А вот ум Христов и образное мышление - вещи несовместимые. Надо ли было Христу представлять в уме лилии, чтобы привести такой образ? Тому, Кто создал эту лилию и знает ее каждый атом.
Да, Вы правы, "Кто познал ум Христов?" Но ведь Иисус Христос есть совершенный Бог и совершеный Человек.
Божественной природе Иисуса Христа - не нужно было воображать, а человеческой - думаю, все-же нужно было представлять. Божие НЕ поглотило во Христе человеческое, а человеческое НЕ поглотило Божие. Две природы во Христе существуют в гармонии, согласии, единодушии.
заполненность ума образами, даже и невинными - препятствует человеку постигнуть истинный свет познания.
Согласен, что нам грешным это препятствует и существенно, однако человеку, очистившему свое сердце от всякой нечистоты, образы не только не мешают любить Бога, но дают лишний повод к прославлению Творца. Человек все начинает видеть "иными глазами", ощущать по-другому. Вспомните слова Петра на Фаворе: "Господи! Хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии". Как видите, и в таком блаженнейшем состоянии, Св. Апостол не утратил способности к образному мышлению, а свои ощущения не мог не выразить в слове. Да и как можно отобрать у человека, исполненного неизреченной радости, возможность выразить это как-то, передать свои ощущения другим людям (Бог есть Любовь)? В такие моменты хочется поделиться радостью, хочется иногда петь, иногда говорить стихами, иногда воздеть руки к небу и воскликнуть "Хорошо то как, Господи!". Невозможно быть замкнутым в своем "эго" - человеку это не свойственно. Старец Силуан Афонский как-то сказал: "Любить Бога никакие дела не мешают". А до него Апостол изрек: "Ничто не может меня разлучить от любви Христовой". Обожение не есть истребление природы, но ее преображение.
Думаю, что Бог, создавший нас по любви и для любви, заложил в нас способность творчества, но мы используем ее не по назначению. Вы вот отлично написали:
ум как бы сам стал черпать вдохновение в создаваемых им же или бесами образах.
Вот именно: одно дело - отклик на призыв Божий, выражение дарованной Богом радости в ответ на любовь - как благодарность, как стремление поделиться с другими, но совсем другое дело - самоуслаждаться, изобретать свой мир ради себя самого, а не искать полноты бытия в Боге и в благодатном общении с ближними.
Вот, имхо, для чего нам дано воображение - познавать мир Божий, прославляя его Творца и делиться с себе подобными благими дарами благодати Св. Духа.
А куда Вы денете память? Ведь она - свойство ума, неразрывно связанное с воображением. Не было бы памяти, не было бы и свободы, дарованной Богом. Стереть человеку память - и исчезнет личность. Православное безмолвие - это отнюдь не "басурманская" нирвана. Здесь не только нет никакого растворения или обезличивания, но напротив - в единении со Христом самым явным образом проявляется личность: человек
сознательно приносит на Суд Богу всего себя - все мысли, все чувства, всю жизнь, а Христос отделяет зерна от плевел.