Предваряя... Посмотрел фильм "Величайший отец в мире" (World's Greatest Dad) с Робином Уильямсом в главной роли. Фильм - комедия, драма, трагикомедия, сатира - начинается как психологическая история о папе-одиночке и трудном подростке, а затем происходит нечто, что делает эту голливудскую историю необычной. Получился фильм о неразрешенных родовых грехах в классическом варианте, о котором я говорил раньше. Только первое место в распространенном тандеме: сильная и эгоистичная мама и слабый испорченный ребенок занимает одинокий папа - тщеславный, комплексующий преподаватель.
Продолжая тему родовых грехов, я должен прежде всего сказать о двух вещах: 1) напомнить, что понимается в православии (как в современном язычески-бытовом варианте, так и в более глубоком и чистом его виде) под грехом и покаянием; 2) продолжить цепочку "личный грех - родовой грех" дальше - до греха коллективного.
1) В современном бытовом православии (христианстве) извращено понимание и греха, и покаяния. Грех понимается (только) как нравственно дурной поступок, за который должно быть стыдно. К греху обязательно прикреплен постыдный хвост виновности. Покаяние понимается обычно как биение себя в грудь с эмоциональными слезами-соплями.
В действительности же... Слово "грех" - с греческого (амортия) - непопадание в цель, промах - само по себе никакой эмоциональной и нравственной нагрузки не несет. Это несоответствие, требующее исправления. Корень-суть греха-несоответствия находится много глубже, чем он видится с эмоционально-нравственной и моральной позиции. Вообще, мораль и нравственность, даже самые лучшие, уже искажены (греховны), и поэтому не дают верного видения грехов, а порой это видение заведомо ложное. Такое ложное видение укоренилось и в обществе - на бытовом уровне, - и в церкви, которая часть общества.
Так и покаяние. Это далеко не только эмоциональные сопли и не биение себя в грудь с воплями "меа кульпа" и "виноват, господи". Покаяние - умоперемена (метанойя) или перемена, перестройка и исправление всего ума (или сознания).
Обращение к ложно (или слабо) понятым понятиям "греха" и "покаяния" ничего хорошего дать не могут. Слово"грех" приобрело настолько негативный смысл, что в психотерапии его избегают. Потому что, как справедливо отметил специалист в комменте к предыдущему сообщению в жж, этот негативный смысл изымает способность верно-объективно видеть происходящее.
2) В предыдущем сообщении я говорил о волне духовного (православного) возрождения 90-х годов. В самом начале нового века и тысячелетия эта волна быстро пошла на спад, причем проблемы, поднятые на этой волне, остались так и не решены. Они были затушеваны синдромом материального благополучия - появился другой вектор гонки: сытость, уверенность и возрождение чувства собственного достоинства, подорванного нищетой и развалом эпохи перестройки. На нерешенные проблемы стали громоздиться проблемы новые... Почему? Говоря на церковном языке, потому что грехи не пустили, потому что достойных плодов покаяния так и не было принесено. Но ведь каялись люди? каялись и пытались измениться! Но одного личного покаяния (некоторых людей) оказалось недостаточно, поскольку вплетены судьбы людей в бОльшие потоки: родовые, национальные, общественные (коллективные). Уже на уровне родов-семей покаяние было неполным. На национальном уровне покаяние в содеянном оказалось совсем обрывочным, а сейчас оно подменилось имперской спесью, замешанной на комплексах развалившейся сверхдержавы. На церковном уровне... и на нем звучит только оправдание церковной истории советского периода, а дореволюционная деятельность церкви, которая во многом и привела к большевистской катастрофе, в свете покаяния-умоперемены вообще не рассматривается. Не случайно, что на этом удручающем фоне растет православный сталинизм.
Человек, отягченный личными и родовыми грехами, приходит в церковь, желая как-то облегчить свой душевный груз... а земная церковь сама отягчена коллективными грехами, она погружена в падшую материю этого мира. Можно проследить несколько этапов вхождения. Первый - восторженный и ревностный: в церкви хорошо, исповедь помогает, причастие укрепляет. Человек явно становится чище. Затем начинают появляться проблемы, вылезают собственные недостатки и становятся ярче видны недостатки церковного института. Именно в это время происходит интенсивное заражение коллективными грехами церкви. Этих грехов множество, наиболее заметны среди них: религиозная спесь и чувство исключительности, ненависть к других религиям и их представителям, батюшкизм, обрядоверие, патологическая боязнь (Бога, новшеств, своего мнения... диапазон огромный), игры в лжепослушание и лжесмирение, законничество, фарисейство, и в конце вылезает любовь к деньгам... Неофиты, зараженные этими грехами, становятся несносными для своих ближних. Начальная благодать теряется, и человек становится хуже, чем был до вхождения в церковь. Заражение коллективными грехами подавляет последние проблески трезвенного отношения - и штампуется еще один церковный зомби. Следующий тяжкий этап (уже, увы, доступный не всем) - медленное и мучительное осознание своей зомбированности - после беганий по старцам, храмам и монастырям, иногда после ухода в альтернативные церквушки, часто после разрушенной личной жизни и испорченного здоровья. И тогда многие практически уходят из церкви или отстраняются от нее, оставляя на воскресные и праздничные службы. Последние, полагаю, к настоящему времени и составили основное тело современной церкви: сытые и благополучные или стремящиеся к сытости и благополучию, уловленные любовью к деньгам - они воспринимают церковь как место, где благословляется их душевное спокойствие и материальный достаток. Взвинченность и фанатический блеск в голодных глазах сменился чинным стоянием в автомобильных пробках под церковное пение и сладкий голос Дивны Любоевич. Смутьяны ушли в альтернативные церкви... сбились в маргинальные группки, уничтожаемые изнутри. Печальная картина: мир сей потребил верующих, приспособил под свои нужды - и коллективный поток, вобравший в себя струи потоков родовых, впитавший и личные капли, так и изливается вечной рекой непрощенного греха.
продолжение следует...