Вы же знаете, в христианстве Иисус Христос - Богочеловек. И это не может быть "подзабыто", не смотря на краткую простоту формулировки.
Такого рода формулировки "такой-то есть то-то" могут иметь два смысла, в зависимости от того, на что указывает "то-то". Они могут определять природу "такого-то", а могут определять ипостась "такого-то".
В первом случае "то-то" - это общее название множества различных ипостасей одной и той же природы, то есть, название самой этой природы.
В этом смысле правильно говорить:
Христос - человек. Христос - Бог.
Во втором случае "то-то" указывает, наоборот, на отличие "такого-то" от ряда других ипостасей, имеющих ту же приоду.
В этом смысле между людьми Христос - Богочеловек (а не просто человек), как и между Ипостасями Троицы Христос - Богочеловек (а не просто Бог).
Надеюсь, что Вы не против выражение, что Христос - человек. Вы понимаете, что это не противоречит тому, что Он - Бог. Моя мысль проста.
Как человек, Он просто обоженный человек, вот и все. И потому все, что свойственно Ему, свойственно всякому обоженному человеку. Если Он не может грешить, то и всякий обоженный человек не может грешить! (Как и говорит Иоанн Богослов: рожденный от Бога нге может грешить, ибо семя Его пребывает в Нем.)
Я против того, чтобы невозможность греха, которую мы видим во Христе, считать Его личной особенностью. Это не так хотя бы потому, что и Отец, и Дух чужды греха. Это не так и потому, что БОжья Матерь чужда греха...
Начать с того, что верно ли вообще разводить дебаты эти в данной теме? Речь ведь исходно была о грехе вольном и невольном. О проблеме в этой постановке уже сказано, переключились на другие вопросы. Не флуд ли получается?
ИМХО, пока мы не выясним, можно ли считать, что возможность греха - в природе человека (а значит, свободен от греха лишь тот, кто экстатически возвысился над природой), или является "добавкой" к нашей природе извне - до тех пор, пока мы это не выясним, заглавный вопрос темы "Что такое грех?" останется нераскрытым.
И не кощунство ли флудить об обожении, не вредно ли?... Ведь вопрос же довольно серьезный, и о нем следует говорить в условиях определенного уровня благодати, делающим человека и обстоятельства пригодными для изречения. Иначе погрешность большая.
Обожение - это свобода от власти греха. Если вопрос об обожении нам едоступен, то и вопрос о грехе нам тоже не по зубам.
Если на то пошло, то вообще
говорить о Бога и о молитве - это выше нашего уровня. Ибо что выше вопроса о Боге и о молитве, которая соединяет с Богом? Следовательно, надо допустить, что вообще участвовать в работе данного форума - это кощунство, логично?