Что меня удивляет, так это ваше бесчувствие. Знаю многих людей, которые ощущают присутствующую в монастырях благодать. Потому и паломники посещают их.
Если вы делатели молитвы, то должны чувствовать более других.
Отец Дионисий, а какой смысл лично вы вкладываете в слово "благодать"? Что такое в вашем понимании "благодать"?
Думаю, чаще всего благодать места ощущается "как глас хлада тонка", как изысканность сердечного переживания, растворенного умилением.
/
Я понял Вас, отец Дионисий, спасибо за ответ. Сам я в свое время долго искал ответ на вопрос, что же такое "благодать", поскольку слово это ныне применяют к чему ни попадя.
Я тоже прежде считал благодать переживанием, чем-то вроде умиления, благостности, но, наблюдая и за собой и за другими, приходил к выводу, что все это не то. Переживания - это наносное, душевное, эмоциональное, поверхностное, несмотря на кажущуюся свою глубину и силу. Под .умиленно-благостным слоем, как под штукатуркой, обычно таится знакомое, не желающее изменяться греховное естество.
Ответ я получил от одного священника: "Благодать - это сила, посланная нам Богом, чтобы переживать испытания". И думаю, он прав. Подлинность благодати проверяется именно в испытаниях, а не в "изысканности сердечного переживания" . А эта изыканность может быть лишь следствием. Или (что чаще бывает) самообманом.
В монастыри и святые места действительно очень многие едут за "благодатью". Я тоже ездил. Потом наступило отрезвение.
Да, в монастырях, святых местах я испытывал благоговение при мысли о святых, чьи мощи покоятся рядом (так было в Киево-Печерской или Троице-Сергиевой лавре). При мысли о том, что именно в этом месте, где я нахожусь, происходили великие события (так было со мной в Иерусалиме). Или, наконец, когда просто стоя перед иконой Богородицы в Киккском монастыре на Кипре я молил об избавлении от одного тяжкого греха. Когда испытываешь благоговение, молитва становится особенно горячей, искренней, сильной.
Но Господь сподобил меня познать ощущение Его присутствия и в обычном приходском, ничем не примечательном храме по соседству с моим домом. Для этого оказался совершенно не нужен ни монастырь, ни прославленное святое место, это было всего в пяти минутах ходьбы от компьютера, за которым я сейчас пишу эти строки
А монастыри... Общение и наблюдение за разными монахами (не скрою, в том числе и за вами, отец Дионисий) лишь укрепляет меня в скепсисе по отношению к "благодатности" пребывания в монастырской системе. Подчеркну, что не считаю современное официальное монашество априори бессмысленным (дай Бог исполнения молитв всем монашествующим!), но просто вижу, что форма отличается, а содержание... то же что и в миру. Во всяком случае люди, в которых зримо, неоспоримо проявляется иное, неотмирное, среди официальных монахов замечаются так же редко, как и среди мирян.
Отсюда и скепсис. Хочу надеяться, отец Дионисий, что мои слова вас не заденут, я просто постарался, как мог, объяснить свою позицию. Не претендуя на неотмирность