Господь слышит только сердце.
молитва- не есть слово ,а - предстояние сердцем и духом пред Богом
Не согласна.
В православной аскетике есть такой очень важный процесс - исповедование себя, своих помыслов.
Бог видит в нас ВСЕ и ВСЕГДА.
Но для действенного вмешательства в наше нутро нужно, на мой взгляд, с нашей стороны конкретное обращение, просьба. Бог не нарушает нашей свободы. Без подобного обращения не вмешивается.
Оформление же подобных просьб требует осознания внутренних процессов, выхода на их понимание. Одного эмоционального сокрушения мало, нужна разумная работа над собой.
Фиксирование в слове - свидетельство "п
онятости" греха. Это работа разума по установлению главенства в нашем естестве.
Человек - существо разумное и словесное. Работа разума осуществляется в словесной форме. В выходе из эмоций на СМЫСЛ и через это на осмысленное проживание этих "покаянных эмоций".
Приведу конкретный пример, которым поделился конкретный человек (опыт не мой - из интернета):
Время же для подготовки к исповеди у меня было предостаточно. И вот тут в одну из ночей мне снится сон. Один из наших батюшек мне четко называет один из моих внутренних грехов. Это был именно тот грех, которому мне все никак не удавалось дать определение.
Слава Богу, нас в храме научили правильно подходить к исповеди – не рассказывать историю болезни, а четко и внятно формулировать суть греха, лучше когда одним словом. Вот это слово мне и не удавалось никак подобрать.
И вот во сне слышу четко этот грех. Даже во сне помню как от произнесения батюшкой этого слова внутри все будто огнем прожгло. Помню внутреннее сопротивление, но ничего не сделаешь – враг раскрыт. Просыпаюсь в радости и удивлении. Теперь смело могу идти на исповедь.
Ну вот теперь, если сравнить подобный подход с распространенной традицией подходить к исповеди через чтение покаянных молитв из молитвослова с перечислением грехов на полузнакомом языке. Вся суть - выудить из списка то, что вроде подходит и пассивно назвать при встрече со священником.