Исихазм

Автор Тема: Искупительная жертва – единственная основа спасения  (Прочитано 22571 раз)

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

Догмат об искуплении – это сердце православной веры. Все догматические утверждения в сфере триадалогии, христологии, экклесиологии и сотериологии проверялись отцами Церкви прежде всего по отношению к возможности искупления и спасения человека Христом. Он является не только критерием чистоты веры, но также камнем преткновения для еретиков и лжеучителей от апостольского века до наших дней.

Догмат об искуплении особенно раздражает либеральных теологов, которые, подобно древним иудеям, не хотят допустить, что Христос искупил и освободил их от плена греха и власти диавола. Они считают, что родились свободными и получат рай, как свое родовое наследство, а на Евангелие смотрят как на руководство к самосовершенствованию. Им чужд догмат об искуплении – это непоколебимое основание, на котором зиждется Новозаветная Церковь.

В других религиях и почти во всех конфессиях догмат об искуплении отсутствует или в корне искажен. В иудаизме этого догмата не существует. По учению Талмуда, Адамов грех не распространяется на его потомков. Иудей спасается исполнением предписаний Торы и Талмуда. Ожидаемый мессия избавляет не людей от греха, а Израиль от его врагов. Самые грешные из иудеев временно мучаются в аду, но затем получат прощение по молитвам Авраама и других праведников. Таким образом, в иудаизме содержится своеобразный национальный «апокатастасис».

В магометанстве учение об искуплении отсутствует. Исполнение Корана и сунны (предания) служит гарантией спасения для мусульманина. Магомет не искупитель, а посланник, через которого Аллах открыл людям свою волю. Коран категорически отрицает не только христианское учение о Жертве Христа, но сам факт распятия. По учению Корана, Христос взят на небо подобно пророку Илии, а вместо Него был распят Симон Киринейский (такая мысль встречается уже во втором веке у гностика Василида). Мусульмане верят, что все, исповедующие ислам, какие бы они грехи не совершили, в конце концов будут прощены и спасены по молитвам Магомета и его преемников. Таким образом, в исламе мы видим конфессиональный «апокатастасис».

В буддизме также отсутствует идея какого-либо искупления. Буддизм отвергает существование божества, как абсолютного духа. Мысль о вечной жизни, как продолжения бытия, вызывает у буддиста ужас и отвращение; он ищет спасения в смерти, в погружении себя в некий психический вакуум, где отсутствуют чувства, мысли и желания. Это психическое самоумерщвление воспринимается им как высшее метафизическое состояние. Нирвана – прорыв в воображаемую пустоту и переживание своего бытия как антибытия, где нет страданий – заветная цель буддизма.
http://www.pravoslavie.ru/smi/1074.htm

А дальше интересно:
 Самым крупным гностиком второго века был Валентин, который описал перипетии и странствования Софии в духе детективно-мистического романа. В противоположность Василиду он допускал искупление, но в таком искаженном и изуродованном виде, что оно не имело ничего общего с апостольским учением о Жертве Христа.

Валентин делил людей на три группы: телесных, душевных и духовных. Для спасения духовных людей (пневматиков) было достаточно знания гностического учения; они спасались независимо от собственных дел и нравственных предписаний. Для душевных, к числу которых Валентин относил церковных христиан, Иисус распялся; перед распятием его покинул божественный эон-Христос и его собственный высший дух. Через распятие на кресте Иисус показал душевным христианам (психикам) как совершенствовать себя посредством страданий. Здесь был пример, а не искупительная жертва, и воздействие, подобное катарсису античных трагедий!!!!!! Душевные, в отличие от духовных, могли спастись или погибнуть соответственно своим делам.

Всякая ересь связана с отвержением или искажением догмата об искуплении.

А здесь не поняла:
Католики и значительная часть протестантов верят в искупление человека Христом, но экклесиологические ошибки их конфессий не дают им возможности воспользоваться плодами искупления. ???

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

И где Вы такое находите?.. Вопрос риторический.

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

И это все? Нельзя ли подробнее изложить свою позицию, если вы не согласны с тем, что я нашла. В этой статье искажена точка зрения православия по вопросу искупления грехов?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Я уже давно таких текстов "не вижу"...

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

Вот, спасибо...разговора не получится?
Неужели никто не ответит, как в православии понимается искупительная жертва? Может, для меня это жизненно важно сейчас

Dima2

  • Сообщений: 294
    • Просмотр профиля

***Вот, спасибо...разговора не получится?
Неужели никто не ответит, как в православии понимается искупительная жертва? Может, для меня это жизненно важно сейчас***

Он всех нас искупил...имхо,вопрос в том готовы ли мы сами усвоить свое искупление...

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

Если Он всех нас искупил, то почему мы должны еще и сами искупать свои грехи страданиями?
Здесь на форуме прозвучало..
Неужели не достаточно покаяния за грех?

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Вот, спасибо...разговора не получится?
Неужели никто не ответит, как в православии понимается искупительная жертва? Может, для меня это жизненно важно сейчас
Искупительная Жертва - это тайна, которая может раскрываться только в человеческом сердце. А сотерологические расклады всех времен - о, ужас!... Почитайте филаретовский катехизис, который зазубривали все бурсаки. Неудивительно, что духовные семинарии в царской России стали рассадниками безбожия и бунтарства.

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

Вот, нашла вроде толковую статью

http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=662

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Если Он всех нас искупил, то почему мы должны еще и сами искупать свои грехи страданиями?
Здесь на форуме прозвучало..
Неужели не достаточно покаяния за грех?
Светлана, если человек из горячей любви к своему ближнему с радостью готов поделиться или отдать самое дорогое, что у него есть, то как он назовет свое действие - пожертвованием или, вообще, жертвой? Нет, единственное желание его - это проявление милости.
А искупает ли он таким образом свой грех или грех ближнего - это уже "юридический" :-) посторонний взгляд.

 

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

Кажется, я разобралась в разности понимания искупления у протестантов и православных...
Согласна с этим:
“Таинство искупления, - говорит святитель Игнатий, - основано на милости. Оно есть явление милости Божией к падшему человечеству, и может быть принято единственно расположением души, всецело настроенной милостью к падшему человечеству”.[32] Не умиротворение гнева Божия, не уплата долга, не возмещение оскорбления, а исключительно жертва любви ради человека. Ибо “Бог есть любовь по существу и самое существо любви; все Его свойства суть облачения любви; все действия - выражения любви”.[33] Единственная цель Христова жертвоприношения – восстановление существа человека.

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

Принимая Благодать для восстановления человеческого естества, таким, каким оно было до грехопадения, человек не избежит страданий, ибо греховная ветхая природа противится и умирать не хочет.
Но эти страдания не во искупление грехов, а ради спасения самого человека

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Ну, да! Немножко прояснилось :-)

vostok

  • Сообщений: 93
    • Просмотр профиля

Моё мнение, что  в РПЦ,сегодня, нет точного учения о спасении, отсюда и много проблем связанных с миссией.
На приходском уровне проповедуется пелагианство, делай добрые дела, ходи в церковь, постись, молись и спасешься (за свои "благочестивые подвиги"). Суть в Жертвы Христа как-то затуманена в данном случае. О ней  и не принято спрашивать у батюшек. Тайна сия велика.
На уровне современных богословов, известных лиц, Кураев, Осипов, Стеняев, Карелин, как я понял, нет тоже согласия.
 Есть интересная книга "Уверенность в спасении" Худиева, в ней автор аргументировано, с многими ссылками на Новый Завет показывает, что христианин может быть уверен в своём спасении и что это не протестантство, а исконная апостольская вера - единственный путь на небо  вера в Иисуса Христа как Спасителя всех, так и лично твоего. Если принять идею, что труды - это основа нашего спасения, то спасётся только небольшое количество древних подвижников, стоящие на столпах, живущие в дуплах деревьев и пр. Понятно, что нам до этого далеко. Вера - это основа, а дела по вере - это свидетельство твоего произволения, искренности твоей веры. Вера первична, дела вторичны. В том то и радость Евангелия, что Спасение это Дар Бога. "Спаси мя по благодати молю тя, аще бо от дел спасеши мя несть се благогодать и дар, но долг паче", в утренних молитвах.

stas

  • Сообщений: 328
    • Просмотр профиля

Есть интересная книга "Уверенность в спасении" Худиева, в ней автор аргументировано, с многими ссылками на Новый Завет показывает, что христианин может быть уверен в своём спасении и что это не протестантство, а исконная апостольская вера - единственный путь на небо  вера в Иисуса Христа как Спасителя всех, так и лично твоего.

Кажется у Симеона Н.Богослова встречал, что человек может быть у верен в своем спасении уже в этой жизни. Но только уверенность эта не выдумки и догадки самого человека, а знание (если так можно сказать), которое дает Сам Господь наш.
яко немощен есмь