Что касается ветки "о паламизме" - почему то если человека эта часть творений святых отцев интересует, то всё,капец: духовное высокомерие на ментальном пути.
Не в этом дело. Творения святых отцов сотворены не для того, чтобы подменять Дух Божий, и не для того, чтобы быть превращенными в безжизненные схемы богатых умов. Но наоборот, чтобы разрушать схемы и открывать двери для Духа (ИМХО). Однако из того, чему предназначено разрушить схему, тоже несложно создать иную схему, причем более привлекательную. Чем, собственно и занимаемся. Уровень интеллектуальной изощренности количественно не должен превышать уровень чистоты сердца; и то, при условии подчинения первого последнему. Иначе ум деревенеет, впадает в гордыню, или, по крайней мере, очень сильно подвержен этому риску. Такой ум, кстати, очень любит самоутверждаться за счет богословия, патрологии, и даже за счет того, что он "все только по святоотеческому делает, и никакой отсебятины". И со временем, это явление становится все тоньше и тоньше. Или, в лучшем случае, такой ум становится подобен евангельскому богатому человеку, который соблюдение заповедей закона сохранил от юности своей, но за Христом последовать не смог, т.к. был умственно богат, а для следования за Христом надо было раздать свое умственное богатство нищим, ну или, хотябы освободиться от привязанности к сему богатству. Т.е. богатство может быть у человека, но оно относительно, и заботиться должно больше об Абсолютном, нежели чем об относительном. В противном случае мы впадаем в идолопоклонство, служение маммоне – физической или ментальной. К такому уму может придти Христос со Отцем и объявить ему, что намерен сотворить в нем обитель, на что последует ответ: “нет, уйди от меня, лукавый дух, я все делаю по святоотеческому.” И тут же он сам себе спротиворечит. Учение святых отцов - учение духовное, посему, кто знает его букву пусть даже полностью от А до Я, но Духа не имеет, тот учение святых отцов не знает и занимается профанацией. ИМХО. И когда такой ум получает указание от брата своего на бревно в своем глазу, он этого всеми силами будет стремиться не признавать, но будет тщетно стремиться защитить себя, лучше всего просто элементарно переведя стрелки "нет у меня никакого бревна, это у тебя бревно". А что ему остается делать? Ведь это будет ударом по его авторитету. А авторитет-то надо защитить... иначе будет сложно считать себя серьезным и нечем будет кормить свое самоутверждение.
Лично мне не интересен сам Евгений, не интересно спорить с ним, полемизировать, критиковать его или на него обижаться, но это хороший пример, чтобы рассмотреть как положительные, так и отрицательные (каковых явно больше) особенности такого ума. Ведь мы не ищем здесь кого-то обидеть, дискредитировать, или - о, ужас! – лишить авторитета. Мы исследуем особенность ума, которой может обладать не один лишь Евгений, но каждый из нас. И мы ищем способы – но не схемы
– изменения такого ума, и эксперементируем в попытке достучаться сквозь такой ум до сердца. Человекам это невозожно, но с Богом все возможно. Евгению же спасибо, что согласился играть эту роль. Главное, чтобы после окончания спектакля он (и все остальные) не забыл снять театральный костюм “оклеветанного богослова”, и понять, что спектакль действительно закончился, надо идти домой, ужинать, молиться и спать. Потом же, посмотрев запись спектакля на видео, кто-то, имеющий подобную проблему, может найти для себя способы ее решения - даже если спектакль будет лишен хэппи-энда - решить ее и быть искренне благодарным театру и всем участникам спектакля, особенно исполнившему главную роль. Возможно, в его роль входит и не читать этот пост... но импровизация допускается
Я и сам имел такого мощного (ну, или чуть слабее) ментального монстра в себе, и к чему бы не прикасался, будь-то православие или что угодно, подлежало умственному распятию, воскресению же не подлежало. При том, что на любой вопрос ответ уже был готов еще до того, как вопрос сформулирован, все было “понятно” и “ясно”. И даже “Бог не мог сказать больше, чем я уже знаю”. Поэтому пришлось принести монстра в жертву... а было жалко. Он делал меня сильным и продвинутым в моих глазах, хоть я его сам от себя прятал за разными “благочестивыми” ширмочками.
Pax vobiscum!