Исихазм

Автор Тема: Закат исихазма  (Прочитано 27687 раз)

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Re: Закат исихазма
« Ответ #60 : 22 Март 2009, 18:55:23 »
2. Большая часть исихастской традиции утеряна. Исихастское возрождение 19-го было скорее предвозвестием - зарей, которую быстро поглотили темные тучи века 20-го.
Не уверен что это большая проблема. Точнее даже наоборот - думаю, что обстоятельства жизни человеков настолько изменились (хотя бы с 16 века), что "техническая" часть традиции все равно нуждалась бы в реформации. Все равно нужны были бы пионеры ищущие пути на собственный страх и риск.

Что касается внешней Церкви, то жизнь сама собой выводит на следующие правила: а) не покидать внешнюю Церковь, иначе на твоем месте в этой Церкви останется пустота, ...
Помните дзенскую притчу о чашке чая? Может быть на каком-то этапе эта пустота необходима?

Цитировать
Что касается церкви внутренней, то ее отыскать не так-то легко. Эти поиски похожи на кружение-петляние евреев по Синайской пустыне, где есть и внутренние бунты, и поклонение идолам и много чего еще. Синайская пустыня на самом деле маленькая, но надо помнить, что путь через нее может занять  40 лет :)
+

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Закат исихазма
« Ответ #61 : 22 Март 2009, 20:07:39 »
б) не заниматься поисками "благодатного батюшки-делателя" или "истинно-духовного монастыря" - эти поиски приведут в лучшем случае к усеченному варианту все той же внешней Церкви с ее болезнями, в) не входить в слишком близкие отношения со священнослужителями - не потому что священники или монахи не достойны тебя, а просто потому что обе стороны неизбежно будут грузить друг друга собственными проблемами, далекими от Бога.
Мною было замечено интересное явление в конце 80-х годов. Люди, пропахавшие на своём, с позволения сказать, духовном пути буддизм, индуизм, даосизм и прочие кастанеды, придя в итоге в Православие, вдруг с комфортом в нем расположились, и не просто обустроились, а еще обнаружили, что легко нейро-лингво-программируют батюшек и монахов под себя. Даже тогда (и особенно тогда), когда берут у них благословение на что-либо.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Закат исихазма
« Ответ #62 : 22 Март 2009, 20:39:46 »
Что касается внешней Церкви, то жизнь сама собой выводит на следующие правила: а) не покидать внешнюю Церковь, иначе на твоем месте в этой Церкви останется пустота, ...
Помните дзенскую притчу о чашке чая? Может быть на каком-то этапе эта пустота необходима?

Gior, вы имеете в виду эту притчу?

Нан-ин, японский учитель Дзен, принимал у себя университетского профессора, пришедшего узнать, что такое Дзен. Нан-ин пригласил его к чаю. Он налил гостю чашку доверху и продолжал лить дальше.
Профессор следил за тем, как переполняется чашка, и, наконец, не выдержал: "Она же переполнена. Больше уже не войдет!"
"Так же, как эта чашка,"- сказал Нан-ин, - "Вы полны Ваших собственных мнений и размышлений. Как же я смогу показать Вам Дзен, если Вы сначала не опустошили Вашу чашу?"


Gior, дело в том, что никогда нет уверенности в том, что твоя собственная чашка действительно пуста. Скорее, есть уверенность в обратном.
Для меня лично внешняя Церковь  - это не собрание  "чистых", это собрание людей, в которых, несмотря на всю внутреннюю их нечистоту, живет стремление к Богу. И которые все-таки хотят "увидеть дзен" вопреки всему, что в них есть. То есть внешняя Церковь со всеми ее пороками и тд и тп живет этим "вопреки", и это "вопреки" все-таки кое-чего стоит.

Мною было замечено интересное явление в конце 80-х годов. Люди, пропахавшие на своём, с позволения сказать, духовном пути буддизм, индуизм, даосизм и прочие кастанеды, придя в итоге в Православие, вдруг с комфортом в нем расположились, и не просто обустроились, а еще обнаружили, что легко нейро-лингво-программируют батюшек и монахов под себя. Даже тогда (и особенно тогда), когда берут у них благословение на что-либо.

Да, и получается, что "двое или трое" или сколько угодно - собраны друг для друга, а не во имя...
Этого и стоит избегать.

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Re: Закат исихазма
« Ответ #63 : 22 Март 2009, 20:47:24 »
Gior, вы имеете в виду эту притчу?
Ага.  :-)
Цитировать
Gior, дело в том, что никогда нет уверенности в том, что твоя собственная чашка действительно пуста. Скорее, есть уверенность в обратном.
Конечно, уверенности нет. Но тем более не стоит цепляться за внешнюю форму... так же как бегать от нее :wink: ИМХО.
Цитировать
Да, и получается, что "двое или трое" или сколько угодно - собраны друг для друга, а не во имя...
Этого и стоит избегать.
+

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Закат исихазма
« Ответ #64 : 22 Март 2009, 20:57:03 »
Но тем более не стоит цепляться за внешнюю форму... так же как бегать от нее

Вот-вот: не цепляться за внешнюю форму, но и не бегать от нее.

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Re: Закат исихазма
« Ответ #65 : 22 Март 2009, 21:05:41 »
Вот-вот: не цепляться за внешнюю форму, но и не бегать от нее.
Путая чашка полна своей пустотой.
Во как! :roll:

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11911
    • Просмотр профиля

Re: Закат исихазма
« Ответ #66 : 22 Март 2009, 21:14:19 »
2. Большая часть исихастской традиции утеряна. Исихастское возрождение 19-го было скорее предвозвестием - зарей, которую быстро поглотили темные тучи века 20-го.
Не уверен что это большая проблема. Точнее даже наоборот - думаю, что обстоятельства жизни человеков настолько изменились (хотя бы с 16 века), что "техническая" часть традиции все равно нуждалась бы в реформации. Все равно нужны были бы пионеры ищущие пути на собственный страх и риск.

Потеря традиции - это проблема... которая может быть решена, если есть пионеры, ищущие пути на свой страх и риск. Эта проблема в православии (как и в любом давно сформированном религ.течении) усугубляется теми, кто - на страже поиска - не входят сами и других не допускают. Эти душители Духа кровно заинтересованы в консервации любых остатков традиции. Традиции - как живого пути - уже нет, а есть формалин представлений об этих традициях. Они убивают и традицию, и поиск - вот проблема!

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Закат исихазма
« Ответ #67 : 22 Март 2009, 22:00:08 »
Я скажу более резко: за традицию частенько выдается даже не формалин, а банальный лохотрон. Человек пытается понять, под каким наперстком лежит шарик его головной боли. Но шарик незаметно перекатывается из-под одного наперстка в другой, в тот наперсток, где уже лежит готовый набор стандартных рецептов - на все случаи жизни. В итоге головная боль упорно лечится клизмой, пока озверевший от этой боли человек не пошлет всех с их клизьмой куда подальше.
Но без живого ручейка традиции тоже нельзя. Мне однажды довелось побывать на месте Крещения возле Иордана. Иордан все время меняет свое русло, и на месте, где было Крещение, теперь заболоченные заросли и полчища мух, мгновенно облепляющих лицо, руки, ноги... А Иордан - чуть дальше, за этим болотом с надоедливыми тварями. Теперь Иордан  - неширокий ручей, но он живет, журчит, течет, постоянно меняя свое русло.
Вот как-то надо научиться находить путь к этому постоянно меняющему русло Иордану с его веселой журчащей водой. А частенько зуд от укусов полчищ мух выдается за какую-то благодать неземную...

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Re: Закат исихазма
« Ответ #68 : 22 Март 2009, 22:02:19 »
Они убивают и традицию, и поиск - вот проблема!
Это иная проблема все же.
Мне видится, что проблема в нехватке действительно знающих людей, способных облегчить путь тем кто вступает на него сейчас. А в остальном то же что и всегда - точнее как и в любом давно сформированном религ.течении.

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Re: Закат исихазма
« Ответ #69 : 22 Март 2009, 22:05:06 »
Антиквар, хорошая метафора - спасибо!

Колхозник

  • Сообщений: 3108
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Re: Закат исихазма
« Ответ #70 : 22 Март 2009, 22:52:13 »
Возвращаясь к теме - ее названию. Следует говорить не о закате исихазма - на нынешний момент, - а о поражении ветхого и невежественного мировоззрения (лучше: сознания), принимаемого за религиозное и, в частности, за православное.

Исихазм в русской церкви закатился (под свечной прилавок) давным-давно - в веке 16-ом. Начиная с 19-го века, идет возрождение исихазма. Это возрождение касается небольшой группы ищущих людей. А когда поиск Бога был уделом больших масс? :)

У современного этапа возрождения исихастской практики есть несколько характерных черт.

1. Исихазм перестал быть исключительной привилегией монашествующих.

Объяснение: монашествующие утратили эту привилегию, которую до этого узурпировали (отняли от других членов церкви). И в настоящий момент они трудничают на поприще умного делания на общих правах. Конечно, кастовость дает о себе знать, но она не подкреплена реальной (внутренней) силой, а обращение к мощи и защите государства способствует лишь внешнему развитию - в рамках декоративно-туристического и требно-исполнительного бизнеса и ура-патриотической идеологии.

2. Большая часть исихастской традиции утеряна. Исихастское возрождение 19-го было скорее предвозвестием - зарей, которую быстро поглотили темные тучи века 20-го.

3. В настоящее время (внешняя) церковь практически не является движущей силой в нравственном, культурном и - что самое печальное - духовном плане. Наоборот, государство и общество, затронутые гуманистическими идеалами, тянут и толкают церковь, не способную достойно ответить на вызов современности.

Естественно, такая церковь терпит (и потерпела уже) поражение от духа мира сего. Помнится, и Кураев "печалился" когда-то об этом.

Терпит поражение внешняя церковь: закатилась ведущая ее звезда. Теперь эта церковь - одна из частей государственной постройки. И все было бы совсем печально, если...

4. Есть церковь внутренняя - Тело Христово. Кто привит истинной Церкви, тот и видит победное шествие Святого Духа, тот и участвует в возрождении исихастской традиции, тот и понимает смысл истории, тот и не увлекается пораженческим потоком - в пропасть - церкви внешней.



Я не знаю есть ли чувство юмора у админа Alexanderа , но мне почему-то захотелось встать и крикнуть:

Ура товарищи!!!!

Внутренняя или внешняя.....? в любом случае «врата ада не одолеют ее».

Колхозник

  • Сообщений: 3108
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Re: Закат исихазма
« Ответ #71 : 22 Март 2009, 23:00:46 »
Я лично не пользуюсь такими категориями.
Со мной случается восхищение премудростью Создателя каждый раз, когда я смотрю на самые незатейливые вещи этого мира - упавший лист какого-нибудь дерева, например. Само существование простых объектов в природе, кристаллов, растений, насекомых и проч. видится мне сверхъестественным.
Представляю себе, что тайна материи (энергии) неисчерпаема также как неисчерпаема и невмещаема в наши умы фантазия Творца всего сущего.

Разные люди вкладывают разный смысл.
   

Я наверное слишком издалека зашел со своими вопросами, и ответы получил соответствующие.

Попробую поближе и поконкретнее.

Тут у нас тема как я понимаю закат исихазма в «свете» страхов перед новыми угрозами от индиго? Или просто «закат исихазма»?  Я о «страхах» можно еще немного?

Страх отчасти действует до тех пор, пока он не выведен на свет, где объект страха становится понятным и ясным. Здесь он теряет свою силу, и уже легко отражаем.

Страх перед сверхъестественными способностями человека, или некой неведомой силой или Силой всегда не только меняли жизнь одного человека, но и жизнь народов, всего человечества.

Меня в этом смысле когда-то поразила история исхода Израиля, а именно противостояние Моисея действующего по прямому указанию Бога и Египетских волхвов со стороны фараона.

Ведь не фокусы волхвы показывали перед лицом фараона, а настоящие чудеса (в глазах  Египтян) такие же, как и Бог через Моисея. Три знамения повторили! На четвертом признали  то что творит Моисей есть «перст Божий»! Это значит что они прекрасно знали свои силы как «творцов» сверхъестественного и знали что есть Бог Всевышний имеющий силу Сотворить Все.

Далее Писание говорит, что волхвы не смогли устоять от «воспаления с нарывами», то есть шестой казни, они были поражены ею. Предполагаю, что от четвертой и пятой казни исходя из вышеизложенного, они могли устоять или защитится!

Чарами «своими» написано что волхвы и чародеи повторяли знамения Божьи. То есть своими силами? Или как? Некоторые святые отцы пишут, что они это делали при содействии бесовских сил? И не где не упоминается (во всяком случае я не встречал)что производимые ими явления дарованы были им от Бога.

И так у меня вопрос ко всем: чьими силами творили «чудеса» волхвы и чародеи Египетские?
Своими? Бесовскими? Или Божьей Силой?

Для меня лично что волхвы и чародеи древние, что экстрасенсы и индиго современные на одно лицо. Только уж больно хочется на солнышке их  рассмотреть, с Божьей помощью и вашей тоже. :-)

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Закат исихазма
« Ответ #72 : 23 Март 2009, 02:10:07 »
Тут у нас тема как я понимаю закат исихазма в «свете» страхов перед новыми угрозами от индиго? Или просто «закат исихазма»?  Я о «страхах» можно еще немного?

Страх отчасти действует до тех пор, пока он не выведен на свет, где объект страха становится понятным и ясным. Здесь он теряет свою силу, и уже легко отражаем.

Страх перед сверхъестественными способностями человека, или некой неведомой силой или Силой всегда не только меняли жизнь одного человека, но и жизнь народов, всего человечества.
Не только страх, но и восхищение сверхспособностями человека.
Близко общавшиеся с Адольфом Гитлером все как один отмечают силу его личности, и его необыкновенную притягательность. Трудно представить себе, что практически весь немецкий народ сражался до последнего патрона за его дело только из-за страха перед ним.

И так у меня вопрос ко всем: чьими силами творили «чудеса» волхвы и чародеи Египетские?
Своими? Бесовскими? Или Божьей Силой?
Сила эта одна и та же. Бесы, как не обладающие сущностью, не могут пользоваться этой силой напрямую. Для этого они используют людей согласившихся служить им. И те и другие - воры.

Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Закат исихазма
« Ответ #73 : 23 Март 2009, 02:18:01 »
Леонид
Цитировать
Для этого они используют людей согласившихся служить им. И те и другие - воры.

  Леонид! Я Вас уважаю! Вы были бы не Вы- если бы не поставили "точку" таким "обломом".
ЧеСтно слово- Я В ВОСТОРГЕ! :-D
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Колхозник

  • Сообщений: 3108
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Re: Закат исихазма
« Ответ #74 : 23 Март 2009, 19:38:56 »
quote]Не только страх, но и восхищение сверхспособностями человека.
 

Вполне согласен, многие люди и даже народы на протяжении истории восхищались и увлекались сильными личностями и очень часто эти личности заводили увлеченных в такую........, что выбирались они из нее потом очень долго и тяжело.

Цитировать
Близко общавшиеся с Адольфом Гитлером все как один отмечают силу его личности, и его необыкновенную притягательность. Трудно представить себе, что практически весь немецкий народ сражался до последнего патрона за его дело только из-за страха перед ним.

И с этим я вполне согласен  Леонид. И в один ряд с Гитлером можно поставить еще не один десяток «притягательных» личностей.

Кстати, а откуда в таких людях зачастую с самого раннего детства появляется такая притягательная сила? 

Окружение Гитлера которое имело непосредственное общение с ним это все-таки небольшой круг людей, на которых он мог влиять своей личностью, остальные думаю были просто заражены его идеями, как вы правильно отметили восхищены ими, но идея не чудо, и не сверхъестественные способности.

Цитировать
Сила эта одна и та же. Бесы, как не обладающие сущностью, не могут пользоваться этой силой напрямую. Для этого они используют людей согласившихся служить им. И те и другие - воры.

Здесь не совсем понимаю.

Игумен N в своей книге «Об одном древнем страхе» пишет, что бесы могут и непосредственно влиять и на человека и на окружающие пространство без всякого посредничества человека. Свидетельства такого влияния можно найти и в святоотеческой литературе.

Если можно, осветите более развернуто вторую часть вашего поста, об «одной и той же силе». Что за сила, которая людям подвластна, а бесам нет, но они через человека все же управляют ею? И чего они там тырят (в смысле воруют). :|