Кстати да, абсолютно согласен. Слово "постом" - поздняя вставка, в оригинале только молитвой.
Если нет у верующего личного многолетнего опыта поста и молитвы, если он не претерпел ради Христа "колена мои изнемогли от поста, и тело мое изменилось от (лишения) елея", то как такой верующий может познать утешение Божие, если всего этого нет в его личной практике? Вот и мятется душа такого законника и он с удовольствием будет цепляться за любую "соломинку утопающего" и с радостью согласится с утверждениями о якобы доказанном факте. УВЫ, УВЫ - в наши дни очень мало тех, соблюдают посты, не хотим мы трудиться и претерпевать. Вот и мой знакомый два дня назад поделился тем, что стал есть мясо и причину подходящую подобрал - стал мерзнуть на постной пище, организм начало трясти, решил не рисковать.
А я не сказал, что пост не нужен, МЕРЫ! в нем нет вот в чем проблема! Все силы, все внимание порой у человека только на этом и сосредоточены причем чисто внешне! Игнатий и сказал поэтому, что любая духовная пища как и телесная должна быть в МЕРУ это касается как молитвы так и поста, в общем благоразумие должно быть. Посмотрите календарь постов Армянской церкви (одной из самых древних) например - сильно удивитесь думаю. У них в год поста не более 70 дней набирается и что Вы скажите? мы святее их? Всякий монастырь, в древности, основывал какой то определенный человек - подвижник, все МЕРЫ в этом монастыре под него, приходит другой человек в этот монастырь лет через 1500 и пытается все это на себя натянуть. Результат вполне предсказуем!
Озерович, Армянская церковь имеет достаточно серьезные отличия от православия, поэтому православная церковь считает армянскую конфессией. Людей этой веры нельзя хоронить по православным обычаям, совершать все таинства, которые проводит русское христианское православие, нельзя просто поминать и молиться за них.
Вообще рискну сказать, что монашество это своего рода попускаемый Богом нетрадиционный, крайне нежелательный, путь спасения, причем подходящий только для очень узкого круга людей (скопцы ради Бога), проходящий на грани когда путь спасения почти противоречит самим основам Нового Завета, это своего рода очень редкая, но все же положительная религиозная мутация. Думаю большая историческая ошибка есть в истории христианства, то что эта небольшая группа людей (скопцы ради Бога) управляет церковью в которой 99,9% нормальных мужчин и женщин живущих или желающих жить в семье. Почти уверен человечество со временем поймет и переосмыслит эту ошибку.
Озерович! Почитав данный пост, можно смело прекращать с вами всякое духовное общение, потому что вы своим постом все о себе рассказали.
Вить, не обижайся! Прокомментируй если не сложно. Все ниже написанное как то очень похоже на Армянский календарь постов и совсем не похоже на наш.
1. Пост – это божественное установление и о безусловном его соблюдении в Православной церкви не может быть споров.
2. Церковь Христова как “столп и утверждение истины” всегда была вправе принимать общеобязательные решения о продолжительности постов, равно как и о пище, которая в постные дни может употребляться.
3. Пост в среду и пятницу, засвидетельствованный во времена самой глубокой христианской древности и Святыми Отцами, предписан 69-м Апостольским каноном и утвержден авторитетом VI Вселенского собора [10] , остается безусловно и далее.
4. Великая четыредесятница, также предписанная 69-м Апостольским каноном, остается безусловно в целости: первая седмица – без елея , а также Великая [11] . В остальные седмицы: среда и пятница без елея, в другие дни с елеем, а в субботу и воскресенье, считаю, можно согласиться позволить рыбу мирянам. Для монашествующих употребление рыбы должно остаться так, как было доныне – соответственно, она может быть позволена в Неделю Крестопоклонную или какую-то иную.
Разумеется, для больных, для беременных и кормящих женщин, равно как и для выполняющих тяжелые работы и для престарелых, пусть остается так, как предусмотрено сейчас – елей и рыба.
1. Учитывая, что еще в ХІІ веке Рождественский и Апостольский посты были короче, что церковнославянский Типикон указывает, как некоторые Уставы предписывают начало Рождественского поста 10 декабря [12] , а также в Х V веке и 20 декабря, при том, что никакое общеобязательное решение Церковью о продолжительности этих постов не принималось, то если такой вопрос будет поставлен, считаю, что
наша Церковь могла бы согласиться на то, чтобы Рождественский пост длился две недели, а Петров – одну. Успенский пусть останется таким, каков есть, с разрешением елея, как это сказано о Великом посте. Для монашествующих должно остаться строгое правило, как сейчас, и отноcительно пищи.
2. Поскольку Шестой вселенский собор выразил православную точку зрения, что в пост не могут употребляться сыр и яйца, считаю, что при всем этом необходимо остаться, в противном случае это бы означало, что Вселенский собор принял ошибочное решение и что Церковь до нынешнего времени ошибочно поступала, его исполняя. А это бы идейно и практически означало уклонение от православной позиции, с чем клир, монашество и верующие никогда бы не могли согласиться.
3. В связи с тем, что сейчас распространенным стало крещение взрослых, следовало бы, конечно же, и для таких случаев установить обязательный пост одно- (или двух- , трех-) дневный для того, кто принимает крещение, для священника, который совершает крещение, а также для родственников и знакомых крещаемого, если они этого хотят.
4. Что касается тяжелобольных, особенно в случаях болезней, когда нельзя употреблять пищу иную, нежели молоко, мясные бульоны и т.п. – например, после операций на желудок, кишечник и др., если такие операции должны быть сделаны во время поста – считаю, что здесь не будет неуместной аналогия с грудными детьми, которые питаются материнским молоком и физиологически не могут принимать иную пищу, так что от них и невозможно требовать соблюдения поста. Поэтому нашей Церкви следовало бы занять позицию, чтобы таких больных освободить от поста, пока не выздоровеют. Без желания быть «строже, чем закон, правильнее, чем правила и больше, чем заповеди» (святой Григорий Богослов), а также и милостивее, чем святые Отцы, считаю, что по данному вопросу следовало бы принять определенное решение ради успокоения совести и верующих, и врачей-христиан. Ибо мнение Валсамона, что даже и в час смерти нельзя позволять никому оскоромиться, то есть употреблять мясо, все-таки является мнением, которое нигде не подтверждено прямым решением Церкви.
То же самое относится и к отдельным категориям работающих в химической промышленности, где необходимо ежедневное употребление молока с целью предохранения от отравления.
1. Нужно бы также рассмотреть вопрос о посте военнослужащих и участников военных действий. Ясно, что они не могут продолжительное время поститься из-за своеобразных условий жизни даже в состоянии мира. Считаю, что после краткого, в два-три дня, поста они могли бы приступать к Причастию, а чтобы обязательно постились в первый день Святой Четыредесятницы, Великую Пятницу и Великую Субботу.
2. Я придерживаюсь также мнения, что следовало бы принять определенное решение, с какого возраста надо поститься детям – конечно же, смягченным постом, с употреблением елея и рыбы.
Вот какова позиция, изложенная мною в работе о посте, на упомянутую тему, для Великого Всеправославного собора. Соответственно, в ней нет ни слова об отмене каких-то постов, а тем более о разрешении поста «на белых (молочных) продуктах», чего Православная Церковь никогда не знала. Думаю, что люди, приписывавшие мне то, чего я не выражал, делали это не злонамеренно, чтобы внести смятение или чтобы себя представить единственными охранителями Православия, а по причине неосведомленности либо легковерности.
Святейший Патриарх Сербский Павел. Октябрь 1984 г.Пост в Православной Церкви
Перевод с сербского.
Патриа́рх Па́вел (серб. Патријарх Павле, в миру Гойко Стойчевич, серб. Гојко Стојчевић; 11 сентября 1914, деревня Кучанцы, Славония, Австро-Венгрия — 15 ноября 2009, Белград, Сербия) — епископ Сербской Православной Церкви; с 2 декабря 1990 года Архиепископ Печский, Митрополит Белградский-Карловачский, Патриарх Сербский.
Был известен своим аскетическим и нестяжательным образом жизни, не имел личного транспорта, отказывался от материальных благ и пожертвований.[1]Сербская Православная Церковь ведет подготовку к канонизации патриарха СПЦ Павла, сообщает Balkan insight.
Многие сербы хотели бы видеть патриарха Павла, скончавшегося в 2009 году, причисленным к лику святых как можно скорее, однако, как говорят в СПЦ, процесс канонизации сложен и должен быть выполнен со всеми формальностями. Патриарх Павел скончался в ноябре 2009 года после 19 лет пребывания во главе СПЦ. Его смерть на какой-то момент сплотила всю страну, поскольку он был очень почитаемым человеком в Сербии и имел большой авторитет не только в Церкви, но и среди мирян.