<политический исихазм>.
Сам автор понятия, сознавая необходимость такого уточнения, укажет впоследствии, на не совсем удачное его применение, предлагая вместо <политического исихазма>, обозначающего общественную, политическую и культурную деятельность сторонников Григория Паламы, определение исихазма как <международного общественного движения XIV века>.
Действительно, вполне очевидно явное несоответствие между определением исихазма как <политический>, что, естественно, указывает на принадлежность данного понятия к политической сфере, то есть непосредственно связанного с политикой и государством, и включением в <политический исихазм> не только политической деятельности византийских исихастов, но и социального и культурного аспектов исихастского движения. Совершенно очевидна невозможность ограничения феномена исихазма в православном мире только лишь политической сферой.
Однако, на наш взгляд, новое определение исихазма как <международного общественного движения> не отражает полностью влияния исихазма на жизнь Византии и всего православного мира в XIV-XV веках. Новый термин ограничивает исихазм рамками <движения>, то есть придает ему некий альтернативный, оппозиционный смысл, противоречащий общепринятому, господствующему, что также не соответствует социальной ситуации того времени. Если и можно говорить о каком-то движении в 1 Византии того времени, так это о движении византийских интеллектуалов-гуманистов, противостоящих ортодоксально настроенному духовенству, монашеству и народу. Исихазм - это не духовное движение, но одна из форм монашеской жизни, в XIV веке вышедшая из монастырской кельи и ставшая одной из форм жизни византийского народа в православии, открывавшей уже в этой жизни возможность реального соединения с Богом.
Завоевание исихазмом византийского общества позволяет диссертанту характеризовать общественную систему Византийской империи того периода как систему <социального исихазма>. Введение нового понятия не исключает
употребления в научном обороте и понятия <политический исихазм> при
15
условии, что под ним будут понимать политическую деятельность Константинопольского патриархата и, в частности, характер церковно-государственных отношений в Византийской империи в середине XIV ~ середине XV вв.
Таким образом, <социальный исихазм> определяется диссертантом как общее понятие, характеризующее общественную ситуацию в Византии в последние 100 лет ее существования, а <политический исихазм> - структурная часть этого общего понятия, относящаяся исключительно к политическому взаимодействию церкви с обществом и государством.
Анализ политической деятельности исихастов, прежде всего императора Иоанна Кантакузина, патриарха Филофея, митрополита Киприана, Марка Эфесского, Геннадия Схолария позволил автору систематизировать основные составляющие политической доктрины исихазма.
Теоретической основой данной политической доктрины следует считать следующие положения:
- приоритет Царства Божия над царством кесаря, а, следовательно, церкви над государством;
- автономия церковной власти, прежде всего в вопросах вероучения;
- сохранение единства и вселенского характера Константинопольского патриархата;
- поддержка официальной византийской имперской идеологии, приоритет ромейского империализма над греческим национализмом;
- проповедь христианского ойкуменизма;
- активная миссионерская деятельность;
- признание возможности поддержки государства только в случае его верности православию;
- последовательное антилатинство и антиуниатство.
Данные принципы свидетельствуют о включенности <политического исихазма> в христианскую политическую концепцию. Более того, автор предлагает именовать <политическим исихазмом> не только конкретные
16
действия политиков-исихастов середины XIV - середины XV веков. На наш взгляд, <политическим исихазмом> следует обозначать любые действия церковных политиков, свидетельствующие о бескомпромиссном претворении в жизнь церковью своих идеалов. <Политический исихазм> являет, таким образом всю полноту православного политического учения.
Рассматривая второе византийское влияние на Русь, диссертант обозначает его как исихастское. Это подтверждается характером переведенной литературы, поступавшей в Россию из Византии, усвоением русскими тырновской книжной реформы, рассматриваемой рядом исследователей ( Д.С Лихачев, В.Мошин, Н.И.Толстой и др.) как исихастская, исихастскими мотивами русской иконописи, особенно в творчестве Андрея Рублева. Важным последствием данного влияния становится усвоение в Москве византийской имперской идеи, повлекшее за собой принятие нового официального наименования страны - < Россия>.
Подводя итог проделанной работе, диссертант отмечает, что политический закат Ромейской империи сопровождался необычайным духовным и культурным подъемом. Основой его было возрождение исихастской традиции православия. Все это позволяет автору характеризовать общественную систему, сложившуюся в поздней Византии, как систему <социального исихазма>. <Политическим исихазмом> обозначаются не только конкретные действия Царьградского патриархата в поздней Византии, но и желаемый для всей православной традиции образец взаимодействия церкви и государства.
Во второй главе -<Традиции политическою исихазма в <Основах социальной концепции Русской Православной Церкви> - автор анализирует положения <Основ социальной концепции Русской Православной Церкви>, посвященные проблемам взаимодействия церкви с государством и нацией. Посредством применения ряда научных методов исследования выявляется наличие политической традиции исихазма в современном социальном учении
Русской православной церкви.
17
Прежде всего, автор проводит сравнение изложенного в <Основах социальной концепции Русской Православной Церкви>, принципа говорящего о возможности церкви отказать государству в повиновении, если власть принуждает православных верующих к отступлению от Бога и Его церкви, с действиями политиков-исихастов в Византиии в 1439 - 1453 годах. Для нас представлялось интересным выявить прецеденты в истории православия, которые могут быть определены не только как претворение в жизнь церковью принципа неповиновения, ибо таких примеров множество - гонения на христиан в эпоху языческой Римской империи, во времена иконоборчества, в период Лионской унии 1274 года, в советский период русской истории. Важно было найти такой исторический факт, который мог бы свидетельствовать о том, что провозглашенный церковью принцип неповиновения повлек за собой гибель самого государства. Такие события и разворачивались в Византии в 1439-1453 годах.
Возглавляемая монахами-исихастами церковь отказалась выполнять решения Ферраро-Флорентийского собора 1438-1439 годов. Право соблюдения и охраны православного вероучения при любых обстоятельствах, являющееся исключительной компетенцией власти духовной, было нарушено прямым вмешательством императорской власти.
Фактическое столкновение церкви и государства по вопросу об унии обострилось в момент осады Константинополя турками. Церковь отказалась поддержать императора-униониста и предпочла турецкое владычество возвращению во времена Латинской империи.
Сравнивая деятельность церковной партии в Византии с положениями современного заявленного Русской православной церковью принципа неповиновения, мы видим следующее: I) Константинопольский патриархат не властен был что-либо изменить в своем учении, то есть он не мог согласиться с принятием католического вероучения -- непременного условия Флорентийской унии; 2) православное духовенство было не властно умолкнуть и прекратить
проповедование истины православия даже в условиях, когда государственная
18
власть предписывала выполнять, решения унии; 3) церковь отказала государству в повиновении, когда оно продолжало принуждать православных верующих к отступлению от православия; 4) отказав государству в повиновении, церковь обратилась к царьградцам с призывом к гражданскому неповиновению, которое и послужило главной причиной падения Константинополя в 1453 году.
Как видим, действия церкви в 1439-1453 годах практически полностью совпадают с теоретическими положениями принципа неповиновения современной Русской православной церкви.
Однако этим примером сходство политической позиции византийских исихастов и их единоверцев - современных русских богословов - не исчерпывается. Политики-исихасты были убеждены в абсолютном превосходстве церкви над царством кесаря. Отсюда и стремление Царьградской патриархии руководствоваться в своей политике интересами православия, а не интересами гибнущей Ромейской империи. О превосходстве церкви над государством говорится и в социальной доктрине Московского патриархата, строго разграничивающей природу, функции, цели, задачи духовной и светской власти.
В поздней Византии именно церковь продолжала отстаивать идею универсального христианского царства, противостоя попыткам превратить Византию в национальное греческое государство. Церковь не желала становиться принадлежностью одной лишь греческой нации, упорно защищая свой вселенский, наднациональный характер. Сегодняшняя Русская православная церковь твердо противостоит попыткам ограничить ее рамками Российской Федерации. Кроме того, Московский патриархат прямо заявляет о желательности воссоздании единого государственного пространства на территории бывшего СССР.
Другой чертой сближающей <политический исихазм> с современной позицией Русской православной церкви является их обоюдная принципиальная уверенность в неприемлемости и невозможности соглашательства с еретиками
19
и схизматиками. Речь идет, прежде всего, о Римско-католической церкви. Сегодняшняя Русская православная церковь прямо заявляет о том, что только православная церковь является истинной церковью Христовой.
Кроме того, Московский патриархат, как и раннее Константинопольский, продолжает вести активную миссионерскую деятельность, считая миссию спасения рода человеческого самой важной своей задачей.
Таким образом, сравнивая теоретические положения социальной доктрины Русской православной церкви, рассматривающие взаимоотношения церкви с государством и нацией, с действиями византийских политиков-исихастов, диссертант выявил наличие идейного тождества в следующих положениях:
- во взгляде на природу, функции, цели и задачи церкви и государства;
- в отстаивании вселенского, наднационального характера церкви;
- в приверженности идее православного имперского универсализма;
- в миссионерской активности;
- в отношении к инославным церквам.
Кроме того, для нас представляется особенно важной связь современной богословской мысли с мистикой православия. Основную свою задачу Русская православная церковь видит в спасении всего человечества, возможном только в церкви Христовой посредством действия Святого Духа. Своего наивысшего развития такой христианский гуманизм достигает именно в исихастском учении, открывавшем для всех христиан возможность уже в этой жизни <соделываться причастниками Божественного естества> (2 Петр. 1, 4).
Подытоживая проведенный сравнительный анализ идейных принципов <политического исихазма> с политическими положениями социальной доктрины русского православия, представляется возможным говорить о наличии исихастской политической традиции в <Основах социальной концепции Русской Православной Церкви>.
Ю.М.Лотман, рассматривая проблему византийского влияния на русскую культуру, подчеркивал, что русско-византийский диалог, стоявший у истоков
20
русской культуры, совершенно не является эпизодом, существенным лишь для изучения давно ушедшей эпохи, наоборот, он является долго действующим структурным фактором, определяющим русскую культуру в целом.1 Этот тезис совершенно подтверждает нашу убежденность в продолжающемся процессе усвоения русской церковной культурой политических идей византийского исихазма.
Заключение.
Проделанное автором исследование может рассматриваться в контексте проблемы цивилизационной идентификации православия, приобретшей особое значение в силу специфики современного периода русской истории. Разрешение вопроса о качественной самобытности православной цивилизации в конечном итоге определяет направление дальнейшего развития России и ее место в мире.
При исследовании политической традиции исихазма были получены результаты, дающие основание говорить о влиянии на сформировавшуюся в XVI веке идею < Москва - третий Рим> политической доктрины исихазма, а также о прямой связи появления официального наименования страны -<Россия> с процессом усвоения русской государственной элитой имперской составляющей политической традиции исихазма.
Изучение политической доктрины исихазма позволяет выявить важнейшие моменты и общие направления развития политической традиции православия в целом. Эта проблема сегодня настолько актуальна, что требует всестороннего раскрытия и интерпретации проповедуемого церковью политического учения в его связи с разными разделами богословия, философии и ряда других научных дисциплин, а также с социально- политическими процессами, происходящими в современной России.
См.: Лотман Ю.М. Проблемы византийского влияния па русскую культуру в шпологическом освещении/УВизантия и Русь. -- М, 1989. - С.227-236.
21
Основные выводы и положения диссертации отражены в следующих
публикациях:
К К вопросу о Богопознании в православно-аскетической традиции// Феномен человека: наука, философия, религия: Сборник научных статей (материалы конференции). - Орел: Орловский государственный университет, 1999.- С.55-58.- Статья.
2. О политическом значении исихазма// Научный альманах Орловского университета. Серия: Религиоведение. Вып.2. -Статья (в печати).
3. Об отношении Русской православной церкви к государству в современной России // Человек - Культура - Общество. Актуальные проблемы философских, политологических и религиоведческих исследований. Материалы Международной конференции, посвященной 60 - летию воссоздания философского факультета в структуре МГУ им. М. В. Ломоносова. (Том 3 ). - М: Изд-во <Современные тетради>, 2002. - С. 90 - 91. - Тезисы доклада.
4. Традиции политического исихазма в социальной концепции Русской Православной Церкви // Патристическое наследие: традиции религиозно-философской и педагогической мысли в России. Материалы конференции: Сборник научных статей. - Орел: Орловский государственный университет, 2002. - С. 33 -42. - Статья.
22