Подытоживаю. Для меня словосочетание "искупительная жертва" - это условная формула. На самом деле никто никого не искупал (в платежном смысле). Был рабочий процесс Боговоплощения, который в силу обстоятельств (то ли в результате людской вины, то ли в силу трагизма потенции зла, таящейся в свободе), принял мучительный, жертвенный вид.
Голгофа, да как все совершенно события земной жизни Господа, есть многослойная, многоступенчатая, постигаемая во времени Тайна. Во времени становления души и ментальности однажды уверовавшего в реальность состоявшегося чуда Боговоплощения.
Мы слабо представляем себе насколько физиология смерти на кресте связана с нашими телами и эмоциями непосpедственно. Ведь Господа Христа могли убить другим способом, закидать камнями, как раньше поступали с пророками в Иудее, но случился именно Крест, римcкий вид казни, более мучительный и назидательный, потому что евреи не имели право казнить Его.
Мы не зря же говорим "со-распятие" Христу, слабо понимая, однако, что это не переносный смысл, а буквальный. Всё наше тело есть уже готовый инструмент для казни на кресте. Крест, говоря грубо, запрограммирован, вставлен в каждого из нас. Если ищешь воскресения в жизнь вечную, конечно. А если нет, то легко избежать крест и, соответствено, вечности со Христом.
В начале личной веры душа восклицает как в приписываемой Тертуллиану фразе: Credo quia absurdum - Верую, потому что это абсурд. Ум отказывается принять случившееся с Ним и с нами. Если всё же находится ум, который в состоянии вместить, то ему становится понятным сразу, что после того, что случилось, и, что самое страшное, продолжает случаться ежесекундно, нельзя больше жить как раньше.
Должен у каждого поверившего сильно или слабо наступить момент понимания, что Искупление не состоялось там и тогда, однократно, но совершается прямо сейчас, и не только на наших глазах, а при нашем непосредственном участии. Это мы - тащим гвозди и молоток, мы орём "распни Его", мы забиваем гвозди и воздвигаем крест.
Вся наша обывательская жизнь, переполненная заботами о мелких и крупных пустяках, каждый день, прожитый без настойчивого поиска Правды Его есть очередной гвоздь в Его раны. Не в переносном смысле -
буквально!
Не потенция зла находится в свободе, а потенция победы над смертью. Потенция смерти пребывает в угождении и непротивлении греху, в неделании спасения, в теплохладности, в откладывании самой главной задачи жизни на потом.
Успею ли докопаться до потока живой воды до момента смерти - очень сомневаюсь. Пока еле каплет... Значит вся надежда на Страшный Суд.
Лучше всё-таки понадеяться на Предварительный суд.