А кто-нибудь понял, в чем главное отличие между исхождением и рождением?
В Божественном мире не работают причинно-следственные связи, к которым мы так привыкли в тварном мире, поэтому неуместно даже для облегчения задачи понимания относить их к Пресвятой Троице.
Причина и следствие всегда противопоставлены друг другу, а в Троице нет этого противопоставления. Поэтому мы не можем, к примеру, сказать, что Св. Дух имеет причину (происходит от) в Отце.
Слова, которыми мы пользуемся "исхождение" и "рождение" - это только слабый отголосок в человеческом понимании всей глубины и силы отношений Ипостасей внутри Прсв. Троицы. Вот что говорит св. Иоанн Дамаскин: "Kонечно, различие между рождением и исхождением есть — это мы узнали, но какой образ различия — этого никак не постигаем".
Мы говорили о том, что каждая из Ипостасей имеет своё свойство. Бог-Отец обладает
нерожденностью, Бог-Сын -
рожденностью, Бог-Св.Дух -
исхожденностью. Каждая из Ипостасей обладает Божественной Полнотой сама в себе, за исключением конкретного свойства.
В Православии установлена
монархичность Бога-Отца и соответственно протянуты связи от Него в виде вышеописанных свойств к Сыну и Св. Духу. Между последними двумя нет отношений свойств (заметьте, только свойств), в отличие от богословия Рима с его filioque.
Любая наша попытка с помощью аристотелевой логики проникнуть в суть отношений Лиц Прсв. Троицы обречена на провал, т.к. она
там не работает, и именно поэтому православные богословы пользуясь апофатическим богословием отвергают всякие попытки такого прoникновения.
Можно на этом успокоиться, мне кажется, и молитвенно дожидаться когда Господь явит себя во всей своей Полноте, ответив тем самым на наши благоглупые вопросы.