Исихазм

Автор Тема: В чём отличия между Исихазмом, Суфизмом и Каббалой?  (Прочитано 30701 раз)

Эти три учения играют роль внутренних по отношению, соответственно, к Православию, Исламу и Иудаизму.
Хотелось бы услышать мнения об отличие между ними. Ведь если говорить действительно только о внутреннем - о том, что Творец это любовь, то в этом никакого отличия быть не может. Так почему же оно всё таки есть? Или его нет?
Если же в самом Исихазме есть разные направления, разные учителя, то хотелось бы узнать о различии мнений.
Вот если бы я сейчас захотел пойти учиться, как обрести Бога внутри себя. Какие у меня на это есть возможности, кто обучает этому?

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Цитировать
Вот если бы я сейчас захотел пойти учиться, как обрести Бога внутри себя. Какие у меня на это есть возможности, кто обучает этому?

вот в этом и отличие исихазма... что это не так...вот жил жил я.... и что то вдруг захотелось мне Бога в себе обрести...все есть всем доволен вот только Бога не хватает....скучища одолела...пойду искать Бога... :-)
простите я своим скудным умом так понял Ваши слова... :-)

pilgrim

  • Сообщений: 600
    • Просмотр профиля

присоединяюсь к вопросу первого сообщения темы.
В чем отличия?
И почему отличие исихазма в том, что написано во втором сообщении?
Разве исихазм - не поик Бога? Да и человек вроде бы начинает его искать от скуки, так скажем. От скуки мирской жизни и от стремления к чему-то эдакому, возвышенному. Если бы мирская жизнь не надоела, то сидели бы сейчас дома, да все ели да пили, да спали.

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

все верно...только опять же как понимать эту скуку... это тяга к Богу...или тяга какимто знаниям...скрытым...незнаю трудно на письме это выразить...
вообщем исихазм это жизнь а не практика...

да и на самом деле незнаю я не фига в чем отличие...чтоб это знать надо через все это пройти... :-)

чую короче про проэкуменят на мозги... и примем а будем рады... долбаная толерантность все больше отравляет душу... раньше все просто... и у отцов также...православие истинный путь к Богу...остальные все в ереси не в Церкви...теперь же все умные очень...кто заявляет о истинности православия тот невежа итд...

поэтому я и спрашивал что мы христиане 21 века идем другим путем или нет...если старым идет... то зачем это флирт с инославными... если нет , если обозначились новые границы пути...так и скажите об этом. если кто так считает...

pilgrim

  • Сообщений: 600
    • Просмотр профиля

поэтому я и спрашивал что мы христиане 21 века идем другим путем или нет...если старым идет... то зачем это флирт с инославными... если нет , если обозначились новые границы пути...так и скажите об этом. если кто так считает...

Увы, мы идем иным путем. Не тем путем, какой был на Руси до революции. Сейчас есть интернет, человек находится в потоке информации о разных религиях. Уже вкусили новый запретный плод и забыть его вкус невозможно. А кто старается забыть его вкус - обманывает себя.
Новое время, новые пути к Богу.

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

вот, вот... вот как бы не про нас эти слова из откровения про теплохладность...

вот именно эта информация творит в башке иную реальность, и чтоб отследить эти действия нужно намного больше душевных сил...не говоря уже о том чтоб взять это под контроль...спектры умной работы расширяются...
внешнее очень сильное действие оказывает...чтоб затормозить эти процессы надо уходить в отшельничество... там только может стать возможно работа по отцам... в миру нужны уже дополнения чтоли...незнаю как тут мысль выразить...

pilgrim

  • Сообщений: 600
    • Просмотр профиля

В чём отличия между Исихазмом, Суфизмом и Каббалой?

Все они внутренние учения. Отличия, думаю, в том, что практикующий имеет одну из трех целей, к которой движется по одному из этих трех путей.


Например, БГ поет в одной песне:

Можно выйти одному в поле
И знать, что ты вооружен
Можно идти по пути,
В конце которого стоит Престер Джон
Можно возвысить себя
Выше Озиманда - Царя Царей
Можно учиться смирению
У стертых ногами придорожных камней.

Можно раздать себя
Безрадостным и жадным рукам
Можно ходить по-албански
По стенам, фонарям, потолкам
Можно гордиться тем,
Что познал до конца пустоту
Гарантировать перерождение
С серебряной ложкой во рту



То есть, путей-то много. И все они работают. То есть, серьезный практик обязательно придет к цели этого пути. И БГ как один из таких практиков это верно подметил в песне.

Но (добавляет БГ в этой песне):

Но куда бы ты ни шел
До самого конца своих дней
Обещай, что будешь помнить одно -
Господу видней.

Видимо, БГ, отсидев положенное время в позе лотоса, понял, что есть таки некая реальность, которая для нас - тайна за семью печатями.
Цитата: Monte More
вот жил жил я.... и что то вдруг захотелось мне Бога в себе обрести...все есть всем доволен вот только Бога не хватает....скучища одолела...пойду искать Бога... :-)
простите я своим скудным умом так понял Ваши слова... :-)
По разному бывает. Может и от пресыщения, а иногда от несчастья, от пытливого ума, или вообще как бы по чистой случайности. На самый надёжный путь - это от сильного унижения. Человеческое "я" оно часто как идеальный блестящий самодовольный шарик, и всё ему нипочём. И лишь сильное унижение способно сделать на нём царапину. И вот через эту царапину человек начинает искать. Вот как в фильме "Остров". Человек считал себя убийцей и мучался этим, был унижен этим вплоть до...(ну не знаю как выразить, но внешне - просидел всю жизнь в угольном сарае) и от этого мучения стал праведником. Но это крайняя ситуация - Бог его просто смешал с этим углём и из этого "ничто" он вырос. А если "Я" всё таки не разбито, а лишь царапина, то есть дают человеку свободу - хочешь туда иди, а хочешь сюда. И тогда вопрос - как выбрать, где найти поддержку, как в каждый момент не упасть. Ведь сейчас брошу это дело - думать о Боге и любви и пойду чего нибудь голивудское смотреть. И когда тогда о Боге вспомню? Может быть завтра, а может быть лет через 10. И тогда мне нужно найти что-то сейчас, пока я хочу, пока я тут пишу, потому что через минуту может быть поздно.
И вы конечно правы, всегда было так, что человек ищущий не умствовал от скуки и пресыщения, а шёл к ближайшему праведнику и начинал жить рядом с ним, слушаться его, обслуживать его и через саму жизнь рядом с ним получал духовный заряд, стяжал святой дух и сам становился праведником.
Но мир действительно изменился. Всё настолько смешалось, всё настолько пропиталось друг другом. Так что уже действительно нет ни Еллина, ни Иудея, вообще нет ничего внешнего, а лишь эта внутренняя точка, которая есть любовь. Вокруг этого только и возможно объединиться. Но что же этому мешает?
Флиртовать? Конечно, форум это типа флирта. Но ведь есть масса человек, которые, скажем, зашли когда-то куда-то в Интернет и вдруг им совершенно по другому, не через стереотипы открылось, что такое жить во Христе. Ведь это удивительное дело форум - никакого насилия, лишь намёк и потому всё остаётся в руках человека, он сам проходит весь путь с действительно минимальным изначальным толчком.
Так вот, возвращаясь к теме. Отличия нужно выяснить, потому что отличий быть не должно. И если единственное отличие - то, о котором вы говорите, то это не отличие, поскольку и в суфизме и в каббале есть такие молчаливые праведники.

mehj

  • Сообщений: 61
    • Просмотр профиля

Есть отличие. Если вы погуглите, то легко найдете в Интренете множество учителей, именующих себя суфиями и каббалистами. А вот объявлений от наставников-исихастов пока не встречалось.  :-D

mehj

  • Сообщений: 61
    • Просмотр профиля

и в суфизме и в каббале есть такие молчаливые праведники.

Раз говорите, то, наверное Вы их знаете? Почему бы не обратиться прямо к ним и не тратить время на форуме?

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

да брат болит душа...но может не голивудское смотреть....а наше советское...калину красную например...или еще что то...

и правильно сказал брат pilgrim отрицать эти изменения безсмвсленно надо принять... и вопить и вопипть... но только нет даже на это сил...

водочки бы сейчас да огурчик...вот реальнорсть вот жизнь...

простите за этот бессмысленный не кому не нужный набор фраз..

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

водочки бы сейчас да огурчик...вот реальнорсть вот жизнь...
И что же Вас останавливает? Неужели Петров пост?
А для Вас, Monte More, всё-таки, в чём отличия между Исихазмом, Суфизмом и Каббалой?
Я так понимаю, что если Вы ввязываетесь в эту беседу, то у Вас есть что сказать по теме, не так ли?
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

насколько могу судить, и суфизм, и каббала - тотально закрытые традиции вне своей культурно-языковой среды. Да, есть переведенная литература - цитаты их святых, жития, трактаты, но этого недостаточно. Западные люди получают эрзац-каббалу и эрзац-суфизм, а книг явно недостаточно, чтобы самим следовать традициям. Методов и сущностных наставлений в книгах никто не дает - ни суфии, ни каббалисты.

Хотя переживания Богообщения и живой опыт суфистских святых  (например, в сборнике цитат из суфийских святых Fariduddin Attar'a Tadhkaratul-Auliya ("Мемуары Святых") сходны с изложенным у Святых Отцов, что и неудивительно. Или вот поэты-суфии. В Иране ордена суфиев в своих молитвенных собраниях используют Коран и рецитацию стихов Хафиза. Потому что у Хафиза, Низами и многих других стихи пронизаны опытом Богообщения - все эти темы о Любящем и Любимом, о безумии в любви к Богу. ИМХО, эрос Богообщения был очень важен для великих суфиев, они горели экстатической любовью к Богу. Хотя куда мне о том судить...

вот переведу навскидку - высказывания Имама Джафара - из суфийских святых, один из многих:

1. в День Суда не спросят Вас ни о богатстве, ни о доблести, ни о знатности Вашей, ни о нажитом, но о том, какие духовные практики исполнили и каким было ваше поклонение.

2. Не встретим Бога, пока не станем сильно тосковать по Нему (крайне нуждаться в Нем) и искать его так, как утопающий взывает о помощи.

3. Грех тщеславиться в поклонении твоем.

4.  Тот у Бога в почете и тот - дорогой Богу  слуга, кто кается, всякий раз согрешив.

5. Эта тайна открылась мне, когда обезумел я от любви к Богу.

6. Не тот пребывает в раю, кто полагается на свои усилия, но тот, кто все поклонение свое слагает к стопам Господа; в то время как в аду пребывает тот, кто на себя полагается и суть - раб своего плотского "Я". 

или вот - Хадрат Карни, его высказывания:
Хадрату сказали - вот, у гробницы сидит дервиш в саване, рыдает непрестанно. Хадрат говорит им - "скажите дервишу, что саван этот - суть завеса меж ним и Богом. Могила и саван стали препятствиями для его духовности"

и еще он сказал:
1. Тот, кто познал в Боге друга, не станет дружить ни с кем из творений Его.
2. Спи со смертью под боком (всегда полагай, что смерть очень близко), а встал ото сна - не думай, что долго проживешь

4. Помни - ночь для поклонения, не для сна.

5. Ты должен так погрузиться в молитву, что если пронзит твое тело копье когда кладешь поклоны, ты не почувствуешь боли

6. Кто хорошо одевается, вкусно ест и имеет богатых друзей, тот ближе к аду, чем к своей яремной вене.

Поскольку дервиши были до ислама иу чения их лишь интегрировались с исламом (причем не без серьезных конфликтов), то исихасты и суфии взаимообогащались в науке. По-моему, об этом есть работы.
« Последнее редактирование: 22 Июнь 2009, 01:45:25 от Melong »

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

может показаться, что возможно обучение пути в суфизме на основе приведенных выше цитат иже с ними. Но нет. Там никакое делание без наставника невозможно, а отношения наставник-ученик в суфизме посмею уподобить отношениям старец-ученик в православии по крайней мере, в мере послушания.

mehj

  • Сообщений: 61
    • Просмотр профиля

насколько могу судить, и суфизм, и каббала - тотально закрытые традиции вне своей культурно-языковой среды. Да, есть переведенная литература - цитаты их святых, жития, трактаты, но этого недостаточно.
Думаю, что сказанное справедливо и по отношению к традиции исихазма.
Да, литературы - недостаточно, но и без нее нельзя. И вот тут возникает ряд вопросов: а на каких языках в современном мире адекватно отражены эти традиции? Обязательно ли знать греческий/арабский/персидский/иврит или достаточно переводов? Кем сделаны переводы: просто подвизающимися, учеными-богословами или продвинутыми адептами/святыми, которые намеренно спроецировали учение для понимания современниками?

Мне кажется, что поиск ответов на эти вопросы намного полезнее фантазирования на тему сходства и различий разных традиций.