Исихазм

Автор Тема: Почему в молитве ко Кресту обращаемся как к личности?  (Прочитано 5303 раз)

isihast

  • Сообщений: 8
    • Просмотр профиля

Почему в молитве ко Святому Кресту (которая следует после канона), присутствует обращение ко Кресту как к личности?
Например: "Ей, животворящий Кресте Святый, на тебе Спас умирая за умерших грехами человеков...","О всечестный и животворящий Кресте Господень, кровию Христа Бога нашего освященный..." и т. д. Крест не личность и не живое существо. Это священный предмет, который был освящен страданиями и смертию Богочеловека.
Сознание исходит из идеи о Боге, как Любви. Любовь не может творить, чтобы губить, -- созидать, зная о гибели;Любовь не может не простить. В блеске безмерной Любви Божественной, как туман в лучах всепобеждающего солнца рассеивается идея возмездия...

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Крест не личность и не живое существо.
В Православии испокон века существует поклонение Кресту. Кресту Твоему поклоняемся, Христе...
Про Крест Господень говорится, что он - Животворящий. С моей точки зрения неживое не может творить жизнь.

Иконы тоже не живые, с Вашей точки зрения, однако производят чудеса, т.е. ведут себя как чудотворцы.

И потом, разве можно дать внятное определение "живого" в отличие от "неживого"?
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Инна

  • Сообщений: 91
    • Просмотр профиля

Я тоже когда-то об этом думала. Мне кажется, Бог через своих ангелов освещает и делает чудотворными некоторые "неживые предметы".Человек замечает это и начинает к ним иначе относиться.Кресты в церквях иногда мироточат и этот елей используют при крещении ( со мной так и было в Москве в церкви на Волоколамке). Еще я  недавно видела в переходе икону Николая -Чудотворца , чем-то она меня притянула и я ей помолилась. До сих пор она часто и неожиданно всплывает в моей голове, и у меня какое-то появилось убеждение, что именно она ( ну и не только она , конечно) влияет на мою жизнь.Скорее,Богу так угодно. Хотела бы купить, но дорого, да и не уверена, что нужно.

isihast

  • Сообщений: 8
    • Просмотр профиля

Крест не личность и не живое существо.
В Православии испокон века существует поклонение Кресту. Кресту Твоему поклоняемся, Христе...
Про Крест Господень говорится, что он - Животворящий. С моей точки зрения неживое не может творить жизнь.

Иконы тоже не живые, с Вашей точки зрения, однако производят чудеса, т.е. ведут себя как чудотворцы.

И потом, разве можно дать внятное определение "живого" в отличие от "неживого"?

Господин Леонид! Почитайте пожалуйста прп. Иоанна Дамаскина "Три слова в защиту икон". У преподобного отца различаются понятия "живой" и "Животворящий" потому что если икона "живая", тогда христианство приравнивается к идолопоклонству. Икону Животворит Господь Святым Духом и Образ источает чудеса не по собственному произволению, а по промыслу Божьему.  Христианин в своей молитве обращается не к Образу, а к Первообразу. " Со всяким тщанием  и осмотрительностью определяем, чтобы святые честные иконы предлагались для поклоне6ния точно также, как и изображения Честнаго  Животворящаго Креста... Чествовать их лобызанием и почитательным поклонением, не тем истинным по вере нашей богопочитанием, которая подобает Единому Божескому Естеству, но почитанием, фимиамом и возжением свечей, ибо честь, воздаваемая образу, переходит к первообразному"(Орос VII Вселенского Собора). Мой вопрос был сконцентрирован не на отрицании Животворности Святых Икон и  Креста, а на том, почему ко Святому Кресту обращаются как к личности, ведь он не имеет ипостасное бытие?
Сознание исходит из идеи о Боге, как Любви. Любовь не может творить, чтобы губить, -- созидать, зная о гибели;Любовь не может не простить. В блеске безмерной Любви Божественной, как туман в лучах всепобеждающего солнца рассеивается идея возмездия...

isihast

  • Сообщений: 8
    • Просмотр профиля

Господин Леонид! Почитайте пожалуйста прп. Иоанна Дамаскина "Три слова в защиту икон". У преподобного отца различаются понятия "живой" и "Животворящий" потому что если икона "живая", тогда христианство приравнивается к идолопоклонству. Икону Животворит Господь Святым Духом и Образ источает чудеса не по собственному произволению, а по промыслу Божьему.  Христианин в своей молитве обращается не к Образу, а к Первообразу. " Со всяким тщанием  и осмотрительностью определяем, чтобы святые честные иконы предлагались для поклоне6ния точно также, как и изображения Честнаго  Животворящаго Креста... Чествовать их лобызанием и почитательным поклонением, не тем истинным по вере нашей богопочитанием, которая подобает Единому Божескому Естеству, но почитанием, фимиамом и возжением свечей, ибо честь, воздаваемая образу, переходит к первообразному"(Орос VII Вселенского Собора). Мой вопрос был сконцентрирован не на отрицании Животворности Святых Икон и  Креста, а на том, почему ко Святому Кресту обращаются как к личности, ведь он не имеет ипостасное бытие? Простите.
Сознание исходит из идеи о Боге, как Любви. Любовь не может творить, чтобы губить, -- созидать, зная о гибели;Любовь не может не простить. В блеске безмерной Любви Божественной, как туман в лучах всепобеждающего солнца рассеивается идея возмездия...

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Мой вопрос был сконцентрирован не на отрицании Животворности Святых Икон и  Креста, а на том, почему ко Святому Кресту обращаются как к личности, ведь он не имеет ипостасное бытие? Простите.
Читая Акафист Кресту (например, Акафист Звездинского)
http://www.pokrovhram.ru/list/02/kan04.html

дерзаю делать вывод - Крест Господень сделан из Честного Животворящего Древа - Древа Мира, вертикали, связующей все мироздание, горний мир, земной и нижний(подземный) во всех древних мировых традициях. Именно по Мировому Древу возможен переход из мира в мир (восшествие на небо и сошествие во ад) и Тому, кто распят на Древе, даруется возможность такого перехода.
Так сделал Один-Вотан у германцев.Но Один-Вотан распялся на Мировом Древе Иггдрасиле самочинно, это была самоинициация и эгоистический мотив шамана.

А Иисус пошел на муку крестную по воле Бога, во искупление наших грехов.

И Мировое Древо - никак не предмет и Он имеет ипостасное бытие. Потому и акафисты Ему. Кто предметам акафисты составляет? Но чья Кресте Господень ипостась - вопрос.

Есть и еще один смысл - это Райское Древо, оно же Древо Преслушания, претворенное в Древо Послушания. Иисус искупил грех Адама, Богородица претворила грех Евы, а распятием на Древе была претворена природа самого Древа - чрез Его плоды произошло падение во грех и чрез распятие на Нем Древо стало Древом Послушания.

Как-то так. Простите за наивное богословствование и флуд, сам бы с удовольствием почитал на сей счет Св. отцов, но не знаю, кто и писал об этом...

Serge

  • Сообщений: 266
    • Просмотр профиля

Вот нашел интересную ссылку как-раз по теме: http://www.pravoslavie.ru/answers/7083.htm
Сам заинтересовался затронутым в теме вопросом и после прочтения этого разъяснения получил успокоение души и понимание сути.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

У преподобного отца различаются понятия "живой" и "Животворящий" потому что если икона "живая", тогда христианство приравнивается к идолопоклонству.
Вы, простите меня дорогой isihast, я - профан и лезу, куда меня не просят.
Единственное, что мне очевидно в данном разговоре, что неживого - нет. Всё - живое.
Вопрос поклoняться ли личности только или безличной доске, пусть мироточащей, с изображением святого для меня лично не стоит. Это проблема протестантов, которые стоят на стрёме борьбы с идолопоклонством, или Елены Рёрих, требующей сжечь мощи святых.
Всё этакое я вижу как происки против Православия, где самое важное - вызвать во мне, поклоняющемся чувство благоговения и любви, неважно каким способом.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Спасибо за ссылку Serge,

обычно ответы иеромонаха Иова читаь интересно, и на сей раз его ответ весьма содержателен. Хорошая цитата у него приведена, раскрывающая роль Креста Господня:
Цитата: Св. Иоанн Дамаскин
Крест для нас – великая святыня. «Всякое деяние и чудотворение Христово, конечно, весьма велико, божественно и удивительно, но удивительнее всего – честный крест Его. Ибо не иным чем, как только крестом Господа нашего Иисуса Христа упразднена смерть, разрешен прародительский грех, ад лишен своей добычи, даровано воскресение; нам дана сила презирать настоящее и даже самую смерть, устроено возвращение к первоначальному блаженству, открыты врата рая, естество наше воссело одесную Бога, и мы сделались чадами Божиими и наследниками. Все это совершено крестом» (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Книга 4, гл. XI (84). О кресте и еще о вере).
Но мне стало интересно соотнесение Честного Креста с Животворящим (Мировым) Древом - то, что можно встретить в акафистах. Увы, в ответе ничего об этом нет. А в этом есть смысл, особенно после прочтения вышеприведенной цитаты. После этой цитаты явно недостаточно слов о Кресте как "классической метафоре" и приведения примеров поэтического обращения к "неживым предметам" в Писании.

Serge

  • Сообщений: 266
    • Просмотр профиля

Melong, спаси Господи! Меня тоже заинтересовал затронутый вопрос. Если у Вас есть такая возможность, был бы благодарен Вам за цитату или сылку на акафисты с соотнесением Честного Креста с Животворящим (Мировым) Древом.