Исихазм

Автор Тема: В чём отличия между Исихазмом, Суфизмом и Каббалой?  (Прочитано 29083 раз)

pilgrim

  • Сообщений: 600
    • Просмотр профиля

Владимир,Ваши три пункта абсолютно применимы и к суфизму, и к каббале, потому что они взывают к Богу Ветхого Завета. он не безличен, у него много имен (или просто Аллах) и он любит смиренных.


А вот и отличие между исихазмом, буддизмом и каббалой - взывание к Богу Ветхого заета в суфизме и каббале. Взывание к закону.
Сам змий говорил: суди их по закону.
А у нас в Новом Завете есть еще и милость. На милость Бога уповаем, потому что знаем, что закон исполнить не сможем полностью.
Имеем дерзновение просить Бога о милости. Нигде в религиях больше этого нет.

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Высокомерие одних мистиков пред другими -наивно.Разные пути ведут к Богу. Да, у суфиев и каббалистов   нет ни Искупителя Иисуса, ни Утешителя- Духа Свята, ни заступничества Богоматери. и им приходится уповать  на молитвы своих "старцев" (по их полному послушанию)и на Бога -Отца .  Но мне кажется,они все равно - братья наши в жажде богообщения и в своем великом дерзании к Богу.
.
Pilgrim, конечно есть отличия. но молятся они не безлично, у их Бога есть сущность и имя (имена у каббалистов) и молятся ему в глубочайшем смирении, иначе никак.
вердикт: Критерии несостоятельны.

pilgrim

  • Сообщений: 600
    • Просмотр профиля

Высокомерие одних мистиков пред другими -наивно.Разные пути ведут к Богу. Да, у суфиев и каббалистов   нет ни Искупителя Иисуса, ни Утешителя- Духа Свята, ни заступничества Богоматери. и им приходится уповать  на молитвы своих "старцев" (по их полному послушанию)и на Бога -Отца .  Но мне кажется,они все равно - братья наши в жажде богообщения и в своем великом дерзании к Богу.
Они тоже идут к Богу. И тоже прийдут к Нему. Мы не обладаем монополией истины. Все дети Бога и все будут с ним. И эзотерики тоже. Никто не погибнет, всех Он оправдает.
Но путь их через закон очень длинный. Наш же путь короткий, т.к. мы причастники тела и крови Христа - нас он милует.

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

У суфиев путь к Богу через любовь, а не через закон. Бог дарует  им невыносимую для смертного любовь, а потом в воспитательных целях лишает. И тогда любящий изнемогает от любви и оттого что нет с ним любимого  и вопиет "где ты, отчего оставил меня, приди, я схожу с ума без тебя". Столько стихов в их поэзии об этом.
Какой там "закон", о чем Вы.
Насчет милости, Наверное, Вы правы. Им ошибок не прощается по милости - нет Милосердого Искупителя.

насчет "Бога эзотериков" - там скорее, хорошо замазанные бесы вместо Бога.

Бугров Владимир

  • Сообщений: 21
    • Просмотр профиля

Владимир,Ваши три пункта абсолютно применимы и к суфизму, и к каббале, потому что они взывают к Богу Ветхого Завета. он не безличен, у него много имен (или просто Аллах) и он любит смиренных.

Позвольте, сомневаюсь:
1. Эн-Соф не очень-то тянет на личного Бога-Вседержителя. Аллах Корана - не Бог-Отец, в любом случае. Равно как и Бог Ветхого Завета. Бог-Отец - это одна из ипостасей Св. Троицы, которая и является Богом Ветхого Завета. Но в Ветхом Завете троичность не раскрыта, а только угадывается,  в Коране же она, к сожалению, запрещена (Сура 112).
2. Ну уж тут-то исихазм точно оригинален. Ветхий Завет лишь ожидает Мессию, но не повелевает молиться Ему. А Коран принципиально отвергает Сына Божия (19:91-94). И это большая разница с Ветхим Заветом. В то время как Боговоплощение - есть условие нашего спасения. "Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом" (свт. Афанасий Великий).
3. Конечно, смирение - качество похвальное и в нехристианской среде. Но как постичь глубину смирения вне Христа?  "...возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;" (Мф. 11, 29). А Эн-Соф и Аллах Корана не стали ведь людьми, не пошли на крест.
И последнее, все перечисленные догматические вещи не должны быть лишь пищей ума, оторванными от практики. Нет, осознание и переживание их должны сопутствовать нашей молитве. "Память Иисусова да соединися с дыханием твои; и тогда познаешь пользу безмолвия" (Лествица, 27:61).

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4516
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Цитировать
Но как постичь глубину смирения вне Христа? 

а что такое смирение? можно это кратко, или одним словом сказать?

Бугров Владимир

  • Сообщений: 21
    • Просмотр профиля

Одно из определений смирения Отцами, хорошо иллюстрирующее его зависимость от того, каким мы представляем Бога: "Смирение есть познание благодати и милосердия Божия" (Лествица, 25:3). И именно христиане, веруя в Бога Распятого и Воскресшего, могут постичь эту глубину неудобозримую.

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4516
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Pilgrim брат...
 а ты слушал лекцию Кураева где он рассказывал об одном человеке который занимался йогой... а потом подумал... ну раз все религии одно и тоже пойду схожу в храм православный... и пошел... и видит очередь что то стои...ну он и пристроился к ней... а это причащали... вот он так и причастился... и Господь даровал ему ощутить благодать... и этот парень в не понятнах пришел домой... в удивлении и не понимании что с ним произошло... он такого раньше не переживал...  и взялся за книги по йоге.. и благодать отступила.... а потом пришли бесы... а потом уже началось веселие настоящие... :-)

вот как тут понять?

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Позвольте, сомневаюсь:
1. Эн-Соф не очень-то тянет на личного Бога-Вседержителя. Аллах Корана - не Бог-Отец, в любом случае. Равно как и Бог Ветхого Завета. Бог-Отец - это одна из ипостасей Св. Троицы, которая и является Богом Ветхого Завета. Но в Ветхом Завете троичность не раскрыта, а только угадывается,  в Коране же она, к сожалению, запрещена (Сура 112).

Про Бога-Отца я не говорил - это Ваши слова. Аллах (от арабского ал-иллах - "страшиться", "быть в страхе")- однозначно Бог Ветхого Завета, в Коране сказано, что он дал заповеди Моисею, а народ Израилев их не исполнял, чем прогневал Аллаха. Потом он дал заповеди Иисусу, и вот наконец, дал их Мухаммеду. Т.Е. с их точки зрения - Коран это самый последний завет одного и того же Бога-Творца.

Еще в Коране говорится, что истинно соблюдающий Закон, что дал Аллах Моисею - тот истинный мусульманин и соблюдающий Закон, что дал Аллах Иисусу - тот тоже есть настоящий мусульманин. Недаром раньше муллы учили мусульман, что "христиане - Ваши старшие братья". Знаете, как раньше старших там уважали?

Не готов с Вами обсуждать Эн-Соф и сефироты и прочее из специфики каббалы (тем более что направлений в ней великое множество и не все опираются на книги Зогар и Сефер Иецир), хотя мне странно когда говорят априори что "Эн-Соф (это имя Бога "Бесконечность") не тянет на Отца-Вседержителя". Мда.
Но все многочисленные направления каббалы насколько мне известно, опирались на Тору, и трактовали Тору и искали сокрытые имена Бога в Торе. Которую дал кто, Владимир?
Каббалу называют еще каббалистическим иудаизмом.

Цитата: Бугров Владимир
Добавлю: когда я составил свои пунктики для сопоставления Иисусовой молитвы с нехристианской мистикой, я специально заострил внимание только на некоторых сторонах (всё описать невозможно):

1. Личное обращение к личному Богу.
2. Не просто к неведомому Богу, но к Господу Иисусу Христу. Соответственно, чем лучше мы помним и понимаем Евангелие, тем правильней и понятие о Том, к Кому мы обращаемся. И, наоборот, призывание имени Христова - есть краткое Евангелие.
3. Мы обращаемся не на равных, но испрашиваем милости, как бы не переводить ελεησον.

таким образом, у них тоже (заострим с их позиций):
1. Личное обращение к личному Богу.
2. Не просто к неведомому Богу, но к Единому Богу-Творцу всего сущего. Соответственно, чем лучше они помнят и понимают Тору (Коран), тем правильней и понятие о Том, к Кому обращаются. И, наоборот, призывание имени Бога - и есть краткое Писание (Коран, Тора).
[каббалисты икали имя Бога, у суфиев очень много имен для наречения Бога]
3. Они обращаются не на равных (еще бы на равных!), но испрашивают милости.

Цитировать
Но как постичь глубину смирения вне Христа?
Для чего? Чтобы сравнить ее количественно в единицах смирения?

Итого:
Мне не совсем понятно, чего Вы хотите, Владимир?
разобью варианты по пунктам:
1.Узнать про другие традиции?  -Похоже, вовсе нет.
2. Подискутировать со знающими оппонентами? - Тогда Вам например стоит пойти на islam.ru, на этом форуме возможно Вам и жестко укажут на Ваше незнание, но на нашем форуме - кто тут практикует ислам (иудаизм), чтобы оппонировать Вам?
3. Вам неинтересны пункты 1 и2, просто хочется сказать - а по любому наш путь самый... - Да ради Бога. Тогда Александр прав - тема убитая...
« Последнее редактирование: 06 Июль 2009, 02:24:15 от Melong »

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

об одном человеке который занимался йогой... а потом подумал... ну раз все религии одно и тоже пойду схожу в храм православный... и пошел... и видит очередь что то стои...
Вы же песни любите, MonteMore.
Есть одна у Высоцкого:
Цитировать
Словно мухи, тут и там,
Ходят слухи по домам,
А беззубые старухи
Их разносят по умам,
Их разносят по умам.

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4516
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

«Боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, [уклонившись] от простоты во Христе» (2 Кор. 11:3).

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

А у нас в Новом Завете есть еще и милость. На милость Бога уповаем, потому что знаем, что закон исполнить не сможем полностью.
Имеем дерзновение просить Бога о милости. Нигде в религиях больше этого нет.

Насколько помню, Коран начинается словами: "Во имя Аллаха, милосердного и сострадательного..."

А Коран принципиально отвергает Сына Божия (19:91-94).

А не потому ли отвергает, что мы человеческую личность Иисуса Христа ставим выше Его божественности, выше и важнее Его, как Ипостаси Троицы, и спорим о Его личности или безличности? Вместо того, чтобы принять Его (кроме всего остального и) как пример, которому стоит следовать... а не под предлогом соединения божественного и человеческого, почитать человеческое - пусть и совершенное - вместо божественного, и делать его исключением, вместо того, чтобы от него учиться.
« Последнее редактирование: 06 Июль 2009, 10:24:02 от Keleynick »
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

хотя мне странно когда говорят априори что "Эн-Соф (это имя Бога "Бесконечность") не тянет на Отца-Вседержителя". Мда.

Ну так и, если мы считаем нашего христианского Бога бесконечным, то может ли быть одновременно две разных бесконечности?

И если мы считаем Бога бесконечным, то бесконечность не включает ли в себя и личность и безличность, и более того?
« Последнее редактирование: 06 Июль 2009, 11:22:38 от Keleynick »
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

А. Кураев в лекции "Неизвестное православие" говорит о возникновении суфизма следующее.
Ислам - это не религия (в смысле связи с Богом), а свод правил поведения человека. Мусульманские юноши в прошлые века, которым этого было явно недостаточно (в смысле - сухих правил поведения без мистики общения с Богом), набирались опыта у православных монахов-исихастов, живущих в том регионе. Так из смеси исихазма и ислама возник суфизм.
Рассказал я коряво, но мысль такая.
Не знаю - правда это или нет. За что купил, за то и продаю.

Существует очень много разных суфийских школ - тарикатов. Их практики разнятся весьма и весьма. Некоторые из них, вполне возможно, сложились под влиянием исихазма, некоторые - под влияением йоги, некоторые появились как плод неортодоксального (т.е. правильного) толкования Корана, некоторые могли быть даны в откровении, некоторые могли родиться в фантазиях... Можно сказать, что суфизм - явление столь же неоднородное, как и йога.

Кстати, Шри Ауробиндо называл суфизм магометанской йогой.

Кураеву же свойственно все упрощать в угоду того, во что он хочет, чтобы все поверили. И часто то, что он хочет - это даже не то, что хочет он, это хорошо оплаченный заказ.
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Спициалисты...
Я плакалЪ