Исихазм

Автор Тема: объяснение "случайных" внешних обстоятельств  (Прочитано 32465 раз)

SA

  • Сообщений: 13
  • Spirited Away
    • Просмотр профиля

Мне очень интересно, как библия и святые отцы объясняют позитивные и негативные независимые от человека внешние обстоятельства. К примеру, в буддизме такую роль играет теория о причинно-следственной связи, по ней понятно, что если с тобой что-то приключилось - хорошее или плохое, - то все можно списать на свои же поступки, мысли, желания в прошлом. Какие именно раздумывать не приходится, т.к. они могут быть и из прошлых жизней. А как с этим дело в библейских традициях обстоит?

Victor

  • Сообщений: 466
  • Севастополь
    • Просмотр профиля

Промысел Божий.

SA

  • Сообщений: 13
  • Spirited Away
    • Просмотр профиля

А более подробно?

Промысел - это звучит как что-то неведомое, он толком ничего не объясняет. Допустим, я делаю зло направо-налево, а все по жизни складывается отлично, или наоборот - почему промысел в этом случае такой странный?

Еще интересно как объясняются младенцы, которые рождены с дефектами, они точно еще не успели ничего натворить, ни хорошего, ни плохого.

Victor

  • Сообщений: 466
  • Севастополь
    • Просмотр профиля

"Некоторый святый отшельник молил Бога, говоря: Господи, открой мне судьбы Твои. Часто же и подвиги налагал на себя ради этой причины. И внушил ему Бог, что исполнение этого требования невозможно для человеческой природы. Когда же он не переставал умолять Бога, Бог, восхотевши известить старца, попустил придти к нему помыслу, чтобы идти ему посетить одного отшельника, жившего в далеком расстоянии. И приготовив милоть свою, пошел он в путь. Послал же Бог ангела, и, преобразившись в монаха, встретил он старца и сказал ему: куда идешь, добрый старец? Старец же говорит: к такому-то отшельнику. И ангел говорит ему: и я туда же иду, пойдем вместе со мною. И когда прошли они первый день, пришли в некоторое место, где был христолюбец, и, принявши их, успокоил. И когда вкушали они, предлагал им пищу на серебряном блюде. И после того, как окончили они, ангел, взяв блюдо, бросил его на воздух. Старец же, видя сие, оскорбился. Потом вышли, совершая путь вместе, и на второй день пришли в другое место, нашли и там мужа христолюбца, любившего монахов, который с любовью принял их и, омыв ноги их, успокоил. На утро, имея у себя единственного сына, вывел его принять у них благословение. Ангел же, взяв его за горло, задушил. Старец, видя сие, ужаснулся, но ничего не сказал ему. Пройдя третий день, никого не нашли они, кто бы принял их, нашли же одну хижину, опустевшую с давнего времени, и сели под тенью стены. Старец, выходя, взял с собою хлебов и стал вкушать. Видит ангел стену, угрожающую падением; вставши и препоясавшись, начал разбирать стену и опять строить. Тогда старец вышел из терпения и заклял его, говоря: ангел ты или бес, — скажи мне, кто ты? Ибо дела, какие делаешь ты, не свойственны человеку. Вчера и позавчера приняли нас христолюбцы оные и у одного не ты ли погубил блюдо, у другого задушил сына, и здесь, не имея никакого предлога, остановился делать постройку. Тогда сказал ему ангел: слушай, и я тебе скажу: первый принявший нас — человек боголюбивый и по Божиему владеет принадлежащим ему. Но блюдо досталось ему от неправедной прибыли; итак, чтобы ради блюда не погубил он всего своего труда, вот я уничтожил его, и стал весь труд его чист. И другой принявший нас есть муж добродетельный и милостивый. Если же остался бы в живых сын его, сделался бы он орудием сатаны и в забвение привел бы добро отца своего; потому, тогда как юн еще он, я задушил его, чтобы и он спасен был пред Богом. Здесь же хозяин этого двора — человек нечестивый и многим старается делать зло; беден же он и потому не все может делать. Дед же, строя стену сию, положил в нее деньги. Чтобы, найдя их, не стал он обижать, кого хочет, вот я поправил стену и отнял возможность найти деньги. Иди в келью свою, ибо, как сказал Дух Святой, суды Божии — бездна многа. Сказав сие, ангел Божий сделался невидим. Тогда старец, придя в себя, возвратился в келью свою, прославляя Бога".

Древний патерик

Victor

  • Сообщений: 466
  • Севастополь
    • Просмотр профиля

"Авва Антоний, проникая в глубину судеб Божиих, вопросил, говоря: Господи! Почему одни немного живут и умирают, а другие живут до глубокой старости? Почему одни бедны, а другие живут богато? Почему нечестивые богатеют, а благочестивые бедны? Тогда был к нему глас, глаголющий: Антоний! Себе внимай! То — суды Божии, и тебе нет пользы знать их".

Древний патерик


Мне и самому интересно, почему так получается, но понимаю, что могу только догадываться, видеть ничтожную часть происходящего и по ней пытаться судить явление. Но думаю, что людям, очищенным от страстей, Бог открывает всё как есть.

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Но выходит, что суды Божьи - это не что-то, что зависит от одного только Бога, и не очень-то уж правильно их называть промыслом (если понимать это как Промысел, который идет от начала времен), ибо они зависят от внутреннего состояния человека, его мотивов, мыслей, чувств, поступков, решений и т.д.
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

yury_petrov

  • Сообщений: 1124
    • Просмотр профиля

Как человек может не принадлежать Богу, пользуясь противоправно от Бога же дарованной свободой, так и "обстоятельства" могут быть вовсе не от Бога. Христос сам об этом сказал: "Невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят".
Мне даже более кажется, что вовсе не от Бога приходят почти все внешние обстоятельства. Вопрос в том - как мы пользуемся этими обстоятельствами: отключаемся от них, падаем в депрессняк или мужаем во Христе. А то ведь и мужать можно не во Христе.

Victor

  • Сообщений: 466
  • Севастополь
    • Просмотр профиля

Никто и не утверждал, что все обстоятельства идут от Бога. Промысел бывает либо по Божьей воле либо по Его попущению. Соблазны приходят по попущению. Конечно и от нас самих многое зависит.

SA

  • Сообщений: 13
  • Spirited Away
    • Просмотр профиля

Спасибо за цитаты. Погуглила больше о промысле, очень интересно. Все не совсем так, как я предполагала. Довольно близко к моей собственной картине мире, за исключением того, что тут рассматривается все сквозь призму того, что все решения Бога направлены на благо для человека. По моему разумению они неведомы полностью, потому что я не могу знать наверняка направлены ли они на благо или на что-то другое, от этого часто и возникают негативные эмоции по поводу того, кто направляет.

Чем в этом случае можно было бы убедительно объяснить, что промысел Бога направлен именно на благо?




Еще одно осталось непонятным. Это вопрос, касающийся свободы воли.

Если все происходит либо по воле Бога, либо по его попущению, то это звучит так, как если бы свобода воли существовала, ведь существует попущение.

Однако Бог тасует обстоятельства так, дабы максимально приблизить нас к спасению, тогда получается, что свободы воли в целом (отказаться от спасения) все-таки не существует. Ведь Бог постоянно указывает нам это направление, а если мы с ним не согласны, то с нами случаются вещи так, чтобы они показали нам, что мы неправы и что к спасению нужно стремиться. Бог не полволяет нам окончательно решить, что оно нам не нужно.

Из этого я делаю вывод, что чего-то не понимаю, потому что если Бог не позволяет нам решить в целом хотим мы спасения или нет, то окончательной свободы воли быть не может.

Мне хотелось бы разрешить это противоречие, как оно может разрешаться?

yury_petrov

  • Сообщений: 1124
    • Просмотр профиля

Так, начинаются опять богословские дебри... Промысел божий совершается в сердцах: "стою при дверях и стучу", а внешние обстоятельства... какая разница как их объяснить? В конце концов и дьявол весь в руках Бога и является орудием промысла, выполняя роль "костяшки пальцев стучащего".

SA

  • Сообщений: 13
  • Spirited Away
    • Просмотр профиля

Ну что значит дебри? Это не дебри, а ключевые моменты в картине мира.

Как это какая разница как объяснить внешние обстоятельства? Очень большая. От этого зависит какие чувства Вы будете испытывать к миру, к другим людям и к себе. А также как Вы будете поступать исходя из этих чувств. Вы ведь исихаст, для Вас это задача первоочередная, испытывать правильные чувства, а те, что Вы считаете бесовскими - не испытывать, Вы должны понимать, насколько составление подходящей для этого картины мира важно!

Но Вас кажется своя устраивает и Вы не озабочены ее изменением. А у моей есть явные изъяны, которые ведут к плохим последствиям и которые я ищу способы исправить. Не из пустого же любопытсва тут тему завела.

Так если Вам не жалко, то разъясните мне эти "дебри"!

SA

  • Сообщений: 13
  • Spirited Away
    • Просмотр профиля

Добавлю в целях иллюстрации. Вот Вы, yury_petrov, пишете буквально так: без разницы как объяснить внешние обстоятельства, все они от Бога, даже дьявол орудие промысла. Это значит, что Вы исходите из предпосылки, что то что от Бога - оно всегда хорошо, даже если Вам это не видно, а значит, все что с Вами происходит во всех случаях приемлимо и полезно. А представьте как бы Вы относились к миру если бы думали, что все обстоятельства направлены Вам во зло? Вы бы и вели себя иначе. Настолько влиятельны такие детали.
   

yury_petrov

  • Сообщений: 1124
    • Просмотр профиля

А представьте как бы Вы относились к миру если бы думали, что все обстоятельства направлены Вам во зло? Вы бы и вели себя иначе. Настолько влиятельны такие детали.
Сердцу не прикажешь - насколько оно, этот источник помыслов злых или добрых, освящено благодатью - настолько и будем считать обстоятельства злыми или добрыми. Как вождение авто на дороге: плохому водителю все на дороге мешают ехать, хорошему - никто не мешает. И решение: кто и в какой степени мешает на дороге зависит от сердца человека, а не от наличия других машин на дороге.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

SA
***Как это какая разница как объяснить внешние обстоятельства?***

Для Вас важно объяснение феномена или вещи. Исходя из этого объяснения, Вы будете строить свои отношения, "забывая", что в этом объяснении и кроется самое серьезное искажение. Но объяснение укрепляет стабильность ума, дает ощущение цели  и задает направление к ней.

Забери от книжника объяснение или отними от догматиста канон - и земля разверзнется под ногами, и откроется ад, и выйдут демоны преисподней и утащат души бедного догматиста и книжника  с собой.

Убери объяснение от человека с чистым сердцем и ясным умом - и откроются небеса, и изольется неизглаголанное откровение. И станет понятен ход внешних обстоятельств, ибо от Бога они.

Victor

  • Сообщений: 466
  • Севастополь
    • Просмотр профиля

Ведь объяснение нужно ещё и принять - а как принять, если всё в тебе вопиёт: "не хочу, не хочу таких обстоятельств!". То есть - что с объяснениями, что без них - человеку (я про себя) трудно принять то негативное (на собственный взгляд), что с ним происходит ПОМИМО его воли. Поэтому и говорится Антонию (и нам): не ищи объяснений, но верь Богу, который устраивает всё для блага человека. В этом-то и вся сложность и простота - преодолеть собственное любопытство и не-верие.