Стон коллективного бессознательного
Продолжение темы о родовых и коллективных грехах
Я говорил в предыдущем сообщении о специфических проявлениях родовых и коллективных грехов. И сказал, в частности, об обезличенной тяжести. Хочу особо отметить это место, отталкиваясь от первой (выделенной у меня) особенности действия этих грехов - возвращаемости.
Возвращаемость грехов - на родовом уровне - имеет свойства низкочастотной составляющей, на которую "нанизана" высокочастотная повторяемость грехов. Т.е. один и тот же существенный или несущественный грех-недостаток повторяется изо дня в день, формируя какую-то греховную привычку. По мере вычищения этого греха привычка постепенно уходит, а затем старый грех возвращается в новом виде - все более как обезличенная вещь, несущая в себе тяжесть, томление, тоску, страх, депрессию или немотивированную агрессию, и т.п. - состояния, которые все меньше привязаны к внешних условиям жизни, состояния, в которых уже сложно увидеть узнаваемую форму (личного) греха. И эти состояния постепенно облачаются в специфические образы и, главное, определяют психическое (психосоматическое) состояние человека (связанной по каким-то признакам группы людей) и побуждают к совершению значимых действий.
Характерный пример специфического образа (архетипа) обезличенной тяжести, придающего общие, узнаваемые черты - из религиозной жизни. Это усталый, понурый монах (монашка) с блеклым выражением лица, склоненной головкой, потухшим взглядом и просевшим голосом. Из светской жизни - образы кислотника, эмо, гота... Вообще, образы с танатической эмблематикой.
Чуть о сознательном вхождении в то, что называют коллективным бессознательным, то, что по сути своей не является бессознательным, но подсознательным, поскольку обладает сознанием, скрытым от большинства людей... Это вхождение и в состояние обезличенной тяжести. О правиле сознательного вхождения в коллективное бессознательное ( а лучше: родовое и коллективное подсознательное) в православной аскетике говорится так: Держи свой ум во аде и не отчаивайся. И это правило прозвучало в 20-ом веке! А что было прежде? Прежде было правило ухода из такого состояния, вообще сложился запрет на вхождение в подсознательные области души. Лучший совет - как пребывать в этой области - был дан Исааком Сирином такой: укрыться мантией с головой и спать до тех пор, пока не пройдет час омрачения. И вот советы бегства сменились - повторю: только в 20-м веке - повелением от Господа, данным Силуану Афонскому: Держи свой ум во аде и не отчаивайся!
Когда входишь в область коллективного бессознательного (подсознательного), начинает звучать его стон - стон коллективного бессознательного, и тогда - это адское состояние - вырывается бесконечный стон из собственной груди.