Исихазм

Автор Тема: В чём отличия между Исихазмом, Суфизмом и Каббалой?  (Прочитано 30710 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Интересный феномен. Ну не знает человек ничего серьезного про исихазм, суфизм иль каббалу, так и молчит. Или выбирает другой вариант: приступает к ментальному изучению. Но и в этом случае ментальное знание малополезно и дает очень поверхностную и искаженную картинку.

Если же человек идет опытным путем... Пройдя одной стезей, он уже не встанет на другую, поскольку для него важны цель и путь, ведущий к цели, но уже не вехи на пути. И если цель достигнута, зачем ему другой путь? И если достигнута истинная цель, для него в практиках не будет ни "еллинов", ни "иудеев".

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

благодарю Вас Alexander ... вот что и я ждал...краткие, глубокие и основанные на опыте слова... :-)

6ato

  • Сообщений: 55
    • Просмотр профиля

...Если же человек идет опытным путем... Пройдя одной стезей, он уже не встанет на другую, поскольку для него важны цель и путь, ведущий к цели, но уже не вехи на пути. И если цель достигнута, зачем ему другой путь? И если достигнута истинная цель, для него в практиках не будет ни "еллинов", ни "иудеев".


В этом поиске
мудрость и безумие - одно и то же.
На пути любви
друг и посторонний - одно и то же.

Когда ты хлебнешь вина единения,
какая у тебя будет вера? -
Ты скажешь каждому:
Кааба и храм язычников - одно и то же.
(Руми)
Бытие без опыта равно небытию. Опыт — это приобретенный разум твой. (Аль-Газали)

6ato

  • Сообщений: 55
    • Просмотр профиля

cлучайно наткнулась на следующее:
Мирча Элиаде в своей работе "Мефистофель и андрогин" проводит параллель между результатом, достигаемым практикой суфиев, и православной практикой – исихазмом: "Огни зикра (объединения) не угасают, и его свет не исчезает. <...> Ты всегда видишь восходящие и нисходящие огни; огни вокруг тебя светлы, очень горячи и пылают. Проявления зикра на этой стадии, – пишет он, – можно сопоставить с великими озарениями в византийских традициях исихастов".

Сравним описания духовного опыта единения с Богом, приводимые мусульманским святым шейхом Рузбиханом и православным исихастом Григорием Синаитом.

Шейх Рузбихан пишет:
"По мере того как влюблённый возвышается в любви, любовь, возвращаясь к своему истоку, окрашивает влюблённого в свои цвета, перемещая его в присутствие Возлюбленного, чтобы мог он парить, подобно святым ангелической сферы, с серафимами, чьё оперение – неслыханной красоты, в эмпирейских высотах возвышенных существ, таких как Хызр, Илия и Иисус, когда их человеческие качества стали Божественными Атрибутами, их субстанция стала эфирной".

А вот что говорит Григорий Синаит:
"Кто очистит свой ум слезами, душу свою ещё здесь, на земле, воскресив Духом, и плоть свою посредством разума сделает светозарным и огненным отображением Божественной красоты, – тот почти становится сожителем ангелов ...ибо телом нетленным будет тело земное, преобразившееся неизречённым образом из тела душевного в тело духовное, так что, оставаясь материальным, оно будет вместе с тем и небесным, но богоподобной тонкости. Таким образом, каковым оно создано вначале, таковым и воскреснет, чтобы всецелым приобщением Божества быть сообразным образу Сына Человеческого"4.

Как видим, конечный опыт практиков всех традиций един, как Един сам Бог, наполняющий всех их.

отсюда
Бытие без опыта равно небытию. Опыт — это приобретенный разум твой. (Аль-Газали)

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

  наиболее внятное объяснение (имхо) различий мистики христианства и суфизма можно посмотреть здесь - "Исламская (суфийская) мистика с точки зрения православного духовного опыта"
http://azbyka.ru/religii/islam/sufizm.shtml

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Нет. Автор не глубок,  с грубым противопоставлением, с однозначно отрицательным отношением. Он заранее знает, что суфизм - это бяка...

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Нет. Автор не глубок,  с грубым противопоставлением, с однозначно отрицательным отношением. Он заранее знает, что суфизм - это бяка...
  вероятно ... но на мой взгляд там есть хоть какие направления для возможного осмысления, а не просто куча-мала с набором цитат
« Последнее редактирование: 07 Июль 2009, 12:08:24 от 000 »

юнга

  • Сообщений: 1213
  • Максим, православный
    • Просмотр профиля

Да уж, автор не оставил лазейку для синкретизма... И молодец.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

При чем здесь синкретизм? В статье - примитивная корпоративная критика, которая с одинаковым успехом может быть направлена против кого угодно. И против язычников, и против мусульман, против католиков, протестантов, нью-эйджевцев, атеистов... и против самих православных. Примеров такой критики - в любой религии - море разливанное. Часто такая критика бывает оголтелой, ну а здесь она более аккуратная.

юнга

  • Сообщений: 1213
  • Максим, православный
    • Просмотр профиля

Любого твердо придерживающихся своих взглядов можно назвать корпоративным критиком. Обвинить в узости взглядов. Но как известно дверь то узкая. Приведите пример не примитивной на ваш взгляд критики. Автор, конечно , должен был сказать: ну суфизм имеет в себе крупицы истины... Дело не в словах, а в духе учения, ведь и дьявол цитировал Писание, например. А схожих черт "море разливанное" - автор-то своего придумать ничего не может... Манит незнакомый дядя ребенка - на тебе конфетку, такие тебе мама давала? Люди жизнь отдавали, чтобы щепотку ладана не бросить на чуждые алтари...

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Манит незнакомый дядя ребенка - на тебе конфетку, такие тебе мама давала?

Значительная часть суфийских школ, насколько мне известно, и вовсе не предлагает никаких конфеток... они предлагают лишь войти внутрь себя. Как, впрочем, и исихазм. А кто не хочет входить внутрь, тот только и обращает внимание на конфетки или от мамы, или от дяди... или сразу от обоих. Излюбленным занятием такого "дитя" (которое во многих случаях просто отказывается "расти") является сравнение "конфеток от мамы" с "конфетками от дяди".
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

юнга, это у Вас демагогия. Будь Вы ортодоксальным католиком, мусульманином, индуистом и пр. - говорили то же самое, защищая ограниченные представления о своей вере.  И дело не в ее твердости, а в твердо- и узколобости, отсутствии ясного ума и любящего сердца.

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Манит незнакомый дядя ребенка - на тебе конфетку, такие тебе мама давала?

Значительная часть суфийских школ, насколько мне известно, и вовсе не предлагает никаких конфеток... они предлагают лишь войти внутрь себя. Как, впрочем, и исихазм. А кто не хочет входить внутрь, тот только и обращает внимание на конфетки или от мамы, или от дяди... или сразу от обоих. Излюбленным занятием такого "дитя" (которое во многих случаях просто отказывается "расти") является сравнение "конфеток от мамы" с "конфетками от дяди".

все верно... вот учения(разница) и начинается  когда ты вошел внутрь...

что делать надо внутри?

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

wind привела ссылку на одну страницу о суфизме. С этой страницы цитирую другой отрывок:

Цитировать
Аллах, согласно высказыванию Идрис Шаха, представлялся суфиям в виде Света, освещающего всю Вселенную, пребывающего в сути всех вещей и постоянно озаряющего человеческие сердца. В качестве примера он приводил стих из Корана: "Аллах – это Свет небес и земли. Его Свет подобен сиянию светильника в темнице. Светильник горит в кристалле, как сияющая звезда".

Вспомните слова Христа: "Царство Божие внутри вас есть".

http://www.telo-sveta.narod.ru/sufi1.htm
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

все верно... вот учения(разница) и начинается  когда ты вошел внутрь...
что делать надо внутри?

хороший вопрос !!!!
Ведь на возможностях вхождения внутрь и глубокого внутреннего изменения себя строиться в том числе и  МАГИЯ, еще Алистер Кроули, чье имя  не ассоциируется ни с чем другим кроме как - сатанизм и черная магия, говорил о магии как о АЛХИМИИ духа, определяя составляющими этого понятия и сокрушение личности в прах и ее последующее воссоздание  и   трансмутацию,  или обновление, собственно и магию он определял как "науку вызывать изменение, совершающееся в соответствии с желанием"

   Царство Божье действительно внутри нас, только оно там потенциально, а не по определению, его вроде как еще и созидать надо - "Царство Божие нудится и понуждающий себя восхитит Его"