Интеллект может куда угодно залезть и все-все объяснить - и даже свое непонимание. Интеллект не переспоришь, ибо споры - среда, его питающая. В этом и заключается главная ловушка и основной соблазн интеллекта. Ум, оторванный от сердца, не постигший Божией любви, восходит на мысленное небо - и демонизируется: становится самоуверенным, гордым, нетерпимым... "всезнающим". Со временем он начинает властвовать над чувствами и становится поистине непробиваемым...
Это только малая часть проблемы. Такой ум потом, подобно нахохленному петуху, красуется и гордиться своими "знаниями", хоть и пытается это прикрыть самоуничижением и ложным смирением. И он думает, что все вокруг – курицы, и будут восхищаться его перьями. И люди, испытавшие хоть касание благодати, могут посмотреть на это посмешище, и сделать вывод, что изучение святоотеческого наследия - путь к такому состоянию, путь в такую яму. И, думаю, будут отчасти правы,
изучение святоотеческого наследия во имя свое, без помощи Святого Духа, с закрытым для духа, и открытым для одной лишь буквы умом - прямой путь в яму. Но и это, если б было всей полнотой данной проблемы, было бы здорово. Ум, отрубленный от духа и от сердца, изучивший ментально Предание - мощный и опасный профанатор, он профанирует учение и в самом себе, и вокруг себя (не говоря о том, что находит всякие - тонкие или грубые - способы склонить людей следовать за ним), притом, что внешне оно остается, как бы правильным. И этот опыт профанации является почти всегда очень значительным вкладом в дело профанаторов церкви всех времен.
И еще по поводу схем: наследие св. Отцов запирается в схему. К этим схемам добавляется еще и многое другое. И человек с таким умом буквально стоит перед иконой, с развернутыми чертежами этих схем и объясняет Святому Духу, что Он должен соответствовать этим и только этим схемам. Когда же Святой Дух выходит за рамки этих схем, на Него изливается обильная хула. Что же говорить о человеке, который "осмелился" не следовать схемам псевдобогословов? Или о том, кто не является представителем его конфессии, или является, но мыслит иначе? Он использует свои наработанные “способности”, чтобы тонким образом выставить публично несогласного с ним еретиком, богоборцем, богохульником, экуменистом и кем угодно (при этом, надо отметить, что и сам выглядит довольно смешно), привирая и прибавляя к его словам то, чего не было сказано им, однако, очень тонким путем. Он демонстративно притворствует, гордясь своей мнимой “кротостью и смирением”, он прекрасно владеет различными моделями поведения, которые замаскированы под добродетели и благочестие, однако лишены внутреннего содержания, являются внешними и механическими. Можно продолжать долго. Но кого же удается ему обмануть? Чаще всего, только самого себя.
Сам я когда-то точно так же стоял перед иконами и тыкал Богу "в лицо" эти схемы, убеждая Его в том, что Он должен им только одним поклоняться, им одним и служить. Однако, Святой Дух бросил вызов моим схемам и подобной тенденции – убивать Живое Слово поклонением букве - и они, схемы мои, разрушились подобного карточному домику. И мне обидно за тех, чья вера держится на этих схемах, ибо она подобна дому, построенному на песке.
К Евгению и Солохину сделал выбор не испытывать негативных чувств, однако, к сожалению, и всякое общение с ними вижу неконструктивным. Боюсь, что никакого общения выше уровня рассудка с ними не выйдет. При том, что с Леонидом, с которым мы - многие помнят как - “дружили”, мы общаемся сейчас почти всегда от сердца к сердцу (несмотря на то, что в некоторых вопросах можем не соглашаться друг с другом на уровне умов). Хотя я считаю, что в заглавном посте этой темы он немного перегнул палку, но направление задал верное, если не брать во внимание переход на личности. Да и личности те, как таковые, сложно увидеть и тем более понять, ибо на них, как на бутерброд, намазан толстый-толстый слой интеллектуального масла так, что даже не видно - белый ли, или черный хлеб под ним. И чем больше масла, как сказал pilgrim, тем больше “духовности”, тем более духовным чувствует себя бутерброд...
* * *
Тему же эту я бы назвал, “может ли плотский ум познать Бога?” Ответ на этот вопрос дан еще апостолом Павлом почти 2000 лет назад: “помышления плотские суть вражда против Бога, ибо закону Божию не покоряются, да и не могут.”
Сколько нам еще понадобиться времени, чтобы это понять?PS. Простите за длинный пост.