределение человека потенциалом зла!И потому надо признать, что само по себе самоопределение человека лишено потенциала зла. Чтобы такой потенциал возник, еще нужно кое-что добавить извне!
Вот какая штука.
Если считать не действующей, а "творческой", "онтологической" причиной греха в человеке диавола - то что есть причина греха самого диавола?
Ответ простой: в дьяволе это - самоопределение!
Самоопределение духов шире, чем самоопределение человека.
Дух смог стал отцом лжи, родить из себя нечто принципиально новое - ложь.
А все, что мог сделать человек - это стать сыном дьявола, войти в царство этой лжи.
Вместо того, чтобы стать сыном Божьим, войдя в царство Истины.
Самоопределение человека УЖЕ, чем самоопределение дьявола.
Мы - кроткие, смиренные существа по своей природе. Как и свидетельствует Христос о Себе: "Я кроток и смирен сердцем"!
Гордыня в человеке есть дьявольский креатив. Она чужда нашему бренному, слабому естеству. Она убивает, разрушает наше естество.
А дьявол в ней - как рыба в воде.
Вампиры, понимаете ли, выше людей... в этом их слабое место.
У зла нет онтологической причины, оно есть -"неправильное" использование своих природных сил. И это верно как для падшего человека, так и для падших ангелов, никакой разницы с онтологической точки зрения.
Разница в том, что человек сам из себя неспособен "придумать" неправильный способ использования своих природных сил. Ему нужен тут совет дьявола, его дьявольская премудрость, хитрость. На этом строится все в магии и прочем подобном.
Вот тут-то я и говорю ИЗ ОПЫТА, что не мешает заметить любителям разговоров про опыт.Обычная святоотеческая точка зрения такова. Грех - это неправильное использование наших природных сил. В чем это неправильное использование? В недолжном объекте приложения этих сил, в неверной цели. Ум человека должен был созерцать божественное, а обратился к тварному. Вожделевательная сила должна была быть направлена на Бога, а обратилась на тварь.
Это предпосылка греха, но в этом нет греха.
Бог не заповедал человеку отвращаться от твари!
Бог заповедал только одно: не вкушай!
Если бы Адам не вкусил, никакой беды бы не было, сколько бы он ни увлекался познанием твари. Рано или поздно, насытившись ограниченным, он восхотел бы Безграничного.
У Христа возможности такого "перенаправления" не было, т.к. Он Сам - Творец правил, это именно Он "придумал" правильные направления, он не может поэтому избрать неправильную цель.
Он Сам "придумал" правила как Бог или как человек? Очевидно как Бог.
Почему же Ему быть лишенным возможности произвольно избирать ту или иную цель как человек? Только потому, что Он - обоженный человек. Ибо обоженный человек - это человек, который уже избрал Свою цель, который непоколебимо предан Богопознанию, что и засвидетельствовано Богом в даре самодвижной молитвы. (Так я понимаю обожение.) "Что нас разлучит от любви Божьей? высота или глубина, или иная тварь..." - вот слова обоженного человека.
Христос отличается от любого другого обоженного человка ТОЛЬКО тем, что Он обожен от зачатия, как Сын Божий.
А от нас требуется вначале решиться на самоограничение, твердо избрав только одну Цель жизни - Богопознание.
Собственно, Максим, Вы рассуждаете почти так же, только у Вас слово тварь заменено на слово диавол. Т.е. Вы рассматриваете всего лишь один из частных случаев. Ваши рассуждения верны в этом смысле, но не полны.
И не очень понятно в чем же Вы видите слабое место "моего" (на самом деле я всего лишь пересказываю своими словами преп. Максима) в сравнении со своим - ведь по большому счету это одно и то же рассуждение.
Слабое место - что Вы о отношении проблемы самоопределения приравниваете человека и ангела. Между тем, у человека гораздо меньше возможностей самоопределения. И
потому-то Бог во
человечился, а не во
ангелился, к примеру. Если бы не было этой разницы, то ипостасное вхождение Бога в тварное бытие было бы просто невозможным, так как Божество чуждо самой возможности зла, а тварь не чужда такой возможности.
В моей концепции очень важную роь играет двухсоставность человеческой ипостаси: наличие души и тела.
Душа человека подобна ангелам - и потому лишена возможности покаяния, как лишены ее и ангелы. Возможность покаяния сязана с телесностью. С телесностью же связана и внутренняя невозможность порождения зла естеством человека.
Слабы мы для зла, ибо оно нас убивает. А ангелы бессмертны по естеству.
А Вы приравниваете самоопределение человека к смоопределению ангела.
В этом различие наших концепций.
Но глубже -
вопрос о субъекте самоопределения в человеке.Так что наш разговор еще не завершен, Андрей!