Hors, Вы очень правы. Можно пояснить на примере болезней, той же шизофрении. Мы можем, находясь в рамках московской школы говорить о механике возникновения шизофрении и о каких-то незначительных, не вписывающихся в рациональную картину исключениях, которые "конечно будут объяснены со временем", тогда как чуть приподнявшись над рамками данной системы знаний мы увидим, что эти исключения есть предпосылка к полной смене воззрений на болезнь.
И так может продолжаться довольно долго, пока не станет ясно, что любые системы познания относительны, а единственная правда о болезни в том, что она есть. С этой точки вообще любое творение окажется чудом, а поиск "истинных" даров чудотворений - бессмыслицей. Исцеление же болезни становится возможно через сугубое, эротическое (в платоновском смысле) внимание к больному, через чудо любви.
Так Никита Новгородский (между прочим - молитвенник, не избегший прелести и вообще живший очень интересную жизнь) замечен в двух чудесах - тушении пожара и низведении дождя. Об этом поется в акафисте ему, об этом написано в житии, это вспомнили, когда решили его канонизировать. А не вспомнили и не написали ничего о том - как он жил в себе и во Христе, какие уникальные отношения имел со стихиями, что мог призазывать огню и облакам. Такая жизнь есть истинное чудо и как определить - описывает такое чудо наука или нет?
Отступление же волн красного моря чудесно тем, что случилось так вовремя, и по мановению Божьего избранника. Как и дождь на Новгород шел из самой обычной тварной тучки.