А как насчет святости литургий? Также имхо: если литургия приводит к Божественному свету, то она святообразующа (делает святыми) или попросту - свята.
Это важный вопрос, и в ответах на него путаются многие. Святость - действенная причастность к Божественному свету (напомню, корень свят=свет). В этом истинный - духовный - смысл святости.
Как только мы делаем несколько шажков вниз - в падшее тварное состояние, открывается сакральная область (смыслов), и в этой области святость уже будет означать не причастность к нетварным энергиям Бога, а момент тварного соприкосновения и (уже искаженной) тварной передачи Божественного воздействия. Пример: священник. В чистом смысле, это человек, стяжавший благодать, и могущий ее передавать (другим людям). По слову прп.Серафима: стяжи дух мирен, и вокруг спасутся тысячи. Или так - священник по чину Мелхиседекову - из царственного священства. Однако у нас священниками называют жрецов. Жрец уже может быть не причастен к святости никоем боком. Яркий пример: первосвященник Кайафа. Первосвященником - по институциональному праву - назван тот, кто явился исполнителем злой воли. Т.е. мы видим явное несоответствие силы и смысла слов святость и священник с реальным состоянием священника(ов). Слово "священник" уже испорчено.
Другой пример испорченного слова (его смысла): святейший. По смыслу нонсенс: тот, который святее святых. Адресовать это слово можно только Богу, но величают им - по церковной табели о рангах - человека, который может быть бесконечно далек от святости. Так убивается слово - его чистый смысл. И уже вместо чистоты святости выпирает тщеславие, которое начинают оправдывать традицией, тем самым закрепляя - в словесной форме - приобретенный грех.
Другой пример искаженности чистого смысла: святой - как освященный, т.е. "пропущенный" через таинство. Святыня - то, что освящено. Святое место... Святыней и святыми местами можно манипулировать, напр., ради власти и выгоды, а святостью - присутствием Божественного света - манипулировать нельзя!
Также и "святость литургий". Возьмем, к примеру, абстрактную безблагодатную церковь, в которой совершается Литургия. Будет ли такая служба святой - при соблюдении традиционной формы службы, - если церковь вне благодати? Нет! Т.е. святость Литургии определяется не формой, а реальной (действительной) святостью людей, образующих церковь...
Итак, есть область чистых смыслов. И только обращение к этой области по настоящему очищает язык. Есть область сакральных смыслов - более низкая и уже искаженная. Священные языки и обращаются к этой области. Есть область профанации, извращения и полной потери смыслов. В последней и находится ум большинства людей. Некоторые из этих людей пытаются сохранить форму (в нашем случае это цся), выражающую сакральную область, при этом доступа в сакральную область не имеющие. Некоторые пытаются облагородить народный (профанический) язык. такое очищение всегда весьма ограниченно.
Безвидная молитва и должна вывести в область чистых смыслов, превосходя область сакрального языка, поскольку последняя - уже образная, тварная, падшая, потенциально прелестная. И только постигнув чистые смыслы, можно творить в сакральной области. И не только в сакральной... И господь, и апостолы, и евангелисты освятили бытовой язык, поскольку обращались ко всем человекам, а не только к знатокам священных языков.