Исихазм

Автор Тема: Прилог, помысел, страсть  (Прочитано 57489 раз)

Sothiss

  • Сообщений: 17
    • Просмотр профиля

Re: Прилог, помысел, страсть
« Ответ #75 : 11 Сентябрь 2009, 11:20:58 »
Да уж, не исихазм губит людей, но подделка под него. Либо добродетельному человеку придется копаться в себе - и тогда он не добродетелен, либо самосвят.
Нет ничего идеального.
И добродетель - состояние не статичное. Его нужно выстрадать и постоянно поддерживать...
Все остальное - прелесть.

Sothiss

  • Сообщений: 17
    • Просмотр профиля

Re: Прилог, помысел, страсть
« Ответ #76 : 11 Сентябрь 2009, 11:51:25 »
Еще раз ВНИМАТЕЛЬНО просмотрел тему и заметил, что в какой-то мере перефразировал слова Alexandre об элементах соработничества...
Прошу прощения! Просто хотелось высказать свое мнение...

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Re: Прилог, помысел, страсть
« Ответ #77 : 11 Сентябрь 2009, 13:15:05 »
Нет, у меня нарушения сна возникли задолго до всяких молитв

  Еще бы, Антиквар, мы так стремительно рвемся к старости, что после непродолжительного, по земным меркам, периода бессонницы, будем впадать в спячку прямо на ходу... где там взяться молитве? :-D
У меня тоже началось нарушение сна, долго, примерно год мучался, но теперь все встало на свои места...
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Re: Прилог, помысел, страсть
« Ответ #78 : 11 Сентябрь 2009, 13:28:54 »
В какой-то момент, будучи в тишине и в одиночестве на даче, дошло, что когда нелады внутри нужно заглянуть в свое сердца, просто прислушаться, там будет ответ.
В итоге я так поступил: накануне очень сильно потрудился (на даче), устал сильно и лег раньше спать, часов эдак в 22; утром в часов 5 проснулся, посмотрел на хаос внутри себя, взял псалтирь и начал читать, читал читал, а потом стал замечать что нету больше хаоса и я понимаю то о чем читаю, попробовал исусову почитать, дык она как будто сама читалась, ну я и не стал останавливаться, пока семья не проснулась. На следующий день я попробовал то же самое, в общем через неделю было ощущение что я просто служу когда дух хочет. Одно НО, присутствие людей стало в тягость, даже родных...
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Re: Прилог, помысел, страсть
« Ответ #79 : 11 Сентябрь 2009, 13:31:06 »
Да, что теперь делать не знаю к сожалению, правило свое по прежнему держу, хоть и вернулся в Москву, но это все нето ((((...
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Прилог, помысел, страсть
« Ответ #80 : 27 Май 2013, 13:45:36 »
Есть описание у Нила Сорского...

Мы с вами остановились на том, что ступени лестницы, ведущей вниз, непременно ведут и вверх. Будет интересно услышать ваше мнение. Возможно, что после прочитанного оно изменится и мы сможем совместно обсудить те вопросы, которые у вас появятся. Или вернемся к обсуждению старых вопросов.

Я прочитала первые две главы Нила Сорского. Его схема мне ничего нового не открыла. В самой характеристике помысла есть для меня камень преткновения, несовместимый с личным опытом, почему и не могла долго принять эту святоотеческую схему.

Цитата:  Нил Сорский
"Прилогом святые Отцы (Иоанн Лествичник, Филофей Синаит и другие) называют помысл простой, или воображение какого-либо предмета, вдруг в сердце вносимое и уму предстающее".

В моем случае был еще момент, по сравнению с которым, описание Нила Сорского является уже последующим этапом. Поэтому постоянно спрашивала - что же такое прилог. И накто мне по существу не ответил.

Сознаюсь, что к чтению этого труда приступала с предубеждением. По моим ощущениям, древняя аскетическая литература отражает архаичный тип мышления. Уровень рефлексии современного человека несравнимо тоньше и многообразней, чем у древних подвижников. Это утончение восприятия отличает любого современного человека - не только тех кто подвизается. Представленная в тексте Нила Сорского схема  - она грубая и неполная.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Прилог, помысел, страсть
« Ответ #81 : 27 Май 2013, 13:55:45 »
Elena, у нас на форуме я открывал тему "Прилог, помысел, страсть" несколько лет назад. Познакомьтесь: http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2059.0 И в ЖЖ писал. Жаль, не увидели...

Спасибо за ссылку. Ваше описание тонкое и подробное. Здесь есть точки соприкосновения с моим личным опытом. Попробую на это ориентироваться в процессе самонаблюдения.

В подвижническом учении подробно разбирается развития прилога в страсть (прилог-сочетание-сосложение-пленение-борьба-страсть). Это развитие соответствует  схеме сложного (или страстного) помысла, когда помышление соединяется со страстью. Но есть и помыслы простые, не соединенные со страстью. (Кратко и емко см. у Влахоса в "Православной психотерапии" - http://psylib.org.ua/books/vlaho01/txt07.htm )

Какая глава Влахоса имеется в виду? Данная ссылка не работает, а труд объемный, помогите найти место, на которое указывали.

Цитировать
Жаль, не увидели...

В 2008 году это не было еще для меня актуально. Сейчас иначе.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Прилог, помысел, страсть
« Ответ #82 : 27 Май 2013, 14:12:32 »
На что претыкалась при чтении аскетических описаний - там помыслы однозначно оцениваются как нежелательное явление. Все помыслы рассматриваются как свидетельства страсти.

А по моему опыту иное. Был разговор на другом форуме, где высказалась, что у помыслов, получается, как минимум,  три источника. От ангела - однозначно добрые, от духа противления - однозначно дурные, от самого человека - разнородные. Еще есть возможность получения мысленной помощи от Самого Бога, наставление Духом Святым - это из области нетварных сил.

Та же градация и у Александра.

Цитата: Alexander
Оставим в стороне тему воздействия благодати (нетварной энергии). Соответственно прилогам помыслы могут быть благими (от ангелов), злыми (от бесов) и смешанными (от человеков).

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Прилог, помысел, страсть
« Ответ #83 : 27 Май 2013, 14:16:29 »
Прилог - это прежде всего касание (с последующим внедрением или его попыткой) некой невидимой силы.

А по Нилу Сорскому,

Прилог - помысл простой, или воображение какого-либо предмета.

Тут разная суть, на мой взгляд.

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: Прилог, помысел, страсть
« Ответ #84 : 27 Май 2013, 14:21:56 »
Цитата:  Нил Сорский
"Прилогом святые Отцы (Иоанн Лествичник, Филофей Синаит и другие) называют помысл простой, или воображение какого-либо предмета, вдруг в сердце вносимое и уму предстающее".

В моем случае был еще момент, по сравнению с которым, описание Нила Сорского является уже последующим этапом. Поэтому постоянно спрашивала - что же такое прилог. И накто мне по существу не ответил.

Не стану ничего утверждать, но мне кажется, что прилог может видеть и различать только ум, находящийся в сердце (сердцевине): «Сидя на высоте, наблюдай, если только знаешь это; и тогда увидишь, как и когда, откуда, сколь многие, и какие тати хотят войти и окрасть твои грозды.»

Если смотреть на представленную схему сверху сниз по лестнице восхождения ума к Горнему, как рассматриваете ее вы, то прилог – это ступенька, за которой и рождаются в нас помыслы, формирующие  любые мысли и образы. Принимая прилог, вступая с ним в собеседование, сослагаясь с ним, мы вступаем в мир разделения. Нил Сорский отмечает, что уже на стадии собеседования можно отогнать лукавую мысль, заменив ее благой. Это возможно сделать, если уже произошло собеседование. Но, чтобы войти в бесстрастие, необходимо преодолеть этот мир разделения, не отдавая прилогам,  ни хорошим, ни плохим, силу своей души – свет своей души. Идти дальше, к Богу, стремясь безмолвно соединиться с Ним. Ибо в Нем Одном наше исцеление от страстей. Смысл умного делания не в поиске благих мыслей и образов в мире тварном, а в стяжании Света Истины и Любви Божией.

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: Прилог, помысел, страсть
« Ответ #85 : 27 Май 2013, 14:29:03 »
Прилог - это прежде всего касание (с последующим внедрением или его попыткой) некой невидимой силы.

А по Нилу Сорскому,

Прилог - помысл простой, или воображение какого-либо предмета.

Тут разная суть, на мой взгляд.

Вы у Нила Сорского отметили важное (уже известное) для себя, выделив жирным и не заметили то (неизвестное), что не только не противоречит высказыванию Александра, но, напротив, подтверждает единую суть их мысли:

"...вдруг в сердце вносимое и уму предстоящее".

Здесь не сказано, что в виде мысли, слова или образа. Произошло именно касание. Можно по разному воспринимать такое касание. Мирнестранник, как и некоторые отцы, описывает как туман... Если различаешь это касание, то можешь стать для него прозрачным (свойство ума) и не отвлекаться от молитвы. Если же внимание ума отвлеклось на прилог, то происходит развитие помысла уже в самом сердце человека, когда этот помысел облекается либо в слово (мысль), либо в образ (воображение). Мы замечаем это, как правило, уже на стадии не просто рождения мысли, а когда эта мысль в нас укоренилась, стала страстной...)

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Прилог, помысел, страсть
« Ответ #86 : 27 Май 2013, 14:37:39 »
Не стану ничего утверждать, но мне кажется, что прилог может видеть и различать только ум, находящийся в сердце (сердцевине): «Сидя на высоте, наблюдай, если только знаешь это; и тогда увидишь, как и когда, откуда, сколь многие, и какие тати хотят войти и окрасть твои грозды.»

Если смотреть на представленную схему сверху сниз по лестнице восхождения ума к Горнему, как рассматриваете ее вы, то прилог – это ступенька, за которой и рождаются в нас помыслы, формирующие  любые мысли и образы. Принимая прилог, вступая с ним в собеседование, сослагаясь с ним, мы вступаем в мир разделения. Нил Сорский отмечает, что уже на стадии собеседования можно отогнать лукавую мысль, заменив ее благой. Это возможно сделать, если уже произошло собеседование. Но, чтобы войти в бесстрастие, необходимо преодолеть этот мир разделения, не отдавая прилогам,  ни хорошим, ни плохим, силу своей души – свет своей души. Идти дальше, к Богу, стремясь безмолвно соединиться с Ним. Ибо в Нем Одном наше исцеление от страстей. Смысл умного делания не в поиске благих мыслей и образов в мире тварном, а в стяжании Света Истины и Любви Божией.

У меня пока нет своего мнения на это счет. Но здесь в теме представлено мнение Александра:

А дальше? Можно воспрепятствовать вхождению и распространению или - в случае благого касания - дать согласие и сотрудничать.

Это мнение отличается от вашего. Может, Александр как-то прокомментирует это свое высказывание...

Если можно, опишите, есть ли у вас лично прожитый опыт благих прилогов. Какие именно это были состояния или мысли...

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Прилог, помысел, страсть
« Ответ #87 : 27 Май 2013, 14:46:11 »
Вот пример из богослужебного текста. 

Цитата: Канон Благовещения
Ангел возопи: Вопию Тебе, веселяся, / приклони ухо Твое и вонми ми, / Божие возвещающу безсеменное зачатие, / обрела бо еси благодать пред Богом, / еяже никогдаже обрете другая, Всечистая.
Богородица рече: Да разумею, Ангеле, твоих глагол силу, / како будет, еже рекл еси, глаголи явственнейше? / Како зачну, Дева сущи, Отроковица? / Како же и Мати буду Зиждителя Моего?
Ангел возопи: Лестно мя вещати помышляеши, яко мню, / и радуюся, зря Твое утверждение. / Дерзай, Владычице, / Богу бо хотящу, удобь скончаются и преславная.
Богородица рече: Оскуде князь от Иуды, время наста прочее, / в неже явится языков надежда, Христос; / ты же, како Сего рожду, Дева сущи, скажи?
Ангел возопи: Ищеши от мене уведети Дево, образ зачатия Твоего, / но той несказанен есть: / Дух же Святый, зиждительною силою осенив Тя, совершит.
Богородица рече: Моя прамати, приемши разум змиин, пищи Божественныя изгнана бысть, / темже и Аз боюся целования страннаго твоего, / стыдящися поползновения.
Ангел возопи: Божий предстатель, послан есмь Божественный поведати Тебе совет. / Что мене боишися, Всенепорочная, паче Тебе боящагося? / Что благоговееши мне, Владычице, / Тебе честно благоговеющему?

Это, на мой взгляд, пример собеседования с благими помыслами. Не думаю, что это предосудительно.

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Re: Прилог, помысел, страсть
« Ответ #88 : 27 Май 2013, 14:53:04 »
Цитировать
По моим ощущениям, древняя аскетическая литература отражает архаичный тип мышления. Уровень рефлексии современного человека несравнимо тоньше и многообразней, чем у древних подвижников. Это утончение восприятия отличает любого современного человека - не только тех кто подвизается. Представленная в тексте Нила Сорского схема  - она грубая и неполная.
Ощущение здорового дьявольского капкана: "мы умнее, выше и тоньше, а они такие грубые и тупые....". При этом не понятен критерий личного восприятия Святых Отцов, т.е. оценка собственного понимания их слов и глубины их опытных суждений. И оценка своего уровня, что бы можно было сравнивать и делать такие выводы.
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Прилог, помысел, страсть
« Ответ #89 : 27 Май 2013, 14:54:07 »
Цитировать
"помысл простой, или воображение какого-либо предмета, вдруг в сердце вносимое и уму предстоящее".

Здесь не сказано, что в виде мысли, слова или образа. Произошло именно касание.

Мне лично из текста это был не очевидно. Относила сферу помыслов к области ума. А касание возможно и без участия ума. В моем случае чисто физические ощущения предшествовали умным. Не было ни образов, ни мыслей.