Исихазм

Автор Тема: ЛОЖЬ  (Прочитано 30194 раз)

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: ЛОЖЬ
« Ответ #15 : 29 Май 2009, 21:57:30 »
Если не солжешь, предашь человека на смерть; а лучше отпустить его пред лицем Бога твоего, не ввергая в узилище. Бог сам все рассудит”. 

Заметим, не говорится "надо отпустить", а говорится " лучше отпустить".
А ведь если бы здесь стояло "надо ", как было бы все проще :)  Но нет инструкций.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: ЛОЖЬ
« Ответ #16 : 29 Май 2009, 21:59:42 »
Если не солжешь, предашь человека на смерть; а лучше отпустить его пред лицем Бога твоего, не ввергая в узилище. Бог сам все рассудит”. 

Заметим, не говорится "надо отпустить", а говорится " лучше отпустить".
А ведь если бы здесь стояло "надо ", как было бы все проще :)  Но нет инструкций.
Хорошее наблюдение.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

angel

  • Сообщений: 608
    • Просмотр профиля

Re: ЛОЖЬ
« Ответ #17 : 29 Май 2009, 22:04:44 »
По человеческому закону некто, испoлнивший Божий закон должен понести наказание, в данном случае - за укрывание убийцы.
В этом-то и заключается выбор несения Креста вместо обольщения и упоения миром сим.
Как об этом узнают и как понесет наказание, если он отпустит с миром убийцу и солжет начальнику?.. :|

Да, вот и получается, что кто хочет быть другом этому миру - становится врагом Богу...
Господь - свет мой и спасение мое. (Пс. 26)
Любовь должна быть в корне всей нашей жизни. А корень всего - только в Боге.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: ЛОЖЬ
« Ответ #18 : 29 Май 2009, 22:13:10 »
Как об этом узнают и как понесет наказание, если он отпустит с миром убийцу и солжет начальнику?.. :|
Для этого не нужно, чтобы на него кто-либо настучал властям.
Внутренний суд этого аввы приведёт его к наказанию за сознательную ложь и преступление людского закона. Он сознательно пошёл на это, безo всякой надежды уйти от наказания.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: ЛОЖЬ
« Ответ #19 : 29 Май 2009, 22:34:04 »
".......А ложь оставляет человека без извещения. Предположим, кто-то вынужден сказать ложь, чтобы спасти своего ближнего. Он может спасти его даже от смерти, однако ложь при этом не перестает быть половиной греха. Иногда человек с добрым помыслом идет на ложь для того, чтобы помочь в каком-то деле и избежать соблазна. К примеру, в монастырь тайно, чтобы никто не знал, приезжает паломник, для того чтобы поделиться своей семейной проблемой, выговориться. А потом в монастырь приезжает, предположим, его брат и спрашивает: "Не было ли у вас такого-то?" Если сказать ему правду, то получится целая история, потому что его брат будет скомпрометирован. Таким образом, ты вынужден ответить: "Не знаю". Ведь если ты скажешь ему, что тот приезжал, то дело может дойти даже до рукоприкладства. Хотя сейчас мы ведем речь не о таких случаях, все равно необходимо быть внимательным, потому что если три-четыре раза произойдет что-то подобное, то потихоньку человек может зайти и дальше. Привыкнув использовать ложь без необходимости, он исказит свою совесть. "
                                        Старец Паисий Святогорец

  Без комментариев.

Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: ЛОЖЬ
« Ответ #20 : 29 Май 2009, 22:48:04 »
"Нельзя терять из виду всю глубину понимания святыми отцами природы лжи, когда мы обращаемся к ним за ответами на наши вопросы. Авва Дорофей, например, при всем однозначно осуждающем отношении к лжи, остается предельно реалистично мыслящим человеком. Он признает, что в реальности нашего падшего мира бывают ситуации, когда искажение действительности становится единственно правильным выходом из положения. Именно так надо понимать его выражение "изменить слово".
"Иногда случается такое дело, - объясняет он ситуацию, - что бывает крайность скрыть мало, и если кто не скроет мало, то дело приносит большое смущение и скорбь. Когда встретится такая крайность и видит кто-либо себя в такой нужде, то может посему изменить слово для того, чтобы не вышло, как я сказал, большего смущения и скорби, или обиды".
Итак, является ли ложью "изменение слова", о котором говорит авва Дорофей? Согласно его же утверждению всякий грех и ложь "происходит или от сластолюбия, или от сребролюбия, или от славолюбия". А здесь мотив совсем другой - избежать "большего смущения и скорби", большего по сравнению со смущением, какое вносит "крайность скрыть мало". Например, в супружеских отношениях, которые принципиально не переносят закрытой формы общения, все же может возникнуть необходимость в эпизодической закрытости, допущенной с целью пощадить уязвимость близкого человека или какую-то другую его немощь.
Но тем не менее, предупреждает авва Дорофей, это "изменение слова" или "сокрытие мало" все равно остается самой настоящей ложью! Поэтому старец стремится предотвратить слишком частое обращение его учеников к крайности, чтобы "изменить слово". Какой бы ни был мотив закрытой формы общения - жалость или эгоизм - по этой причине одинаково неизбежно вырастает препятствие подлинному межличностному контакту. Человек, решившийся на эту крайнюю меру, неизбежно несет потери. Из двух (а может быть, и более) зол ему приходится выбирать наименьшее. Но зло от этого не становится добром, оно остается злом.
Поэтому авва Дорофей тех, кто все же решился на вынужденную неискренность, призывает к покаянному настроению: "Но когда случится такая великая необходимость уклониться от слова правды, то и тогда человек не должен оставаться беспечальным, а каяться и плакать перед Богом, и считать такой случай временем искушения. Кто хочет по необходимости изменить слово, то он должен делать это не часто, но разве в исключительном случае, однажды во много лет, когда видит, как я сказал, великую необходимость, и это самое, допускаемое весьма редко, пусть делает со страхом и трепетом, показывая Богу и произволение свое, и необходимость, и тогда он будет прощен, но вред он все-таки получает".
                                      "Талант общения: Дейл Карнеги или авва Дорофей"
                                                         протоиерей Михаил Дронов
                                                                       
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

anapatakan

  • Сообщений: 63
    • Просмотр профиля

Re: ЛОЖЬ
« Ответ #21 : 30 Май 2009, 00:06:47 »
Когда у вас спрашивают время и допустим у вас часы показывают 22:11:37 или 22:09:12
Вы так и отвечаете или скажем 22:10 ?

Helicon

  • Сообщений: 434
    • Просмотр профиля

Re: ЛОЖЬ
« Ответ #22 : 30 Май 2009, 03:06:05 »


Но тем не менее, предупреждает авва Дорофей, это "изменение слова" или "сокрытие мало" все равно остается самой настоящей ложью!

Не могу не отметить, что на эту тему я когда-то написал целую проповедь, где достаточно ясно показывается, что ложь природная, в своих так сказать глубинах, есть лишь внешним выражением лжи духовной, или же "хуления на Слово Божие". Со всем отсюда вытекающим. Она называется "Восьмая заповедь" и может быть желающими найдена по этому адресу.

http://zhurnal.lib.ru/w/wasilxew_aleksandr_walentinowich/b01.shtml

Так что ЛЮБАЯ ложь (типа - даже "во спасение"), продолжает оставаться тем не менее ложью, или же этой "скрытой хулой". Но, с другой стороны - мы ведь не ангелы, живущие среди ангелов, и в жизни бывает всякое, Господь же судит нас более по намерениям сердца, нежели чем по действиям, взятым самим по себе. Но, тем не менее, не стоит думать, что отпущение греха - это его забвение Господом. Отпущение греха - это его забвение человеком. Но чем чаще грех упражняем, тем дальше человек от возможности такого забвения.

Один грех человека, понятно, не губит. И два - не губят. Особенно если покаянные.Может и десять не губят, по крайней мере окончательно. Но кто знает, кроме Господа, где находится для каждого из нас эта самая "точка невозврата"? тем более, что с каждым шагом, приближающим к ней, она становится для нас всё более и более нечувствительной и не страшной.

Во всяком случае начать путь к ней гораздо сложнее, чем её проскочить уже просто по инерции.
Вера не становится верой у человека, если она не делается духовной; духовной же она не делается, если не делается предметом любви; а делается она тогда, когда человек любит жить жизнью истины и добра, то есть, жить согласно тому, что предписано в Слове

kirill_mkv

  • Сообщений: 492
    • Просмотр профиля

Re: ЛОЖЬ
« Ответ #23 : 30 Май 2009, 06:20:18 »
Ложь - антоним правде. А что такое правда? Некоторые думают, что это высказывание достоверной информации. Но каков же надежный критерий достоверности? То, что думают все или большинство, то, что проверяется физическим опытом или о чем написано в газете? Но часто, если не всегда, это все пустяки и чепуха. В свое время все думали, что Земля блином лежит на трех китах, Солнце же вокруг нее крутится. И вульгарное правдолюбие устраивало судилища а то и костры для инакомыслящих.
А я считаю, что правда - это слова и дела, ведущие к добру. Таким образом, ложь - это позиция и деяния ведущие ко злу. В этой системе отсчета ложь ,само собой, нехороша. Однако, эта система отсчета иная, чем основанная на "достоверности" информации. В ней Иван Сусанин правдив не то что словами, а всей своей судьбой, потому что отдал жизнь за други своя. И Штирлиц, говоря радистке Кэт "Гретхен, помоги", а не сдавая ее патрулю, поступает по правде. Или из жизни возьмем примеры. Когда пожилой человек захочет спеть, и возьмет не ту ноту, а мы скажем - "отлично", это будет правда. Или ребенок сделает рисунок, который не такой, как у маститых художников, а мы скажем "замечательно", это будет правда. А если мы скажем противоположное - это будет ложь, а правдой будет то, что мы ничего не понимаем.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: ЛОЖЬ
« Ответ #24 : 30 Май 2009, 10:29:14 »
 У меня  эта тема перекликается(почему-то) с ассоциативной выработкой на притчу о "неверном управителе".
Ее эпилог: "И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде." Что-то в этом есть! Неверный управитель ведь использовал нечистоплотные дела против своего хозяина обрамленные ложью, чтобы "выползти" из неприятной ситуации.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Helicon

  • Сообщений: 434
    • Просмотр профиля

Re: ЛОЖЬ
« Ответ #25 : 30 Май 2009, 10:40:31 »
  "сыны века сего догадливее сынов света в своем роде." Что-то в этом есть!

Всякий выбирает сам - кем он хочет быть "сыном века сего" или же "сыном света". Добровольно, и без принуждения (если не считать принуждением, конечно, господское давление похотей его, которым он однако же раболепствует с любовью). И обосновывает это перед собою - всегда рационально, и со стопроцентной убедительностью.

В общем - как пелось в известной песенке - "Думайте сами, реашйте сами.."
Вера не становится верой у человека, если она не делается духовной; духовной же она не делается, если не делается предметом любви; а делается она тогда, когда человек любит жить жизнью истины и добра, то есть, жить согласно тому, что предписано в Слове

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: ЛОЖЬ
« Ответ #26 : 30 Май 2009, 10:49:49 »
  "сыны века сего догадливее сынов света в своем роде." Что-то в этом есть!

Всякий выбирает сам - кем он хочет быть "сыном века сего" или же "сыном света". Добровольно, и без принуждения (если не считать принуждением, конечно, господское давление похотей его, которым он однако же раболепствует с любовью). И обосновывает это перед собою - всегда рационально, и со стопроцентной убедительностью.

В общем - как пелось в известной песенке - "Думайте сами, реашйте сами.."

  Да, только пока мы существуем на этой бренной земле,т.е. в теле, даже при выборе стать" сыном света", мы все-таки остаемся причастниками двух миров.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Helicon

  • Сообщений: 434
    • Просмотр профиля

Re: ЛОЖЬ
« Ответ #27 : 30 Май 2009, 11:48:56 »
А что такое правда?

Господь Бог есть истина (Иеремия 10:10)

А вообще говоря – лганье есть говорение не того, что ты думаешь. Намерения такого говорения могут быть разными (и иногда весьма благородными – для ЛИЧНОГО ума лгущего), но ИСТИНА при этом остаётся неизменной, и одной и той же – говорение устами вовсе не того, что подсказывает человеку его сознание и честность внутренней памяти.
У лжи, как и у всякого греха, понятно, есть степени, в том числе и степени намерений. Но она всегда вызвана именно СУБЪЕКТИВНЫМИ представлениями о том, что есть добро. Просто для одного добро – его личная нажива за счёт другого, дли иного же – сохранение мира и спокойствия в общении с окружающими, для третьего даже – мирское благополучие кого-то рядом с ним (как он это благополучие всегда САМ понимает), но Истина в мире всегда одна – та, которая соотносится с единственной и подлинной реальностью на ВСЕХ её уровнях. И благо также всегда одно и то же – то, к которому взирает истинность этой самой единой реальности. Ибо Господь есть Первая и ЕДИНСТВЕННАЯ реальность, потому Слово и говорит, что  «Господь Бог есть истина», и Он же есть Первое и ЕДИНСТВЕННОЕ Благо к которой взирает эта реальность. Хотя весьма часто Благо это весьма отличается от субъективного блага индивидуального человеческого представления.

Для примера вернусь к эпизоду с которого начинается эта тема – итак, человек совершил грех против Господа – вступил в драку. По хорду драки он зашёл ещё дальше во Грехе – убил человека. Затем он бежит от предустановленного Провидением Господним плотского возмездия за свой грех («начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» Римлянам 13:4), ища покрова в келье монаха, которая, как ни крути, по идее есть филиалом Храма (по общему мнению), чем и ещё грехопадение своё усугубляет – во первых тем, что не смиряется с предустановленным возмездием и идёт, таким образом, против предустановлений Божественного Провидения, и, во вторых, что для покрытия греха своего ищет покровительства святыни (Как! вы … убиваете … и потом приходите и становитесь пред лицем Моим в доме сем, над которым наречено имя Мое, и говорите: „мы спасены", чтобы впредь делать все эти мерзости. Не соделался ли вертепом разбойников в глазах ваших дом сей, над которым наречено имя Мое? Иеремия 7:11)

И что же распорядитель в этой святыне – монах? Он не только не идёт в стремнине Господнего Провидения, спошествуя предустановленному законному возмездию за зло и грех, он и ещё усугубляет деяние своё сознательной ложью, и, поэтому, сознательному потакательству нарушению порядка, предустановленному Провидением. А поскольку начальник здесь, согласно Писанию – «Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое», то монах лжёт слуге божьему, находящемуся при исполнении божьего дела, т.е. фактически противится и лжёт Самому Богу.

И чем это он оправдывает. Ах – своим СУБЪЕКТИВНЫМ представлением и заботой о духовном благе покрываемого грехопреступника! Но – чего он этим, скорее всего, добьется? Да попросту преступник решит, что его грехопреступление оправдано и защищено, уже не просто его предусмотрительностью, но как бы «санкцией свыше», ибо монах в его глазах выступает уже как «представитель Всевышнего», а его покровительство как «покровительство Всевышнего» (хотя преступив порядок, предустановленный провидением, монах сам стал грехопреступником, и выступает уже исключительно как представитель своей собственной греховной соби, и ничего иного – но, под покрытием видимой «святости» своего сана). И соответственно он воспринимает это как «санкцию свыше» на дальнейшее продолжение действования в том же духе – «и говорите: „мы спасены", чтобы впредь делать все эти мерзости». И чем после этого для него становится всякая святыня Церкви? Да по Слову Господнему – «Не соделался ли вертепом разбойников в глазах ваших дом сей, над которым наречено имя Мое»!

Т.е. монах здесь, по сути, спошествует погибели души этого человека, утверждающегося в убеждении, что всякий грех можно покрыть не каясь, если прибегнуть к святыне Господней, и что это – ПРОКАТЫВАЕТ!
А вот если б монах поступил так, как он, по предустановленному закону должен был поступить бы – т.е. предал бы делу законный порядок, то грехопреступник, попав под возмездие закона, возможно осознал бы неизбежность Судов Господних, и возмездия за грехи, задумался бы, и раскаялся бы. Конечно, возможно и нет, но так бы он хоть получил бы шанс, предустановленный порядком Божественного Провидения, который монах у него по ПРОИЗВОЛИЮ СВОЕМУ отнимает.

И потом всё это, в соответствующей интерпретации, попадает в текст, который многие в церкви считают равнозначным Писанию, то бишь – абсолютной истиной в последней инстанции, и служит многовековым примером для насаждения правил для подражания в «святой жизни»! Собственно – уже практически как бы «гласом Господним»!

Удивительно ли, что после всего этого мы имеем то общество, которое имеем?

Таким образом, ложь - это позиция и деяния ведущие ко злу. В этой системе отсчета ложь ,само собой, нехороша. Однако, эта система отсчета иная, чем основанная на "достоверности" информации. В ней Иван Сусанин правдив не то что словами, а всей своей судьбой, потому что отдал жизнь за други своя. И Штирлиц, говоря радистке Кэт "Гретхен, помоги", а не сдавая ее патрулю, поступает по правде. Или из жизни возьмем примеры. Когда пожилой человек захочет спеть, и возьмет не ту ноту, а мы скажем - "отлично", это будет правда. Или ребенок сделает рисунок, который не такой, как у маститых художников, а мы скажем "замечательно", это будет правда.

Ага – а добро, это то, что мы как добро понимаем. Лично. Нашим собственным представлением. Собственно, когда мошенник лжёт ради наживы, он тоже думает, что действует ради добра. Добра в СВОЁМ кармане. Но он хоть не выдаёт это добро за добро АБСОЛЮТНОЕ, и, таким образом – добро Господне. И ещё большой вопрос – кто здесь больший вор, тот, кто ворует добро у граждан, или тот кто присваивает себе монополию на добро абсолютное, и, тем самым, крадёт его у Самого Господа.
В вышеприведенных примерах Сусанин и Штирлиц используют ложь как разновидность оружия – для утверждения своего частного, политического и должностного добра. Не претендуя на добро абсолютное. И не претендуя на творение святости ложью.
А вот в примере с поощрением «певца» ложью, то результат будет один – поощрённый любитель начнёт изводить своим «отличным пением» окружающих и дальше, искренне убеждённый, что этим он им ласкает слух. Чем оказывается «медвежья услуга» и самому певцу, которого этой лживой лестью побуждают и дальше выставлять себя на посмешище, и его невольным жертвам-слушателям.

Ну а когда мы ребёнку на его рисунок говорим замечательно, то мы не лжём, мы действительно считаем, что совершенно замечательно, что в своём возрасте он смог нарисовать такое. Вот если мы начнём уверять его, что он гений получше Рембрандта, и его рисунок нужно тут же выставлять в Эрмитаже, то это уже будет совсем другое «замечательно». А так – говоря любимой, что она «самая лучшая и прекрасная на свете» влюблённый не лжёт – по крайней мере в данный момент для него ЛИЧНО это и есть АБСОЛЮТНАЯ истина. Что и делает её абсолютной в ОГРАНИЧЕННОМ восприятии.
Вера не становится верой у человека, если она не делается духовной; духовной же она не делается, если не делается предметом любви; а делается она тогда, когда человек любит жить жизнью истины и добра, то есть, жить согласно тому, что предписано в Слове

Helicon

  • Сообщений: 434
    • Просмотр профиля

Re: ЛОЖЬ
« Ответ #28 : 30 Май 2009, 11:50:32 »

  Да, только пока мы существуем на этой бренной земле,т.е. в теле, даже при выборе стать" сыном света", мы все-таки остаемся причастниками двух миров.

Это очень хорошее самоутешение. Но оно может стать смертельно опасным, если превратится в удобное саомопровдание.
Вера не становится верой у человека, если она не делается духовной; духовной же она не делается, если не делается предметом любви; а делается она тогда, когда человек любит жить жизнью истины и добра, то есть, жить согласно тому, что предписано в Слове

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: ЛОЖЬ
« Ответ #29 : 30 Май 2009, 12:32:19 »
Helicon

Цитировать
Это очень хорошее самоутешение. Но оно может стать смертельно опасным, если превратится в удобное саомопровдание.
Это факт, подтвержденный словами наших Отцов.
Разумеется, с точки зрения "высоких полетов", небожителем можно быть и на земле, но фактически наше тело-наша препона. Сие есть земное, тленное.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.