Исихазм

Автор Тема: О пустынничестве  (Прочитано 46839 раз)

Andreas

  • Сообщений: 1408
    • Просмотр профиля

Re: О пустынничестве
« Ответ #105 : 20 Апрель 2009, 22:08:26 »
Но как самый начальный, "вводный курс" для меня сыграл роль Никодим Святогорец.
Ну приставать так уж по полной :-)...
А какие именно его труды...ну и понятно что это частное мнение, а ориентироваться надо самому...всё же что ВЫ выделяли?...

Боюсь что ничего особого вам не подскажу. Огромное влияние на меня оказали "Аскетические опыты" Игнатия Брянчанинова. И Паисий Величковский. На уровне внутренней конституции ношу "Разложение помысла" Нила Сорского.
Из греков Григорий Богослов. И толкователь Псалтири монах Зигабен.
Из новых, огромное влияние оказал Павел Флоренский (но не софиологией своей), из греков житие старца Иеронима Эгинского и труды Паисия Афонского.
Настольной книгой в интелектуальном смысле является "Таинственное Богословие" Ареопагита и все труды Паламы. В поэтическом смысле Василий Новый (самый любимый без лицемерия, САМЫЙ). Лекции Осипова не воспринимаю серьёзно, Кураева знаю лично и осуждаю его методы. Так что всё обыденно. (про авву Исаака я уже говорил)

Andreas

  • Сообщений: 1408
    • Просмотр профиля

Re: О пустынничестве
« Ответ #106 : 20 Апрель 2009, 22:23:43 »
Кураева не в смысле как друга, а на уровне братского целования. С ним познакомился будучи в числе братии Почаевской лавры (какой год уж не вспомню). Когда он зашел вечером в Троицкий собор, и стал играть на гитарке, то за смущенными улыбками братьев, читалось огромное желание взять его за руки-ноги и выкинуть из храма.

Andreas

  • Сообщений: 1408
    • Просмотр профиля

Re: О пустынничестве
« Ответ #107 : 20 Апрель 2009, 23:08:18 »
Диоген, спасибо за ваш коментарий о Серафиме Саровском, ето было для меня откровением
в некотором смысле. Дело в том что игумен монастыря о котором я рассказывал говорит что
когда человек отходя от мира начинает успакаиваться а его душа постепенно очищатся,
то человеку необходимо какое-нибудь хобби или творческое занятие если хотите. Например резьба
по дереву, иконопись, керамика и что бы труды вашего труда вы могли раздовать людям.
Я всегда к етому относился как-то осторожно. Ну а теперь если сам Серафим Саровский етим
занимался то вопросов нет. Жаль что мало известно об етой стороне его жизни, ето намного
полезнее, чем перепечатывать из одного издания в другое какие-то его пророчества, которых
он никогда не произносил.


Да в этом есть одновременно и правда Божия и какаято несправедливость. Десятки или сотни работ, розданны "во слову Божию" без подписи или клейма автора: Бог знает! Но правда обидно! Гдето, возможно в небрежении "ходят" по людям кресты и иконы батюшки Серафима, и никто не знает об их авторе. Мне эта тема особенно близка, поскольку хлеб насущьный я зарабатываю иконописью (это при том что иконы продавать как бы совестно. Но куда деваться).  Андрей Рублёв тоже ведь "канул в Лету". Его имя поднял на слух в 19 веке простой светский искуствовед - любитель старины. А ведь веками был он таким же безвестным как и сотни подобных ему смиренных иноков иконописцев. Действительно Бог ведает один, кто и что для него сделал. Но чисто по человечески обидно! Словно наследства лишили.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: О пустынничестве
« Ответ #108 : 20 Апрель 2009, 23:20:45 »
ДИОГЕН

Цитировать
Да знаете. Само распятие христово остаётся для меня непознаваемой тайной.
Я прекрасно знаю нашу догматику, и христологические споры. По типу того как католики мнят необходимость распятия в юридическом ключе, а православные в ключе подвигоположном. Моё восприяти безусловно православно, но на уровне пустыннических одиноких размышлений, не отпускает меня удивление. Почему Всевышний Господь, пребывающий в вечном блаженстве сверхестественного бытия, пошел на адские муки страдания, унижения и распятия.  Я понимаю что всё ради нас, но Всемогущий Господь чья всевышняя воля эдинственна, мог сделать с людьми что угодно и без Собственных страданий.  Мне кажется (пусть меня поправят) что Господь как любящий Отец, показал нам, что аскетизм присущь и Богу. Что вечное блаженство, даже Божественное (что уж говорить о всём прочем) предполагает самоконтроль и подвиг, а не торжество вечной изнеженности, наслаждений и свинства (чувствую что хожу на грани ереси, но прошу понять меня правильно).
Господь не нуждается в аскезе, как в методе исправления себя. Но Господь своим добровольным крестом, показал нам, что аскеза это свойство и самого Бога.
Так что для меня Господь наш Иисус Христос, является в первую очередь как аскет. И это не в коей мере не противоречит его подвигу ради любви к человекам.
(если кто поправит меня, буду не лицемерно благодарен).


 Тут я не то чтобы соглашусь с Вами, а наоборот, имею смелость привести свое видинье сего вопроса.
Если кто, когда-либо, испытал сверхмерное сострадание к "Образу и Подобию" Божьему замурованному в разрушающемся храме человеческого тела, где дух-Владыка, находится в забвении и небрежении, где душа спит смертным сном...не пробужденная, не ведающая своего предназначения...слепая и глухая, кто в Великом откровении познает, что эта душа, скорее Дух -есть не что иное, как аналогия твоего собственного Духа, что в Духе мы Едины...только одни, милостью Божьей, пробуждены и оживлены, а другие мертвы,- сей миг Сострадания и Любви к себе подобным, перевешивает чашу весов любви к себе. И тогда ты воистину готов положить душу свою за спасение других...лишь бы Ожили и Живы были. Потому-что по духу "они - это ты" в сокровенной тайне Божьей.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

d'URIMAR fossoris

  • Сообщений: 1039
    • Просмотр профиля

Re: О пустынничестве
« Ответ #109 : 20 Апрель 2009, 23:33:54 »
  Я понимаю что всё ради нас, но Всемогущий Господь чья всевышняя воля эдинственна, мог сделать с людьми что угодно и без Собственных страданий.  Мне кажется (пусть меня поправят) что Господь как любящий Отец, показал нам, что аскетизм присущь и Богу.
 Но Господь своим добровольным крестом, показал нам, что аскеза это свойство и самого Бога.
Так что для меня Господь наш Иисус Христос, является в первую очередь как аскет. И это не в коей мере не противоречит его подвигу ради любви к человекам.
   О-упс-сс...
   Уже не вдохновляет.
Κύριε Ἰησοῦ Χριστέ, Υἱὲ του Θεοῦ, ἐλέησόν με τὸν ἁμαρτωλόν!

Andreas

  • Сообщений: 1408
    • Просмотр профиля

Re: О пустынничестве
« Ответ #110 : 21 Апрель 2009, 00:37:19 »
  Я понимаю что всё ради нас, но Всемогущий Господь чья всевышняя воля эдинственна, мог сделать с людьми что угодно и без Собственных страданий.  Мне кажется (пусть меня поправят) что Господь как любящий Отец, показал нам, что аскетизм присущь и Богу.
 Но Господь своим добровольным крестом, показал нам, что аскеза это свойство и самого Бога.
Так что для меня Господь наш Иисус Христос, является в первую очередь как аскет. И это не в коей мере не противоречит его подвигу ради любви к человекам.
   О-упс-сс...
   Уже не вдохновляет.

Я сразу сказал, что могу заблуждаться. Я не "коренею" в своих мыслях. Если кроме О-упс-сс вы скажете мне чтото понятное, возможно я соглашусь с вами.

d'URIMAR fossoris

  • Сообщений: 1039
    • Просмотр профиля

Re: О пустынничестве
« Ответ #111 : 21 Апрель 2009, 01:14:20 »
   Простите,здесь вверху написано умное делание,на самом деле нацелено на умное неделание,молчание ума,ничего недумание.Тогда приходит откровение,т.е. Бог открывает нечто о самом Себе и обо всём сотворённом.А то что сам человек думает о Боге и обо всём - малоценно.
   Молчание - язык будущего века,который начинается в настоящем,если мы захотим помолчать.
    Пока писал эти слова
    и вдруг мне изволилось замолчать.
    Простите.(Так всегда заканчиваю свои посты "Простите",за это меня ругают здесь,а в ответ опять говорю "Простите")
Κύριε Ἰησοῦ Χριστέ, Υἱὲ του Θεοῦ, ἐλέησόν με τὸν ἁμαρτωλόν!

Павел

  • Сообщений: 81
    • Просмотр профиля

Re: О пустынничестве
« Ответ #112 : 21 Апрель 2009, 01:15:16 »
ДИОГЕН, может быть Вы встречали на практике или слышали о подобных случаях? В книге монаха Меркурия «В горах Кавказа» описывается история как одна монахиня в результате (неправильного - ?) молитвенного делания впала в следующее состояние:

«Несчастная послушница стала очень мало спать: не более трех часов в сутки. Однако недостаток сна совсем не отражался на ее внешнем облике. Не было никаких признаков усталости и недомогания. Она, как и всегда, была безупречно исправна в делах послушания и отличалась неиссякаемой энергией. Вдруг происходит нечто поразительное: у нее вообще, пропадает сон. Мы, однако, заставили ее лечь в постель. Создали условия абсолютного покоя, надеясь, что ей удастся если не заснуть, то, по крайней мере, хотя бы забыться и чуть-чуть отдохнуть. Увы... Все наши усилия ни к чему не привели. На пятый день произошло непоправимое: ее зрачки сошлись к переносице. С великим усилием она едва могла немного развести их, но потом они вновь принимали прежнее неестественное положение. Через день или два появилось заикание, сперва незначительное, но потом дошедшее до того, что она едва могла выговаривать слова. Мы до того растерялись, что не знали, что предпринять. Все это продолжалось уже тринадцать дней, и она ни разу не сомкнула глаз. Нас объял мучительный страх»
http://www.hesychasm.ru/library/caucasus2/gl1_15.htm#gl14

Что, по Вашему мнению, произошло с этой послушницей?

Andreas

  • Сообщений: 1408
    • Просмотр профиля

Re: О пустынничестве
« Ответ #113 : 21 Апрель 2009, 01:45:47 »
ДИОГЕН, может быть Вы встречали на практике или слышали о подобных случаях? В книге монаха Меркурия «В горах Кавказа» описывается история как одна монахиня в результате (неправильного - ?) молитвенного делания впала в следующее состояние:

«Несчастная послушница стала очень мало спать: не более трех часов в сутки. Однако недостаток сна совсем не отражался на ее внешнем облике. Не было никаких признаков усталости и недомогания. Она, как и всегда, была безупречно исправна в делах послушания и отличалась неиссякаемой энергией. Вдруг происходит нечто поразительное: у нее вообще, пропадает сон. Мы, однако, заставили ее лечь в постель. Создали условия абсолютного покоя, надеясь, что ей удастся если не заснуть, то, по крайней мере, хотя бы забыться и чуть-чуть отдохнуть. Увы... Все наши усилия ни к чему не привели. На пятый день произошло непоправимое: ее зрачки сошлись к переносице. С великим усилием она едва могла немного развести их, но потом они вновь принимали прежнее неестественное положение. Через день или два появилось заикание, сперва незначительное, но потом дошедшее до того, что она едва могла выговаривать слова. Мы до того растерялись, что не знали, что предпринять. Все это продолжалось уже тринадцать дней, и она ни разу не сомкнула глаз. Нас объял мучительный страх»
http://www.hesychasm.ru/library/caucasus2/gl1_15.htm#gl14

Что, по Вашему мнению, произошло с этой послушницей?

Встречал на практике других пустынников вообще чюдовищьные случаи.  Зарождение целых еретических "церквей". Я имею в виду "Богородичный центр". С истоками сего прелестно-сатанинского движения я знаком в самых его началах. А тоже началось всё с монахини Ефросинии впавшей в прелесть. В этом отношении "плоды" ложного пустынничества ужасают! Уходит в погибель не то что сам прелестник, но и тысячи с собой увлечь может. Я заметил одну особенность, монаха полностью покорившегося прелести, диавол не спешит губить. Он его делает знаменитым!
Обычному пустыннику нечего на завтра поесть, но к прелестнику "летят самолёты, спешат пароходы"!  На Украине у одного "пустынника" я видел такую пачку денег, которую в кино только показывают. С такими деньгами я и в землянке мог бы "Евровидение" провести.
Описываемый вами случай сложен. В неправильной молитвенной практике, может действовать чисто психологический эффект. Известна науке такая вещь, как аутогенная тренировка. Если представлять что твоя рука из ваты, которая пропитывается теплой водой, то через некоторое время, рука ощутимо тяжелеет и теплеет. Об этом всегда надо помнить.
Так неправильная концентрация на частях своего тела, может вызывать приплыв крови, и изменение работы органа. Неправильное низведение умной молитвы в сердце, вызывает неправильную работу сердца, и только. Я на этом сам обжигался.
Что случилось с той послушницей не знаю. Но думаю она просто повредилась умом, от неправильно понятого умного делания. Старая проблемма, когда новички ничего не боятся.  Но может быть и другие причины, в плоть до банального совпадения с какой то болезнью.  В любом случае я не думаю, что это вызванно бесом. Это чтото на уровне физиологии.

Andreas

  • Сообщений: 1408
    • Просмотр профиля

Re: О пустынничестве
« Ответ #114 : 21 Апрель 2009, 01:52:28 »
На практике мне помнится гомерический смех, одного отшельника при чтении псалтири. Это было, но не знаю это ли вы имели в виду.

kirill_mkv

  • Сообщений: 492
    • Просмотр профиля

Re: О пустынничестве
« Ответ #115 : 21 Апрель 2009, 01:59:24 »
Уважаемые, не сохранился ли у кого текст исходного сообщения на форуме Кураева? Я не прочел вовремя, теперь о многом догадываться приходиться. Если кто сохранил, пришлите пожалуйста на mkvster собака gmail.com (собаку замените на крендель, это от спама).

ДИОГЕН,
у меня вопрос. Может быть неразумный, но тем не менее. Я могу прочитать одну или несколько книг, но спросить книгу тяжело, тем более задать ей глупые вопросы, а Вас спросить сподручнее. Вот уединения же по разному можно достичь. Землянка в лесу кажется очень хлопотным способом. А что, если купить участок, соорудить там что-то, и там поселиться? Еще один вариант - купить автомобиль и жить в нем, рассматривали ли? Или такой способ, как пойти в ночные сторожа, как насчет этого?

Andreas

  • Сообщений: 1408
    • Просмотр профиля

Re: О пустынничестве
« Ответ #116 : 21 Апрель 2009, 02:31:41 »
Тоже из опыта, может кому пригодится. Я молитву Иисусову всегда читал стоя, через 6-7 часов, очень устаеш, и молитва под конец весьма тяжела.   Я практиковал молитву сидя (по афонскому), но понял что без учителя афонца не пойму как правильно надо молиться сидя. Скамеечка вызывала у меня расслабленность и сонливость. Я даже начал понимать, почему православные не ставят лавок в церкви (это при нашей то длине служб).
Поставь рядами парты в церковь, и любая всенощьная нипочем! Можно подремать, а можно и красвордик решить, или там судоку.
Это правда что боль в ногах отвлекает. Это факт. Но при долгой молитве стоя, начинается дуализм борьбы между ногами и молитвой. Когда же я сижу, то борьбы нет. Мысль мечется не между двумя полюсами ноги-молитва, а уходит туда сюда, и про Машу и про Надю, про Чубайса и про НАТО итд. итп.
Я вот думаю что про афонскую скамеечку, нам чего то недосказали. Безусловно афонцы правы, и знают как и что. Но я пока не понимаю, как бороться с дрейфом мысли, при расслабленном теле. Так ведь и заснуть можно.
Опять повторю, что не поддаю сомнению афонцев. Их молитвенная практика более  тысячи лет, а я щщен - самоучка. Просто озвучиваю с чем столкнулся.

Так вот. Что характерно. Когда от усталости просто падаеш. Ну кажется что сейчас дочитаеш, и упадеш часа на два. После молитвы посидиш, разомнеш отекшие ноги, и такая бодрость приходит, что делаеш дневную работу за час!  И ведь явно, что силы откуда то свыше! Я однажды промалился весь световой день, до поздна, и за пол часа до темноты завалил и притащил столько сухостоя (букового), что на вследующее утро ужаснулся. Как рефрежератор стволы привёз! Я потом неделю костер жег, за дровами не ходил.

И вот сравниваю себя с Георгием еретиком (ученик Ефросинии), он в жизни хилинький был человек, ничего не делал (он уже умер), но в молитве он был неутомляем! Прочитывал по четыре псалтиря в день! Когда я спросил его, как это он так успевает, он преподал мне пример: прочитал псалом с такой скоростью, что слов не слышно было, один гул какой то. На моё возражение что это не молитва а богохульство, он сказал что так ему заповедала матушка Ефросиния (у еретиков богородичников "святая Ефросиния Почаевская").

Так что вывод я для себя сделал такой: прелестная молитва неутомима!
Молитва истинная - тяжела. Но после неё Господь дает силы многие.

БезНаркоза

  • Гость
Re: О пустынничестве
« Ответ #117 : 21 Апрель 2009, 02:47:56 »
Всю тему прочла и наконец нашла полезное для себя именно сейчас. Вот мой уровень. Иду мыть кучу посуды. Большую-большую.
Спаси Вас Бог.

Andreas

  • Сообщений: 1408
    • Просмотр профиля

Re: О пустынничестве
« Ответ #118 : 21 Апрель 2009, 03:09:30 »
Уважаемые, не сохранился ли у кого текст исходного сообщения на форуме Кураева? Я не прочел вовремя, теперь о многом догадываться приходиться. Если кто сохранил, пришлите пожалуйста на mkvster собака gmail.com (собаку замените на крендель, это от спама).

ДИОГЕН,
у меня вопрос. Может быть неразумный, но тем не менее. Я могу прочитать одну или несколько книг, но спросить книгу тяжело, тем более задать ей глупые вопросы, а Вас спросить сподручнее. Вот уединения же по разному можно достичь. Землянка в лесу кажется очень хлопотным способом. А что, если купить участок, соорудить там что-то, и там поселиться? Еще один вариант - купить автомобиль и жить в нем, рассматривали ли? Или такой способ, как пойти в ночные сторожа, как насчет этого?

Машина очень узко, теснит сознание.
Участок или сторожевание очень даже подходит.

Но как вам сказать, чем замечательна пустыня. Своей неподдельностью, Божестью.
Я читал значение русского слова "дикий", и очень интересная штука получилась.
Оказывается русский язык, это одна из форм древнего санскрита, пра-языка ариев.
Так вот слово "дикий" это от санскритского ДИВЫЙ, то есть Божий. ДИВ это у наших предков БОГ значит. От него происходит латинское DEUS и греческон ФЕГОС.
Слова ДИВО, ДИВНЫЙ, ДИКИЙ, значит Божиий. Наше слово ДЕВА и украинское ДІВА, тоже от этого слова, означает Божья - не тронутая человеком.

Так и в дикой пустыни, ты окружен Божиими творениями: звери, деревья, птицы, тишина. Можно совершенную тишину найти и в теплотрассе городской, но поймите меня правильно, там всё осквернено человеком. Энергетика не та.
Пустынник в условиях пустыни, называется бомжом в условиях города.
Дача ближе к природе конечно, но сам дом, рукотворен. А за забором сосед.
Всё не то, как то.

Я советую с палаткой, уходить на недельку или больше, вообще от цивилизации. Вы как бы углубитесь в дикие-Божии условия бытия.

Что касается лично моего опыта, то большую роль играет неопределенность.  Я каждый вечер, очень с сердцем произносил слова "в руце твои предаю дух мой", так как завтра можно ведь и не проснуться. Летом ты спиш не в сырой землянке, а в каркасном из веточек шалаше, с клеёнкой. Башку мгут разбить дубиной, сквозь это сооружение. И такие случаи были. Так что к Господу тебя не нудят, сам ползёш и просиш заступить и сохранить, без напоминаний. Я вот Ангелу хранителю на чотках сотницу вычитываю, хотя нигде об этом не слышал. А почему? Потому что потребность внутренняя.
В этом и дуализм заключен. Человек ненавидит незащищенность. Стремится обезопаситься разными оболочками, крепостями или квартирами. Но вместе с безопасностью отпадает потребность в уповании на Бога.  И сама безопасность эта липовая. Вон какой ужас был в Москве, людей взорвали спящих прямо вместе с домом. Так что, так.

БезНаркоза

  • Гость
Re: О пустынничестве
« Ответ #119 : 21 Апрель 2009, 03:37:50 »
Перед очередной порцией тарелок.

Диоген, у Вас был распорядок дня? Как Вы распределяли свои дела - просто что за чем следует или что надо сделать в определённое время? Я имею в виду не молитву, а "поделие келейное". Наверно, кроме молитвы ещё что-то бывает необходимо сделать до определённого момента непременно?