Христианин призван жить с Богом и по-Божьи, достойно звания христианина. Так в жизни христианина возникают две жизненные задачи. Во-первых, знать Бога. Во-вторых, служить Ему.
Чтоб Бога знать, быть должно Богом.
Но чтоб любить и чтить Его,
Довольно сердца одного.*
Понятие о Боге имеет два источника. О первом источнике учитель церкви Тертуллиан говорит: «душа по природе христианка». Человек создан по образу Божию, и стремление к Первообразу укоренено в его природе: «Как олень стремится к источнику вод, так жаждет Бога душа моя»,- говорит псалмопевец Давид.
Наша интуиция выявляет неосознанное стремления души к Богу:
«Образ Твой, мучительный и зыбкий
я не мог в тумане разгадать.
Господи, сказал я по ошибке,
сам не думая того сказать.
Божье имя, как большая птица,
вылетело из моей груди.
Впереди густой туман клубится,
и пустая клетка позади». **
Зрячим источником богопознания является Откровение Бога о Самом Себе. Христос говорит: «Никто не знает Сына, токмо Отец. И Отца никто не знает, токмо Сын, и кому хочет Сын открыть». Евангелие открывает Бога, молитва вводит христианина в опыт созерцания Бога. Символ Веры излагает христианское понятие о Боге. Так Бог открывает человеку всё, что необходимо знать, чтобы пребывать в Боге.
Символ Веры- не молитва. Это христианское понятие о Боге, из которого, как из корня, вырастают все христианские понятия и вся полнота христианской культуры. Из понятия о Боге Отце, Сыне и Духе вырастает христианская европейская культура, которая отличается от всех других: мусульманской, буддийской, иудейской, еллинской. Раскрывается смысл слов Христа: «Всё Мне предано Отцом Моим».
Путь к Богу в христианстве лежит через Единородного Сына Его. Христос призывает всех к Себе: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас». При этом Господь указывает средство, которое необходимо употребить христианину: «Возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, яко кроток и смирен сердцем и найдёте покой душам вашим».
Иго, которое нужно понести- крест Христов. Так объясняет стихира из чина погребения: «Крест, яко ярмо вземше». Символически мы всегда носим на груди нательный крестик, но несение креста должно стать содержанием жизни.
Тогда Христос становится Соучастником нашего подвига, и мы вместе с Ним несём крест, узнавая в опыте христианской жизни, что «бремя Его легко», если понести вместе со Христом, приняв как дар Божий, приводящий в жизнь вечную.
* Крылов И.А.
** Мандельштам О.Э.