Исихазм

Автор Тема: Родовой грех  (Прочитано 109601 раз)

olegio_kiev

  • Сообщений: 85
    • Просмотр профиля

Re: Родовой грех
« Ответ #135 : 29 Август 2009, 16:01:19 »
 Да вот еще что :-). Чаще бываю на службах,причащаюсь, читаю правило или так молюсь иисусовой молитвой - все проходит НАМНОГО легче. Забрасываю делание молитвенное - совсем плохой становлюсь :-). Класика что называется.
Не пустые это все слова - жить церковной жизнью и следовать годовому богослужебному циклу.
Да будет воля Твоя !

Serge

  • Сообщений: 266
    • Просмотр профиля

Re: Родовой грех
« Ответ #136 : 29 Август 2009, 16:40:06 »
Вот сомнения имеются у меня
1. Сам ли грех передается по наследству или же благоприятные для него условия? Можно видеть, как в биологическом роду передаются ушки, глазки, носики. И вот, не удивительно, если и пяточка "ахиллесова" - тоже передается по наследству. (И не только биологическому наследству, но и в родах другого типа: например, сословные, профессиональные или конфессиональные искушения).
2. С другой стороны, логично предположить, что и неумение противостоять этому искушению по тем же путям передаваться может. И тогда грех того же вида будет системно иметь тенденцию возникать в новых поколениях. Выйдет что он хоть и личный всякий раз, но и в то же время родовой...
Очень интересно сформулированные вопросы.
Позволю себе изложить своё понимание, которое сложилось в процессе чтения святоотеческих творений и знакомства с толкованиями современных богословов:
1. Грех ни в коем разе не передаётся по наследству, передаётся предрасположенность, называемая у св. отцов удобопреклонностью ко греху. Соответственно, ответственности за грех предшественников потомки не несут, потому что ответственность за грех несёт исключительно его исполнитель. Для меня это принципиально важно, поскольку предрасположенность ко греху - вовсе не то, что грех совершённый: нереализованную удобопреклонность ко греху легко перенаправить на добродетель, поскольку человек, имеющий такую нереализованную удобопреклонность, свободен от главного - действия греха. Грех же совершённый неизбежно влечёт за собой зависимость или порабощение той страстью, которая стала причиной его совершения, в той степени, в которой грешник предавал свою волю исполнению страстного помысла.
2. Согласен с Вами, что "неумение противостоять этому искушению по тем же путям передаваться может", но именно как наклонность. При том ведь кроме этой наклонности, человек совершенно несомненно получает по наследству немало и  добродетельных наклонностей. Плюс к тому, Бог промыслительно окружает каждого человека такими обстоятельствами, которые вне всякого сомнения способствуют его выбору исключительно в сторону добра. Совокупность всех этих факторов несомненно перевешивает любую наследственно обусловленную слабость. Однако решающую роль всегда будет иметь волеизъявление самого человека. 
Таким образом, понятие "родовой грех" и связанное с ним понятие "проклятие" нельзя рассматривать с точки зрения некоего фатума, рока и т.п., а воспринимать следует исключительно как нереализованную человеком (по собственной воле!) возможность воспользоваться великим и неоценимым и доступным каждому человеку Даром "отвратиться от зла и сотворить благо".
"Родовой грех" не есть "проклятие", а есть следствие собственного небрежения человека, упорно не желающего следовать по пути добра вслед за Тем, Кто сказал: "Иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть".
"Проклятие" не есть зло, насланное якобы разгневанным Богом на провинившегося человека как бы в отместку; "проклятие" есть отвержение самим человеком по своей собственной воле Бога, распятого за нас на Кресте и оттуда призывающего каждого человека: "Приидите ко мне все труждающиеся и обремененные и и Аз упокою вас", распятого и воскресшего, победившего смерть и даровавшего жизнь с избытком.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11910
    • Просмотр профиля

Re: Родовой грех
« Ответ #137 : 29 Август 2009, 17:14:19 »
Мне видится, Serge выше дал пост в стиле псевдобогословской болтологии. В результате получается навороченная пустота, оторванная от реальности, никак не связанная с практикой. В результате есть такое псевдобогословие, зато нет ни понимания родовых грехов, нет видения механизма их действия, ес-но, нет и способов борьбы с ними.  И есть огромная от них зависимость - на семейном и церковном уровне.

Serge

  • Сообщений: 266
    • Просмотр профиля

Re: Родовой грех
« Ответ #138 : 29 Август 2009, 17:24:40 »
Мне видится, Serge выше дал пост в стиле псевдобогословской болтологии. В результате получается навороченная пустота, оторванная от реальности, никак не связанная с практикой. В результате есть такое псевдобогословие, зато нет ни понимания родовых грехов, нет видения механизма их действия, ес-но, нет и способов борьбы с ними.  И есть огромная от них зависимость - на семейном и церковном уровне.
Ознакомился с Вашим мнением, Alexander. Способ борьбы с любым грехом у нас один: исповедь и покаяние: "Нет греха непростительного кроме греха нераскаянного". Не могли бы Вы ответить на такой вопрос: как Вы относитесь к взглядам по данной теме проф. А.И.Осипова?
« Последнее редактирование: 29 Август 2009, 17:40:04 от Serge »

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11910
    • Просмотр профиля

Re: Родовой грех
« Ответ #139 : 29 Август 2009, 17:50:34 »
Исповедь и покаяние, говорите?.. Посему и сказал Иоанн: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.

Покаяние по плодам познается. Мне не интересно мнение проф.Осипова, не слушаю его и не читаю.

юнга

  • Сообщений: 1213
  • Максим, православный
    • Просмотр профиля

Re: Родовой грех
« Ответ #140 : 29 Август 2009, 18:09:31 »
Мне видится, Serge выше дал пост в стиле псевдобогословской болтологии. В результате получается навороченная пустота, оторванная от реальности, никак не связанная с практикой. В результате есть такое псевдобогословие, зато нет ни понимания родовых грехов, нет видения механизма их действия, ес-но, нет и способов борьбы с ними.  И есть огромная от них зависимость - на семейном и церковном уровне.
С таким же успехом и вашему богословию можно присвоить имя"псевдо"

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11910
    • Просмотр профиля

Re: Родовой грех
« Ответ #141 : 29 Август 2009, 18:19:46 »
У меня нет никакого богословия в этой теме - голая практика. И пусть эта тема не скатывается ни в "богословие", ни в пререкания...

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Родовой грех
« Ответ #142 : 29 Август 2009, 19:15:56 »
Почему Господь говорит, пока не возненавидите отца и мать своих, не сможете стать моими учениками?
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

юнга

  • Сообщений: 1213
  • Максим, православный
    • Просмотр профиля

Re: Родовой грех
« Ответ #143 : 29 Август 2009, 19:19:21 »
Почему Господь говорит, пока не возненавидите отца и мать своих, не сможете стать моими ученикаи?
Потому что такова реальность. Это одно из условий отречения от мира - отречение от мирской суеты.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Родовой грех
« Ответ #144 : 29 Август 2009, 19:24:53 »
Почему Господь говорит, пока не возненавидите отца и мать своих, не сможете стать моими ученикаи?
Потому что такова реальность. Это одно из условий отречения от мира - отречение от мирской суеты.
Мне жаль, что Вы, юнга, не врубаетесь. Господь бы сказал "пока не отречётесь", а Oн говорит о ненависти к родителям.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Александр*

  • 3
  • Сообщений: 340
    • Просмотр профиля

Re: Родовой грех
« Ответ #145 : 29 Август 2009, 19:59:44 »
Почему Господь говорит, пока не возненавидите отца и мать своих, не сможете стать моими учениками?

полностью так:

если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; (Лк.14, 26)

по толкованию Феофилакта, "ненавидеть" следует только, если родители мешают делу богопочитания.
" Чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума..."

Serge

  • Сообщений: 266
    • Просмотр профиля

Re: Родовой грех
« Ответ #146 : 29 Август 2009, 20:10:48 »
Почему Господь говорит, пока не возненавидите отца и мать своих, не сможете стать моими учениками?
Там еще сказано: "ещё же и душу свою" - это, имхо, ключ к пониманию. Сказанное сказано по жестокосердию и уровню понимания слышащих. Св. отцы трактуют данное место, ссылаясь на заповедь о почитании родителей и на заповедь о любви к ближним, из которых родители - наипервейшие наши ближние. Один и Тот же Бог не мог Сам Себе противоречить, потому здесь "ненависть" нельзя понимать буквально (ненависть - грех), а как указание на то, что любовь наша к ближним никогда не должна (и не может) идти вразрез исполнению заповедей Божиих,  и что нет ничего хуже порока, прикрытого видимостью любви. Подлинная любовь влекла (и влечёт) людей ко Христу как к Источнику Жизни, к Источнику Любви, такая любовь полна человеколюбия и сострадания не только к родителям, но и ко всякому творению Божию. Но стоит только человеку отпасть от этого Источника, как подлинная любовь подменяется одной лишь видимостью любви, которая подчас граничит с ненавистью.  Тот, кто истинно любит Бога, тот в первую очередь любит и почитает своих родителей, а если этой любви нет, то нет и любви к Богу, но один самообман.
Почитайте жития святых: их подлинная и беззаветная сыновняя или дочерняя любовь к своим родителям воистину достойна подражания всяким, кто считает себя христианином.
« Последнее редактирование: 29 Август 2009, 20:52:45 от Serge »

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Родовой грех
« Ответ #147 : 29 Август 2009, 20:22:19 »
" «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником."

А мне думается что эта ненависть направлена на плотские связи, как раз для того чтобы разорвать их, как некие узы, которые лишают человека истинной свободы во Христе.
Кстати, в этом стихе слово "приходит" говорит о начальном, не завершенном процессе. Не пришел, а приходит...
Следовательно, когда пришел, тогда будет иное.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Serge

  • Сообщений: 266
    • Просмотр профиля

Re: Родовой грех
« Ответ #148 : 29 Август 2009, 20:34:48 »
Исповедь и покаяние, говорите?.. Посему и сказал Иоанн: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.

Покаяние по плодам познается. Мне не интересно мнение проф.Осипова, не слушаю его и не читаю.
У меня нет никакого богословия в этой теме - голая практика. И пусть эта тема не скатывается ни в "богословие", ни в пререкания...
Насчёт "плодов" - полностью с Вами согласен. А кто спорил с этим??
О проф. Осипове - тогда мне понятно неприятие Вами моей точки зрения.
О "скатывании в "богословие" - а кто будет определять, что является богословием, а что псевдобогословием, что является отражением практического опыта, а что пустой болтовнёй?
« Последнее редактирование: 29 Август 2009, 21:03:24 от Serge »

юнга

  • Сообщений: 1213
  • Максим, православный
    • Просмотр профиля

Re: Родовой грех
« Ответ #149 : 29 Август 2009, 21:04:48 »
" «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником."

А мне думается что эта ненависть направлена на плотские связи, как раз для того чтобы разорвать их, как некие узы, которые лишают человека истинной свободы во Христе.
Кстати, в этом стихе слово "приходит" говорит о начальном, не завершенном процессе. Не пришел, а приходит...
Следовательно, когда пришел, тогда будет иное.
Конечно, плотские...