Следовало или не следовало Ап. Петру поступать так, как он поступил? Лично мне думается, что он поступил так, как мог поступить, не больше и не меньше. Да и какое это имеет значение? Важно - только то, что было у него в сердце. А в сердце у него была самая горячая любовь к Богу, он познал, чтО есть любовь Божия и она была для него жизнью, вернее, жизнью был для него Тот, чьё имя Любовь, он познал особую, мученическую благодать Св. Духа, которой был достоен, иначе бы Господь не взял его на Фавор. Эта Божия любовь была для него дороже всего на свете. Потому никакого другого выбора (кроме как следовать за Христом) Пётр бы не сделал никогда.
Все "неправильные" действия Петра есть действия человеческие, а потому не лишённые присущего человеку несовершенства, они по сути своей безобидны и не способны изменить гораздо более существенного. Ошибочное действие, сделанное из добрых побуждений или просто по слабости легко скорректировать, исправить и больше не повторять. А вот злую волю пременить - труд не из лёгких, потому что гордость противится Богу, от Которого спасение. Поэтому для Бога, думаю, гораздо важнее не само по себе действие (которое Бог, кстати, запросто может предотвратить или упразднить - вот хотя бы и отсечённое Петром ухо, которое тут же Господом враз "вернулось на место"), а важно прежде всего расположение сердца человека, мотив, который руководит его действиями.
Господь недаром сказал, что кто больше любит, тому больше и прощается. Именно поэтому, кАк бы Ап. Пётр ни поступил - всё было бы только во благо, и Господь бы Его простил в любом случае, потому что Пётр "возлюбил много" и никакие человеческие ошибки или огрехи не способны были победить в Петре его удивительной сердечной чистоты, которая обычно с особой чуткостью и особой болезненностью воспринимает не только богооставленность, но и малейшее отступление от правды Божией, малейшее движение, способное оскорбить живущую в сердце Божию Любовь. Потому он и "плакал горько", то есть рыдал, когда осознал, что исполнились слова Спасителя о его троекратном отречении. А ведь он, в отличие от разбежавшихся апостолов, всё же следовал за Христом, а это дорогого стоит. Он, мне кажется, сделал всё, что только мог сделать по-человечески, и держался до последнего. Никто не знает, кроме самого Ап. Петра, чего ему стоило следование вслед за Христом в психологическом плане. Другие (кроме Иоанна) сразу разбежались, а он продолжал идти вперёд. Его не остановил и вопрос "Не ты ли..." - он ведь мог сразу драпануть назад, но не сделал этого, потому что не хотел отступать. Для него было жизненно важным проследовать за Христом до последнего.
Как блёкло и примитивно выглядит на этом фоне образ Иуды Искариотского. А ведь Господь бы простил и его, если бы тот имел в сердце хотя бы каплю того, что имел Апостол Пётр. Но нет - его сердце было твёрже камня и холоднее мрамора.