Но жития и даны нам что бы мы вдохновлялись живым примером...
А что плохого в том что бы стремиться стать как они...
Мы прославляем за стойкость свидетельства не только мучеников, но и преподобных, и юродивых, и бессребренников... Поэтому непонятно о какой трансформации речь.
В заглавном посте топика iunija задала вопрос: "Чему они были все свидетелями? СВИДЕТЕЛЯМИ! О чем могли свидетельствовать?" Это очень важный вопрос.
Ведь понятие "свидетель, свидетельство" давно ушло в тень. Его заслонило понятие "мученик и мученичество". И это неудивительно. Многие ли из нас понимают или тем более знают, что такое быть свидетелем и свидетельствовать - в христианском смысле? Я вот - не знаю. Мученик - это более нам близко, понятно, ярко и тд и тп.
Свидетельство - несомненно живой опыт. Но если его у меня нет, то хотелось бы обратиться к живому опыту тех, кто стал свидетелем. Увидеть живых людей - с их сомнениями, страданиями, радостями, ошибками, падениями, разными характерами... Понять, как они шли и, самое главное, к чему пришли. "О чем они могли свидетельствовать" - как спрашивает iunija.
Но понять оказывается очень трудно. Многочисленные жизнеописания святых - это вычищенная до блеска галерея отретушированных портретов. Слащавая, слезливая, пафосная, какая угодно, но... как будто неживая. И это не укрепляет веру, а в трудные моменты, когда вера слабеет, эта галерея вызывает (у меня) лишь циничную ухмылку и мысль: "Сказочки для дурачков". И обычный глянцевый журнал выглядит куда более правдивым и привлекательным свидетельством, чем эта галерея.
Наверное, легче со святыми минувшего века, на них не успели еще навести достаточно "лоска и глянца", хотя работа уже кипит вовсю.