Антиквару, на ответ № 247
Честно говоря, Антиквар, не вполне понял, что именно Вы хотите обосновать Вашими словами. Если существование колективного греха, то наверно, я не стану ни возражать Вам, ни соглашаться, поскольку в эмпирическом плане такое понятие, наверное, имеет право на существование – не знаю, утверждать не буду. Но в сотериологическом (в плане пользы для спасення), в силу приведенных мной аргументов, всё же не могу найти место этому понятию. Не вижу в нём никакого смысла, оно – какое-то лишнее и пустое, эфемерное. Имхо.
Полагаю, что и святые отцы не случайно практически не касались этой темы, поскольку, наверное, для спасения она не имеет существенного значения: совершенно неважно, каково происхождение в человеке той или иной страсти, главное – искоренить её в себе и заменить добродетелью, а способы борьбы со страстями не предполагают обязательного знания источника их происхождения.
Во всех своих рассуждениях я исхожу прежде всего из веры в Промысл Божий и силу искреннего покаяния человека перед Богом, а также великую благодать прощения: человек, ввязавшийся в скверное дело и осознавший, что делает плохо, а затем вышедший из этого зла и покаявшийся, несомненно получает благодать прощения. Всеведущий и Всемогущий Бог способен обернуть дела так, что совершённое ранее покаявшимся грешником зло потеряет силу и не будет иметь злых последствий. Ибо ничего в этом мире не происходит само собой или автоматически, мир не пущен на самотёк, а всем управляет Премудрый Бог. Как и Апостол сказал: «Если умножается грех, то преизобилует благодать (Рим.5:20)».
Верую в нашего Спасителя Иисуса Христа, в Св. Троице прославляемого, а потому верю и в великую силы молитвы покаянной, в неоспоримую силу искреннего покаяния и Божией благодати прощения. И если Бог сказал, что верою мы можем горы передвигать (а вот такой горой порой кажутся сложные обстоятельства, в которые может попасть человек), то нет таких обстоятельств, которые бы Бог по молитве с искренней верой не мог бы обратить во благо. Бог способен любое самое крайнее зло обратить во благо, и притом во благо великое. Крест Христов нам на то в напоминание.