Исихазм

Автор Тема: Психопатии и страсти  (Прочитано 16920 раз)

yury_petrov

  • Сообщений: 1124
    • Просмотр профиля

Психопатии и страсти
« : 24 Февраль 2009, 23:15:15 »
Нашел интересную статью. Вопрос в том, насколько возможна такая корреляция между психологией и святоотеческим учением о страстях? Или даже так: насколько уместно?
Я дам часть статьи, полностью она выложена по адресу: http://epifan123.chat.ru/PsyStrast.htm

Психопатии и страсти
/С.А.Белорусов/
Предлагаемый текст представляет собой конспективное описание психопатий, компилированное из литературных источников, а также собственной практики. При этом в кажый раздел вживлены отрывки аскетических текстов, относящихся к соответствующей духовной патологии. Их источником является упомянутый классический сборник "Добротолюбие". В скобках первая цифра означает том "Добротолюбия" /издание второе, дополненное, Москва, 1901/, вторая - страницу.

ШИЗОИДНАЯ ПСИХОПАТИЯ - СТРАСТЬ ГОРДОСТИ
Объединяющей характеристикой шизоидов является интровертированность или обращенность ценностной ориентации вовнутрь. Апогеем интровертированности является аутизм, который означает практически полное отсутствие контактов с окружающей реальностью. Оторванность от внешнего мира производит со стороны впечатление неадекватности, чудаковатости, причудливости, странности. Необъяснимые извне проявления внутренней деятельности воспринимаются как монотонные или парадоксальные.
"Плотская гордость вот в каких действиях проявляется: в говорении ея бывает крикливость, в молчании досадливость, при веселости - громкий, разливающийся смех, в печали - безсмысленная пасмурность, при отвечании - колкость, в речи - легкость, слова как попало вырывающиеся без всякого участия сердца. Она не знает терпения, чужда любви, смела в нанесении оскорблений, малодушна - в перенесении их, тяжела на послушание, если не предваряет его собственное желание и воля.... она более верит своему мнению, чем разсуждению старцев" (2-90).
Широко известно высказывание Э.Кречмера, уподобившего шизоидность римским виллам с их строгой архитектурой и закрытыми ставнями окон, за которыми происходят роскошные пиршества, недоступные взгляду стороннего наблюдателя.
В других описаниях встречается образ стеклянной стены, той или иной степени прозрачности, но всегда присутствующей при соприкосновении с такого рода личностями. Личностные контакты шизоидов затруднены из-за этой стены, но когда происходят, то вследствие предшествовавшей сложности их возникновения, нередко становятся особенно насыщенными эмоционально, дружба приобретает необыкновенную теплоту без дистанциированности, полную откровенность, так как шизоид включает такого человека в свой внутренний мир, наделяя особыми, вовсе не объективными свойствами. Человек вошедший в доверительные отношения с шизоидом может быть удивлен как приписываемыми ему необыкновенными качествами, так и степенью собственной значимости для шизоида. Особенно драматичной в этом отношении может быть влюбленность с особой затаенностью и бурным выплеском чувств по отношению к ничего не подозревавшему человеку.
Одинокая мечтательность - неотъемлемое свойство шизоидов. Упоительные грезы облекаются в прихотливую художественную форму у творчески одаренных личностей, в то время как интровертированные индивиды с менее выраженной фантазией находят вкус в продолжительной рыбной ловле, монотонных абстрактных увлечениях, типа многолетнего собирания марок.
Шизоидность приметна уже на первый взгляд: особая посадка головы, диспропорции фигуры, резкая, лишенная пластичности, моторика, ходульная походка, обедненность, стереотипия или утрированность мимики, плохо модулированный, необыкновенно высокий или скрипучий голос, одним словом речь идет о некоторой механистичности или роботообразности.
Дисгармоничность - вторая универсальная характеристика шизоидии как личностного типа, находит свое выражение в нескольких аспектах. Само слово "схизис" означает расщепление, противоречие внутри целостности. Шизоид либо пренебрегает собственным телом, либо культивирует его. Одаренные акцентуаты этого круга являются вдохновителями принципиально новых направлений моды, но большинство поражает окружающих безвкусицей в одежде и нелепыми аксессуарами. Парадоксальность эмоциональной активности шизоидов отразилась в описанном, правда уже у больных шизофренией, феноменом "дерева и стекла" - сосуществованием аффективной тупости к близким и несоответствующей хрупкости, гиперчувствительности к объективно малозначащим фактам.
Отгороженность в контактах находит свое отражение и в пониженной сексуальности, что характеризуется либо отсутствием эротических стремлений, либо самой извращенной чувственности. Наиболее яркие примеры перверсий, абсолютно необъяснимые и недоступные вчувствованию, описаны именно у личностей шизоидного круга.

"Таков закон правды Божией, что кто нераскаянно надымается гордостным превозношением сердца, тот предается на посрамление гнуснейшей плотской срамоте"(2-87).

Дистанциированность от внешнего мира компенсаторно ведет к склонности к схематизации. Безупречность логических построений, столь убедительна для них самих, что несоответствие их непосредственному опыту воспринимается по принципу "тем хуже для фактов". Нравственный и этический резонанс замещается нередко утрированным эстетизмом. Особенно весом вклад шизоидных ученых в теоретические сферы знания: математику, физику, экономику. При этом шизоиды абсолютно беспомощны в практической деятельности.

Внутреннее ощущение собственной правоты, отказ в доверии миру, позволяет идентифицировать соответствие шизоидии на психопатическом уровне страсти гордости в нравственной сфере.

"Гордость есть опухоль (надутость) души, наполненная испорченной кровью" (2-267). "Конец гордости - отвержение Божией помощи, упование на свое тщание, бесовский нрав. Гордый не имеет нужды в бесе искусителе, он сам сделался для себя супостатом"(2-545,546).

Особое место аутизма среди остальных типов личностных дисгармоний отражено в изречении св. Иоанна Лествичника - "блудных исправляют люди, лукавых ангелы, а гордых - сам Бог".

 

ИСТЕРИЧЕСКАЯ ПСИХОПАТИЯ - СТРАСТЬ ТЩЕСЛАВИЯ
Основной особенностью данного патохарактерологического типа является "жажда признания". Соответственно К.Ясперсу, истериков также объединяет "стремление казаться больше чем есть на самом деле и пережить больше, чем в состоянии пережить".
Так как для демонстрации и привлечения к себе внимания существует множество возможностей, то описать типичные затруднительно вследствие крайней вариабельности проявлений.

"Прочие страсти просты и однообразны, а эта многочастна и многообразна" (2-74).

Достаточно распространенной является претензия на оригинальность. Казаться непохожим на других - частый стиль поведения. Экстравагантность или отрешенность, восторженность или напускное безразличие, любая выделяющая их контрастность является маркером данного характера. В анналах судебной психиатрии описаны даже самооговоры в несовершенном преступлении, сделанные такими людьми лишь с одной целью - обеспечить общественный резонанс вокруг собственной персоны.

"Диавол, в ком не мог породить тщеславия благообразием статной и блестящей одежды, в том пытается всеять его одеждою неуклюжею, неопрятною и нищенскою; кого не мог ввергнуть в сию страсть честию, того подбивает на нее уничижением; кого не мог заставить превозноситься многознанием и умением красно говорить, у того вызывает это важничаньем в молчании"(2-75)

Они безусловно эгоцентричны, но это не эгоцентризм гордости шизоидов, а инфантильное самолюбование как бы со стороны. Для них невозможно длительное напряжение сил (за исключением редких случаев, связанных с перспективой необыкновенной популярности). Чаще они непостоянны, ориентированы на немедленный успех, легко переживают фиаско, из которого тут же извлекут выгоду, нередко путем суицидального шантажа и вновь, с невообразимой легкостью меняют амплуа.
Характерно преувеличение своих возможностей, таинственные полунамеки на могущественных покровителей, упоминание вскользь трагических обстоятельств жизни. Там где, как им кажется это срабатывает недостаточно впечатляюще, в ход идет неприкрытая аффектация с выставлением напоказ того, что принято скрывать.

"Уныние разслабляет душевную силу, а тщеславие болезненного делает здоровым, старика более сильным чем юноша, если только много свидетелей того, что делается ... похвала многих возбуждает усердие"(2-261).

Фальшь сочетается с незаурядной наблюдательностью, позволяющей соответствовать (или противоречить) ожиданиям окружающих. Впрочем, им нередко отказывает чувство меры и порой они сами проникаются наивной уверенностью в собственных вымыслах. В психиатрии описан родственный истерической психопатии синдром Мюнхгаузена.
Истерики обычно (если не присутствует шизоидный радикал) поверхностны, их чувства привязанности лишены глубины, влюбленности романтичны и мгновенны, им чуждо постоянство и ответственность. Они обычно легко внушаемы, ими легко манипулировать, подкармливая восхищением.

"Прекрасно наши старцы изображают свойство этой болести, сравнивая ее с луком и чесноком, которые по снятии одного покрова оказываются опять покрытыми другим таким же и сколько раз не снимай покров, они все оказываются покрытыми" (2-75).
...

Заканчивая обзор разновидностей истерической психопатии, которой в американской классификации соответствует "нарцисстическое личностное расстройство", следует отметить действительную незаурядность и частую одаренность в кругу данного типа личностной патологии.

"Тщеславие весьма удобно прививается к естественным дарованиям"(2-542).
...

viktorioan

  • 3
  • Сообщений: 460
  • православие
    • Просмотр профиля

Re: Психопатии и страсти
« Ответ #1 : 05 Апрель 2009, 08:00:08 »
Очень любопытные вещи вы пишете. На жизненном пути встретил человека, тот занимался восточными практиками цигун, сам профессиональный психолог, имевший опыт (медицинский) с больными пациентами, клиническими случаями. Вы знаете, этот человек, благодаря занятиям приобрел способность видеть свет в человеке, и определенную прозорливость. Очень много любопытного можно было у него узнать о том какие проблемы с энергетикой у тех или иных больных, с тем или иным диагнозом. Вы знаете, что самое страшное? Его поработило чувство своей исключительности (гордость). . И если общество кидается других лечить, даже их не спрашивая , то это как раз тот случай, ОН ОГРОМНАЯ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ОБЩЕСТВА, потому как может увести за собой многих. Мне пришлись по душе ваши строки
Особое место аутизма среди остальных типов личностных дисгармоний отражено в изречении св. Иоанна Лествичника - "блудных исправляют люди, лукавых ангелы, а гордых - сам Бог".
Или
"Гордость есть опухоль (надутость) души, наполненная испорченной кровью" (2-267). "Конец гордости - отвержение Божией помощи, упование на свое тщание, бесовский нрав. Гордый не имеет нужды в бесе искусителе, он сам сделался для себя супостатом"(2-545,546).
Способности человека больше чем у других. и вместо того чобы быть ближе к Богу налицо его отторжение. Признает, что он есть, но что бы Ему поклониться  :evil:  Ни за что. А ведь и книги пишет, и стал известен, правда пишет под псевдонимом.
Думал стоит ли писать его имя (стоит ли уделять ему внимание), но думаю стоит, хотябы между прочим. Каргополов - псевдоним, истинная фамилия Герасимов.
"Внешних судит Бог", ну а нам просто надо знать их в лицо, что бы не ошибиться.
Одной фразы старенького Иоанна: «Ребятки! Любите друг друга!», было достаточно людям, что бы не только верить в Того кого не видели, но и прожить собственную жизнь иначе обычного!?

yury_petrov

  • Сообщений: 1124
    • Просмотр профиля

Re: Психопатии и страсти
« Ответ #2 : 05 Апрель 2009, 23:13:40 »
Очень любопытные вещи вы пишете.
Ну... во-первых я не уверен, что вы внимательно прочитали текст :)
Во-вторых касательно вашей реплики: я считаю, что любые медитативные практики приводят к просветлению. Не не все практики приводят ко Христу. И одним из наиболее гордостных проявлений радикального православия заключается в том, что происходит отвержение инославных практик вместо их разумного включения в благовестие Евангелия. Из-за этого православие повернулось от благодатной аутентичности к аутичности с вполне применимым высказыванием Кречмера, уподобившего шизоидность римским виллам с их строгой архитектурой и закрытыми ставнями окон, за которыми происходят роскошные пиршества, недоступные взгляду стороннего наблюдателя.
« Последнее редактирование: 05 Апрель 2009, 23:47:12 от yury_petrov »

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Психопатии и страсти
« Ответ #3 : 06 Апрель 2009, 00:02:01 »
yury_petrov
Цитировать
И одним из наиболее гордостных проявлений радикального православия заключается в том, что происходит отвержение инославных практик вместо их разумного включения в благовестие Евангелия.

  Простите...по-подробнее об этом. Как Вам представляется это сделать?
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Helicon

  • Сообщений: 434
    • Просмотр профиля

Re: Психопатии и страсти
« Ответ #4 : 06 Апрель 2009, 00:04:44 »

 я считаю, что любые медитативные практики приводят к просветлению.


Нашел на каком-то форуме:


"Один мудрый старик увёл меня от клетки с мартышками и подвёл к обезьяннику.

- Видишь, как мечутся по решёткам эти обезьяны, и ищут выход из клетки?
- Угу.
- А видишь ту, которая сидит тихо и не прыгает?
- Та ободранная?
- Да. Она "просветлённая"!
- Это как?
- Она вчера НАШЛА ВЫХОД и выбралась из клетки!
- И что?
- Попала в вольер к тиграм
."  :-D
Вера не становится верой у человека, если она не делается духовной; духовной же она не делается, если не делается предметом любви; а делается она тогда, когда человек любит жить жизнью истины и добра, то есть, жить согласно тому, что предписано в Слове

viktorioan

  • 3
  • Сообщений: 460
  • православие
    • Просмотр профиля

Re: Психопатии и страсти
« Ответ #5 : 06 Апрель 2009, 06:44:44 »
Тогда скажем так, не каждое просветление приводит к Христу.
Хотите стать той обезьянкой, как написал(Helicon от 05 Апреля 2009, 23:13:40) могу на личку дать сайт?!
Если я не прав, извинюсь!
отвержение инославных практик вместо их разумного включения в благовестие Евангелия.
я не против инославных практик, если они по иному славят, в мире много разных народов с разными языками, оттого по разному одно звучит, но суть одно.
Для просветленного все живые существа суьть Будда, для не просветленного его тело Будда или из многих людей как столпов сотворил Гоподь храм (не дословно).
В данном случае когда речь зашла о Христе, и человек не смог уклониться от ответа, очень не корректого можно было услышать как от психиатра о личности Христа.
Я к тому налицо просветление, видение света и тд. ,слышание считывание информации о других,(интуиция -пражня) и тд.. но не приятие Христа. :?
Но обогащать опыт Христианства, разве кто спорит? Хребет Христианство, нынешняя психология - новая одежда?
 Христос: "И больше слелаете".
Простите если кого обидел.


Одной фразы старенького Иоанна: «Ребятки! Любите друг друга!», было достаточно людям, что бы не только верить в Того кого не видели, но и прожить собственную жизнь иначе обычного!?

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Психопатии и страсти
« Ответ #6 : 06 Апрель 2009, 10:46:38 »
Каждый, кто читает эту статью, обнаруживает какие-то виды психопатии/страсти, характерные именно для него. И получается, что многообразие человеческих характеров, многоцветие мира основывается лишь на многообразии психопатий/страстей. Это как лес, где никогда нет двух одинаковых деревьев. Но сдерите с деревьев листву, обрубите ветки (суть страсти/психопатии), и будут кругом торчать только неподвижные мертвые стволы - воплощенное бесстрастие. И безжизненность. И никакой ветер (Дух) не заставит этот мертвый лес шуметь. Жутко.
Выход - в преображении страстей, о чем тут уже немало говорилось. В их естественном умирании, как осенью умирает листва на деревьях. И в том, чтобы пережить зиму.

serebro

  • Сообщений: 219
    • Просмотр профиля

Re: Психопатии и страсти
« Ответ #7 : 06 Апрель 2009, 13:01:17 »
Статья - венигрет. Предлагаю переименовать ее в "Просветленные ставят диагноз".
А вобщем обычное псевдоправославное хамство и снобизм разлиты по сточкам.

yury_petrov

  • Сообщений: 1124
    • Просмотр профиля

Re: Психопатии и страсти
« Ответ #8 : 07 Апрель 2009, 13:52:00 »
Статья - венигрет. Предлагаю переименовать ее в "Просветленные ставят диагноз".
А вобщем обычное псевдоправославное хамство и снобизм разлиты по сточкам.
Ну почему винегрет? Вполне обоснованная статья, развивающая некоторые святоотеческие идеи о том, что по внешним признакам можно узнать страстные уклонения человека. Если не ошибаюсь, об этом говорил авва Дорофей. Что касается псевдоправославного хамства, то, извините, этого я никак не смог разглядеть в статье.

yury_petrov

  • Сообщений: 1124
    • Просмотр профиля

Re: Психопатии и страсти
« Ответ #9 : 10 Апрель 2009, 00:01:27 »
yury_petrov
Цитировать
И одним из наиболее гордостных проявлений радикального православия заключается в том, что происходит отвержение инославных практик вместо их разумного включения в благовестие Евангелия.

  Простите...по-подробнее об этом. Как Вам представляется это сделать?
Да вот на этом форуме обсуждается теплота в сердце, связанная с чакрами.

юнга

  • Сообщений: 1213
  • Максим, православный
    • Просмотр профиля

Re: Психопатии и страсти
« Ответ #10 : 10 Апрель 2009, 00:25:01 »
Можно и из психологии извлечь полезное, по крупицам, но стоит ли терять время когда в святоотечском учении страсти проанализированы детально?

viktorioan

  • 3
  • Сообщений: 460
  • православие
    • Просмотр профиля

Re: Психопатии и страсти
« Ответ #11 : 10 Апрель 2009, 06:42:20 »
вряд ли стоит отказываться от опыта. и язык ихложения иной. Смысл может тотже, да язык разный Вот смотрите"АЗ победил мир" и "Я победил мир"  АЗ и Я одно ли и тоже ? А в объяснениях еще круче!
Одной фразы старенького Иоанна: «Ребятки! Любите друг друга!», было достаточно людям, что бы не только верить в Того кого не видели, но и прожить собственную жизнь иначе обычного!?

stranik

  • 3
  • Сообщений: 2635
    • Просмотр профиля

Re: Психопатии и страсти
« Ответ #12 : 22 Июнь 2009, 19:51:28 »
Миллиарды людей в прелести и это форма заболевания душевная-душевнобольные люди вне контроля дурдома..Дурдом контролирует то что ему подают на сегодня  они ставят диагнос,раньше норма порвать ноздри вору,теперь это садизм,представте помазанки Божии святой Руси садисты,колесовать человека,четвертовать-обрубить ноги и руки-ну нормальный человек такого царя нормальным будет считать  пойдет ли сегодня кто исполнить такое безумие.рубить ноги -православные упадут глядя на такое-но раньше было норма..на кол посадить вообще это обычное дело..Есть конечно буйные и в православии которые с кулаками пойдут и начнут бить -типа ах ты еретик,потому что эго пробило на агресию,особенно если наркотики употребляет по внушению врача из дурдома,такой может ударить с зади неожиданно за ересь по затылку,так удобнее ему,и что ты скажешь..Я имел дело с нарконаманами-с теми которых пробивает на юмор,те хахатуны,любят рокк врубят и акомпанируют имитируя гитаристов,или еще что такое -ну посмеялись да и разошлись-но видел кого на агресию пробивает-тут надо быть внимательным и держаться на почтительном расстоянии-не желательно усмирят силой это обидится навеки-лучше от такого отойти и держаться подальше..Злоба его вырывается неожиданно-Он может стать на защиту той же России и ударить русского,или на защиту америки и ударить американца-за т что тот не поехал в Ирак на войну и будет прав или поддержит Патриарха-нашумит от мени патриарха,там доложат что вас в США защищали и пострадал за вас...православие не исключение-сколько разворотов даже вот недавние..! 5 раз анафема на новый клендарь из турции сделана,потом турков побили в первой мировой и поменяли календарь..Или 2 мировая обьединила все религии на борьбу с врагами-с одного  другого бока-все месте -ради Бога режут..Потом победа 1948 год холодная война и резкое заявление в СССР только православие всё что за пределами не признавать грузин Сталин так решил .Потом в 1960 Хрющев сказал это сё ерунда -давайте опяь вместе со всеми и пошли на помощь всем церквям мира сего,потому что всякие адвентисты без СССР развалились бы без православиа и пошли помочь,это надо как то видеть-что разницы тут нет-на всё воля Бога в СССР,как было всё сказал Ленин  и попробуй возрази,с Лениным так можно играть а Бог накажет..Не на всё воля Бога..не на всё, на то что Он хочет..а Он не всё хочет..страное дело не отправляет будто кто читает и блокирует-кину в другое место не куда наметил,чего вы там глушите

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: Психопатии и страсти
« Ответ #13 : 22 Июнь 2009, 21:36:28 »
Цитировать
Причина прелести – не молитвословие, не псалмы, не каноны и акафисты, не молитва Иисусова, – нет! Сохрани Боже всякого от такового богохульства! Гордость и ложь – вот причины прелести!

 Все виды бесовской прелести, которым подвергается подвижник молитвы, возникают из того, что в основание молитвы не положено покаяние, что покаяние не сделалось источником, душою, целью молитвы.
Святитель Игнатий Брянчанинов.
вот смотрите...
покаяние это изменение...
значит в основу должно быть положено желание изменения...желание изменения это желание стать лучше....стать лучше это желание избааится от вредных привычек(страстей)...желание избавится от страстей это желания стать чистым, святым...вот в итоге получается лежит желания стать святым... а говорят что это желания прелестное...
наверно надо понять что такое святость...в начале хотя б ментально...
вот спрашиваю как разрешить эту проблему?

ведь боясь прелести...можно убить в себе вообще всякое желание к изменению...

tpash

  • Сообщений: 318
    • Просмотр профиля

Re: Психопатии и страсти
« Ответ #14 : 23 Июнь 2009, 08:38:08 »
стать чистым, святым...вот в итоге получается лежит желания стать святым... а говорят что это желания прелестное...
наверно надо понять что такое святость...в начале хотя б ментально...
вот спрашиваю как разрешить эту проблему?
Леонид справедливо подметил, что состояние святого человека, это нормальное состояние, в котором мы изначально сотворены Богом. Точнее даже можно сказать, что это естественно наше состояние
Поверьте мне: 2 минуты в аду - это целая жизнь (Дж.Константин, фильм "Константин")