Лично мне думается, неофитам вообще не полезно читать Игнатия.
******
Мне кажется, что читать святителя Игнатия полезно. Святитель действительно оказался тем автором, который показал, как в условиях 19-века, в условиях объективного отсутствия у многих духовного руководителя - ну нет в монастыря старца, что поделать - подвизаться.
Другое дело, что его писания для Афонского опыта не актуальны. Здесь всё совсем другое. И крепкое старчество есть и школа молитвы. Предложение жить в афонском монастыре "по совету" и "по книжкам", т.е. по святым отцам собственным разумением воспримется как юмор. Но, повторюсь, для России его опыт очень важен.
Надо ещё сказать, что у святителя нет дара послушания. Он за пару лет сменил нескольких старцев, некоторые из них были на самом деле очень опытными. А потом, по протекции, быстро встал на начальствующие должности в монастыре. В последствии - епископ.
Представьте себе, что в один из современных монастырей приходит генеральский сын, из богемной среды, в монастыре не удерживается "потому что тут у них мало духовности, а у меня молитва", меняет за пару лет несколько обителей, а потом по знакомству становится сам игуменом. Как под конец жизни он признавался в одном из писем "я не знал старцев, да, признаться откровенно и не искал их" (цитирую по памяти).
У человека, идущему по общему пути отцов, т.е. не одарённому, по промыслу Божию, особыми благодатными дарами от юности, есть два пути подвига. Или он принимает на себя лёгкое бремя послушания и подвизается в нём, отсекая свою волю и тогда путь его относительно лёгок, он идёт быстро и легко - или он идёт сам, на ощупь, небольшими шажками, нащупывая тропинку во тьме, но тогда и Господь работает с ним напрямую, проводя его через искушения - часто на пределе душевных и телесных сил - через слёзы и боль покаяния. Цепи греха, опутавшие нас и вросшие в наше естество, подчас отрываются только с болью, слезами и кровью.
Именно таким путём пошёл святитель Игнатий. Он прошёл путём слёз и покаяния, путём страданий, самостоятельно изучая святых отцов, выискивая в книгах крупицы опыта. И для многих, как и он, оказавшихся в подобной ситуации, его опыт очень важен. Пройдя этим путём, он может уберечь других людей, идущих по тому же пути, от множества ошибок, падений, возможно гибели.
Но, как уже говорилось, сводить всё многообразие святоотеческого и аскетического опыта Православной Церкви к святителю Игнатию (Брянчанинову), как подчас делают его почитатели, категорически нельзя. Как на небе звезда от звезды разнится в славе, как среди ангелов существуют различные чины, как в мире земном есть разные чины святых - точно также и мы все различаемся по духовному, телесному, душевному устроению и принимаем отличные от других дары благодати. Одни получают благодать при рождении, другие (как и старец порфирий Капсокаливит) в отрочестве - за свою чистоту, третии после больших подвигов и испытаний в более зрелом возрасте. а кто то. как например, духовник профессора Осипова старец Никон (Воробьёв) - на смертном одре. И согласно нашему устроению и лекарства для нашей души должны быть различными. Советовать же одно лекарство от всех болезней есть признак отсутствия рассуждения и духовной опытности. В жизни мирской для подобных действий есть Уголовный Кодекс.
Нам же следует иметь хотя бы толику здоровой рассудительности.