ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ
Основа глубокой религиозности – это, прежде всего, внутренняя жизнь. Причем внутренняя жизнь во многих ее гранях, не только в мыслительных процессах и сухом умствовании. Давайте разберемся, что такое в нас внутренняя жизнь и что такое внешняя жизнь? Как мы преимущественно живем, внешней жизнью или внутренней?
Главное постараться как можно более честно, откровенно ответить на этот вопрос.
Потому что если мы сами себя убедим в том, что живем активной глубокой внутренней жизнью, даже начнем всячески показывать это другим.- это может принести самой внутренней жизни непоправимый вред
Внутренней жизни чужда всякая имитация и показательность. Она либо есть, либо ее нет. Внутренняя жизнь – это и вера, и способность излучать свет любви в окружающее пространство, передавать сердцам других людей, отвечать взаимностью Господу.
Это и поиск глубины, сути, истины, процессов, которые происходят в жизни каждого из нас, мире, обществе, стремление докапаться, доискаться до основ бытия, не ограничивая себя лишь поверхностными внешними вещами.
Мы сегодня живем в обществе массовой культуры и это очень часто мешает отличить где начинается внутренняя жизнь и заканчивается внешняя и, редко, наоборот.
Например, человек постоянно просматривающий сериалы по телевизору говорит: «я же так эмоционально переживаю то, что там происходит. Для меня это настоящий ключик к внутренней жизни». Однако здесь можно возразить. Переживания вызванные не истинной глубиной переживаемого события, а вызванные манипуляцией точек приложения психологических усилий, который позволяют пробудить в человеке, искуственно вызвать в нем то или иное эмоционально-чувственное состояние. Это само по себе не является глубокой внутренней жизнью. Это ее имитация, другими словами подделка, фальшивка, причем в самой грубой форме. Тоже самое относится к музыке, книгам.
Наиболее трудно по началу воспринимаемая литература, например, чаще всего является более глубокой и способствующей развитию человека.
Читая бульварные романы человек часто после прочтения становится становится меннее развитым, нежели их не читавший. Это связано с тем, что возбуждаемые низшие страсти перекрывают способность к переживанию высших духовных состояний и чувств. Это все равно, как для специалистов по дегустации напитков или запахов очень важно сохранять свои органы чувств в чистоте, иначе их тонкость и ясность восприятия будет нарушена и качество дегустационной экспертизы будет недействительно.
Внутренняя жизнь постоянство, уверенность, равномерность, внутренняя любовь и сила. Для внешней жизни характерны масса впечатлений, все более новых информаций, сведений, сообщений, сплетен. Нельзя не согласиться с Юрием Шевчуком, спевшим:
«Попса - pозовая пасть голодного пса
...Попса - pозовая дpянь от pогов до хвоста»
и, кстати, еще
«Попсой быть очень кpyто но запомни одно
Попытка выбpаться оттyда кончится пpыжком в окно»
«Они пpекpасные аpтисты они всем хоpоши
У них должно быть всё на свете кpоме дyши»
Действительно, когда человек становится внешним, поверхностным, думая, что состоит исключительно из физического тела, как тут не усмотреть в массовой культуре системное стремление уничтожить настоящее, истинное, глубокое
человеческое в человеке.
События, происходящее в плоскости внутренней жизни часто имеют совершенно иную направленоость, ценностно-смысловую ориентацию, нежели события жизни внешней. Именно поэтому человек настроенный внешне-прагматически, настроить на внутреннюю жизнь очень сложно, потому что он сразу же спросит сколько дивидентов, прибыли мне принесет то или иное действие в жизни внутренней, насколько это будет мне выгодно?
К этому вопросу можно подойти с двух сторон. С одной стороны изменения в жизни внутренней не могут происходить ради девидентов, потому как они сами по себе имеют большую ценность даже, можно сказать, безотносительную к жизни внешней. Однако изменения во внутренней жизни, прогресс является важнейшим источником импульсов творчества, причем творчества в самых его нестандартных, высших, неординарных формах.
Для любого учебного заведения особенно называющегося высшим или универсальным, несомненно, необходимо прежде всего ориентация на внутреннюю жизнь насквозь во всем комплексе учебного процесса, как в среде педагогического коллектива, так и в среде учащихся.
Такое заведение действительно способно дать по настоящему высшее целостное универсальное образование, способствовать формированию целостного мировосприятия, гибкого живого ума и живого серца, а также осущиствить воспитание в высшем значении этого слова. И конечно же дать практические навыки обучения, которые будут способствовать целостной жизни человека.
Внешность, поверхностность суррогатность мировоззрений, взглядов, общения людей, даже их творчества является настоящим бичом нашего времени. Этим олицетворяется грандиозная проблема, которая сформулирована политиками еще несколько тысячелетий назад. В Древнем Риме это был принцип «хлеба и зрелищь», при соблюдении которого народом легко управлять, а в Древнем Китае говорили правителю необходимо заботиться о том, чтобы у подданых «были сытые желудки и пустые головы». Таким народом легко управлять. Недаром в Евангелии сказано, «тесны врата и узок путь ведущие в Жизнь».
Это означает в данном контексте чуждость настоящей истины массовым мнениям, массовому сознанию массовому поведению. Любой социальный организм, сколько бы он ни был сложен во много раз примитивнее отдельно взятого человеческого существа по своему сложности и многообразию превосходящего любые социальные образования. Предполагает необходимость найти глубинное внутреннее содержание, внутренний глубинный путь.
«К Богу строем не ходят». «Надо ли пробивать головой стены, если так будут делать другие».
Каждый человек уникален и неповторим. В нем присутствует особое неповторимое сочетание духовных, душевных, материально-физических качеств. Любое их массовое усреднение уничтожает, нивелирует индивидуальные, глубокие различия и превращает человека из, сложного потенциально способного на очень большие свершениясущества в некоторую «биомассу» или «электорат», как говорят некоторые современные политики, руководимую набором примитивных инстинктов и эмоций, низших переживаний и инстинктивных состояний. При этом теряется самое ценное – внутреннюю жизнь, способную привести человека к единению с Творцом мира.
Возможностью, познанию нематериальной, невещественной истины, воли создателя, его присутствия в жизни каждого. Самое главное – его любви к людям. Без которой каждый человек является сиротой, а жизнь превращается в бессмысленную череду хаотичных событий. Внутренняя жизнь рождается из союза, синергии таких вещей как общение с людьми, у которых внутренняя жизнь присутствует или просто наблюдение за ними. Чтение глубоких книг, побуждающих к размышлениям над проблемами внутренней жизни.
Созерцание картин на которых присутствует печать внутренней жизни, молитва перед иконами, в церкви, богослужебный литургический опыт, умение обнаружить и найти путь исцеления духовных и душевных болезней, стремление созидать тело, как храм духа и души. Построение жизни в согласии с принципами соответствующим целям внутренней жизни, душевного мира и равновесия. Духовной жаждой, духовного поиска, способности к духовным и душевным взлетам и падениям, без которых невозможен процесс совершенствования.
Между состоянием «внешнего человека» и состоянием человека осознавшего внутреннюю жизнь существует определенный процесс перехода, для которого предполагается следующее. Первое это разработка психологического и педагогического представления того или иного человека, второе – это попытка в течении определенного периода времени концентрированного синнергетического воздействия, активизирующих внутренюю жизнь начал (духовного, душевного и телесного).
Третье – соотнесение внутренней и внешней жизни в процессе ежедневной практики.
Четвертое и, самое главное, хотя на самом деле, не четветое, а «нулевое» и, одновременно, и «первое», «второе» и «третье» это установление отношений с Создателем людей, мира – с Отцом Небесным, с Папой, который на Небесах.
С Тем, Кто дал человеку все те начала, которые позволяют человеку образовывать столь уникальное неповторимое единство в многообразии.
Можно с уверенностью сказать, что психологические “самокопания” и даже профессиональный психоанализ не имеют ничего общего со здоровой внутренней жизнью в ее целостной полноте. Поэтому не стоит путать любителей психологических “самоизучений” и людей ищущих истинной внутренней жизни, хотя бы они сами и утверждали совершенно обратное.
Внутренняя жизнь имеет самый широкий диапазон своих проявлений. На уровне чувств и эмоций, на уровне телесных ощущений и высших сердечных переживаний.
Сориентироваться во всем этом многообразии могут помочь знания из апределенной дисциплины, которая называется аскетикой.