Друзья, я давно уже почитываю форум и даже слегка пописываю.
За это время сделал вывод, что люди здесь не фанатичные, а разумные, знающие, образованные и при этом еще и верующие.
Скажите, как вы решали проблему гармонизации исторического взгляда на религию и веры. Простой пример, чтобы было понятно: культ Богородицы -- продолжение культа плодородия с одной стороны (та же форма, хотя иное теологическое содержание), и замещение культа Дианы эфесской с другой. Или, другой пример: Яхве -- племенной Бог Иудеев, который в силу исторический и политических факторов превратился в Бога Абсолютного и, в принципе, при определенных условиях, любой племенной Бог мог бы удостоится такого.
Я уже не говорю о том, что, как ни крути, а христианство вышло из иудаизма и, насколько я знаю, даже среди апостолов не было единого мнения насчет роли учения Христа -- либо оно будет лишь модернизированным иудаизмом, либо "универсальной религией" для всех. И самое интересное, что в похожей ситуации оказывались и другие верования. Взять, например, Индию. Ведическая традиция содержит в себе мотив ожидания аватар, миссий, которые будут приходить и восстанавливать дхарму, закон. И по сути, в определенные исторические периоды индусское общество ожидало аватар. И конечно же, "аватары" часто приходят -- кто-то с ними соглашается, кто-то нет (ссылаясь на несоответствие данной аватары пророчествам ведических писаний). Но есть ряд общепризнанных аватар, среди которых есть и относительно современные. Например, Шри Чайтанья 16-го века. И Шри Чайтанья считается не просто миссией, а самим Богом, и чтобы так считать, у индусов есть серьезные основания: начиная пророчествами и заканчивая личным молитвенным опытом, мистикой и т.д. И что любопытно, так это слова Шри Чайтаньи: "Имя Бога будут петь в каждом городе и деревне". И до 20-го века в Индии все воспринимали это как "локальное" предсказание, но были и те, кто верил, что Шри Чайтанья говорил так о всем мире. И собственно, в 20-ом веке появились проповедники, которые поехали с проповедью на Запад. Так появились на Западе кришнаиты. И действительно, потребовалось всего 10 лет, чтобы по всему миру открылись храмы, появились верующие и т.д. И миссия эта растет и ширится, и возможно, что лет через 150-200 она превратится в своего рода Церковь. А почему бы и нет?
Вот тут встает ряд других вопросов: христианство -- единственная богданная религия. А я могу сказать: не единственная. Вот, религия Шри Чайтаньи -- тоже от Бога. А другой вопрос, что, конечно же, и религию Чайтаньи можно подвергнуть критическому анализу с исторической точки зрения, и сказа ь, что Кришна -- племенной бог, который в таком-то веке до н.э. выдвинулся против Вишну. Вишну же в таком-то веке до н.э. выдвинулся против Индры, а наравне с Индрой был друидский бог Рудра, который позже стал Шивой Махадевом... Ну и т.д. и т.п.
Вот такие вот дебри... А верить-то хочется!!!
Для себя я определил, что христианство не может быть единственной "верной" религией. Будь оно так, все "нехристи" отправились бы в один из кругов ада. Как там у Данте в "Божественной комедии"... Вергилий проводит его до врат Рая, но сам туда не идет, потому что он язычник. Вергилий остается в своем круге ада, где живут язычники. Поэтому я не могу согласиться, что существует "единая отродоксия".
И кстати, кое-как можно решить все эти вопросы, оставаясь лишь в храмках христианского мира. Дескать, Европа -- центр вселенной, а все остальные народы -- это так... язычники, варвары, нехристи, третий мир, развивающиеся страны и т.д. Но, если поедешь в Индию, то неожиданно для себя обнаружишь, что местные ортодоксы будут от тебя нос воротить, потому что для них ты -- млеччха и явана. Неправедный, грязный, третьесортный человек, и твоя христианская вера будет для них чужой, инородной, подрывающей общественные устои. Хотя с верой в Индии все легко: Иисус -- одна из аватар Вишну, которая явилась в странах яванов и млеччх,чтобы проповедовать среди них учение о Спасении.
...А верить-то охота!