Аминь! Но, все же, хотелось бы знать, есть ли какое либо руководство из Церкви Воинствующей в этом направлении, или только отдельные личности занимаются умным деланием, сами от себя, и для себя? Если нет, то что делают в монастырях? Я видел как братья строят, варят, сходятся на братские молебны, руководят движением грузовиков с припасами, руководят послушниками и помощниками из мирян. Есть книгопечатни, так что, предполагаю, там братья тоже подвизаются. Также предполагаю, что братья молятся в своих келиях, и видел, как они сходятся на трапезы. Какой-то процент из братии, несомненно, иеромонахи, и заняты церковными службами. Некоторые, в большей или меньшей степени, являются духовниками -- братии и/или мирян. Если перевести на простой язык, это профессионали духовной жизни. Мы же, в лучшем случае, любители (хотя, некоторые любители и становятся лучше профессионалов). Один известный духовник, недавно, посоветовал одной духовной дочери оставить вопрос о переходе со словесной молитвы в сердечную, так как, это уже провинция Благодати. То есть, совет ей был просто молиться, в данном случае, молитвой Иисусовой. А Свт. Феофан говорит, что можно вообще все детали и описания игнорировать, а заботиться только о "вопиянии из сердца", то есть, (переходя уже на мои слова) вести эмоциональный "разговор" с Господом, который, обычно, является в большой степени покаянным плачем. Хотя, как долго можно молиться на таком усиленно-эмоциональном уровне? Читал, как некоторые святые проводили целые ночи в такой молитве. Честно, я даже не могу вообразить какой энергии требуется для такой молитвы: у меня, в лучшем случае, слезы просто высыхают через час-полтора, и наступает эмоциональное истощение. Я не говорю о духовных качествах -- сравнение тут неуместно, я говорю чисто о физической выносливости.
Один афонский игумен, однажды сказал мне, что первое требование для монаха - это крепкое здоровье. Но, такое мнение я не слыхал ни от кого другого. Хотя, в силу того, что я написал выше, несомненно, отцы, молящиеся так интенсивно. по многим часам, должны были быть крепче и здоровее меня!!
Сердечная молитва, в свете написанного, никак не похожа на "расслабление" будистов и индуистов. В Православии, это труд, и достаточно изматывающий. "Вопияние из сердца", как мне кажется, это действительно не просто "молоть языком - он ведь без костей", а усилие - физическое, эмоциональное, возможно даже, что и интеллектуальное. В любом случае, большое выделение энергии. Один иеромонах, однажды, сказал мне, что "надо упражняться", чтобы добиться настоящего молитвенного состояния. Другой священние сказал запросто, что без руководителя не стоит и стараться -- не получится. Как "профессиональный оптимист", я скорее готов верить тому, что надо упражняться, и читать как можно чаще молитву Св. Духу -- а там, дело уже вне нашего контроля, нужно только уповать на волю Божью. А что если я ошибаюсь? Вот поэтому то я и волнуюсь о руководителе; боюсь напасть на неквалифицированного, но и боюсь пропустить квалифицированного: в обоих случаях, ошибка произошла бы из-за недостатка смирения и прислушивания к воле Божьей! Ведь, по писаниям Отцов, первое требование в монастырях -- это послушание перед духовником, полное смирение своей воли. В миру это не пойдет -- предпивание духовника может полностью расходится с требованиями по работе, особенно напряженно интеллектуальной, вроде менеджмента. Я - на пенсии, так что я задаю вопрос не для себя, а для всех. Но, не мню себя настолько мудрым, чтобы постичь умное делание собственными силенками, так что тема духовного руководства, это важно и для меня! Высокоумие, высокомерие, прелесть, самомнение, гордость, лжеучительство (и многие другие провалы) подстерегают нас. Надеюсь, что я не глас вопиющего в пустыне: нам всем, если мы единомышленники, надо передавать информацию о активных работниках на поле умного делания. Никогда не знаем, кто смог бы получить пользу от такой информации. В Москве много церквей, построенных для туристов. Во многих, Благодать скудна. То же можно сказать и о монастырях. Петербург, вообще всегда поражал меня своим "секуларизмом". Как мой священник-отец говорил, церкви сейчас полны "псевдостарцами", зачастую говорящими и творящими чистую ересь. И это случается и среди молодых священников, и среди старых архиереев, хотя и по разным причинам. Некоторые из них достаточно харизматичны, чтобы привлекать многочисленных прихожан. Я не стараюсь развить параноию -- просто хочу подчеркнуть, что путь спасения узок не только в мировых рамках, но и в рамках Православия.