Исихазм

Автор Тема: О монашестве  (Прочитано 325683 раз)

SINAIT

  • Сообщений: 235
  • Простите меня грешного! Поклон Вам!
    • Просмотр профиля

Re: О монашестве
« Ответ #150 : 17 Ноябрь 2009, 11:26:27 »
Цитата: SINAIT
Монашество! Что есть монашество!? жизнь в монастыре очень способствует стяжанию...

Спасибо.

Монашество как образ жизни - это более-менее ясно, это то, что на виду. Идти в монастырь, чтобы менять образ жизни - в этом есть смысл и польза.

Для меня есть некоторая разница,  мыслит ли человек этот шаг как "уйти в монастырь" ( в определенное сообщество, в общину, в место)  или как "стать монахом" (т.е. вступить через это в особые отношения с Господом).

Вы из тех, кто выбирает монашество как место, где созданы специальные условия для "стяжания нищеты духовной". Об этом, на мой взгляд,  Ваш пост:

Цитата: SINAIT
Поверьте жизнь в монастыре очень способствует стяжанию этого стремящимся к нищете духовной! Там Вас обуют оденут накормят, дадут самое не обходимое для существования, жизни в монастыре, умереть не дадут. Но условия к стяжанию нищеты создадут.

этот пост не для того что бы Вы углядывали, разглядывали что я ищу, а для пользы читающих. Простите!
Не грамотный то я!!! Прошу прощения у тех кому режет глаз мои орфографические ошибки в правописании!
С уважением к Вам Денис.

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Re: О монашестве
« Ответ #151 : 17 Ноябрь 2009, 11:40:45 »
    Обеты данные Богу низя нарушать. Обещание данное человеком человеку если нарушить как это будет называться? лукавством, обманом, ложью. Тем более обеты данные творцу. По большому счету обеты нужны не ему а нам.
    Обет я бы сравнил с добровольной жертвой. Или иногда не добровольной, покаянной жертвой, потому что иначе никак - подохнет в страстях как собака, знаю одного такого...  :-DМонашество - это жизнь для Бога. Христианство - жизнь для Бога и ради ближних.
Черная аккуратная, красивая, стильная одежда - это не та, что раньше считалась позорной, теперь это знак высшей принадлежности. Монахи по рубахе, как говорил один Оптинский старчик.
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: О монашестве
« Ответ #152 : 17 Ноябрь 2009, 11:51:45 »
Alexander как считаете что есть монашество?

Монашество - это, прежде всего, состояние целостности внутреннего человека, посвятившего себя Бога. Формы же такого посвящения могут быть различными (о чем говорил и Леонид). Принятие обетов внешним человеком, что и принято считать во внешнем мире за монашество, лишь одна из внешних форм. И такая внешняя форма может совершенно не соответствовать выбору внутреннего человека, который растет и развивается по внутренним законам. По внешности - монах, - а по внутренности - расколотый, погрязший во лжи человек. И понятное дело, что внешние обеты для такого внутреннего человека - путы или, что еще хуже, прикрытие для карьеры (в том числе и сугубо аскетической) и довольства. Если же человек монах - по внутреннему обустроению, а по внешнему - обетов не принимал, то Господь-то и будет судить его по внутреннему, когда люди судят по внешности.

Обеты данные Богу низя нарушать - это чисто институциональное требование. Другими словами, это бесовская ловушка высокого уровня. Господь не просит от нас обетов, он просит дать Ему наше сердце.  Ведь это требование - по своей внутренней сути - нарушается всеми монахами, живущими только внешним исполнением обетов.  И исполняется - по внутренней сути - теми, кто внутреннее посвятил себя Богу, при этом совершенно не обязательно исполняя внешние обеты.

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Re: О монашестве
« Ответ #153 : 17 Ноябрь 2009, 12:14:10 »
Разделение на внутреннего человека и внешнего... Да, думаю так будет наиболее точно.
    Насчет обетов, если не обещал, живи как считаешь нужным, если обещал но не можешь сдержать (а такое случается часто), следует проверить свои силы и делать сколько можешь, главное не гаснуть и не отчаиваться... 
   
  Один знакомый говорит, поторопился давать обеты, говорит "тяжко  нести, не по сеньке шапка", но старается! живет в нищите в халупе, пытается исусовой заниматься, тяжело она ему дается, уже так 18 лет живет. Раньше был шеф поваром в ресторане, буржуем был.
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

kirill_mkv

  • Сообщений: 492
    • Просмотр профиля

Re: О монашестве
« Ответ #154 : 17 Ноябрь 2009, 15:34:07 »
Этот момент остался необъясненным.
1) Откуда такая информация? Может это гипербола?
2) Если так и есть все, то почему так? И что, они там на Афоне считают это нормальным?
3) Причем здесь Сергий Радонежский? Одно дело самим зарабатывать, и совсем другое пахать так, что "на молитву времени и не остается". Разве такое вот замещение было в обители Сергия?
1. Фигура преувеличения? посмотрите, почитайте, пообщайтесь...
2. Не важно что они считают, есть как есть, либо принять либо уйти, если есть куда...
3. Говорим о монашестве, ловите тезис...
Ну вот я у Вас и спросил, ведь Вы же это сказали, вот Вы и разъясняйте. Откуда информация такая про Афон? Как к этому относятся сами афонцы?
А про Сергия Радонежского Вы похоже не поняли меня вовсе. Отчего то Вы ставите в один ряд "пахать так, что на молитву времени не остается" и "зарабатывать себе на пропитание самому". Как будто это одно и тоже. А это совсем разное.

Новичок

  • Сообщений: 273
    • Просмотр профиля

Re: О монашестве
« Ответ #155 : 17 Ноябрь 2009, 15:52:19 »
На мой мой дилетантский взгляд, принятие монашества является одним из путей спасения во Христе и подразумевает наиболее полное посвящение жизни монаха умному деланию и продвижению по этому пути. Т. е. монахи - это наиболее ревностные и преданные христиане. Но, к сожалению, в современных монастырях решение бытовых, и не только, вопросов отнимает у монахов почти все время, мизер которого остается даже на сон. Если при этом в монастыре еще и нет опытного духовника, то о продвижении по пути умного делания, наверное, как-то и неуместно говорить. Надеюсь, что есть  исключения из этого правила.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: О монашестве
« Ответ #156 : 17 Ноябрь 2009, 17:27:20 »
Дело не только во внутренних проблемах самого монашества, но и в отношении к монашеству.
Монашество очень быстро в глазах остальных стало кастой жрецов.
В современном мире на монашество смотрят как на корпорацию ЗАО "Монашество" (очень разветвленную, транснациональную корпорацию). Где работают в том числе и хорошие люди.
Мы ведь говорим: "Вот в той поликлинике хороший окулист", "В этом кафе - пекут вкусные пирожки", "А вот в том монастыре - есть благодатный старец".
Окулист, повар, старец - все это для нас явления одного порядка - люди в корпорациях, одна из которых печет пирожки, другая молится, третья...
А можем мы смотреть на монашество иначе? Не как на касту или корпорацию?

юнга

  • Сообщений: 1213
  • Максим, православный
    • Просмотр профиля

Re: О монашестве
« Ответ #157 : 17 Ноябрь 2009, 17:46:36 »
Разделение на внутреннего человека и внешнего... Да, думаю так будет наиболее точно.
    Насчет обетов, если не обещал, живи как считаешь нужным, если обещал но не можешь сдержать (а такое случается часто), следует проверить свои силы и делать сколько можешь, главное не гаснуть и не отчаиваться... 
  
  Один знакомый говорит, поторопился давать обеты, говорит "тяжко  нести, не по сеньке шапка", но старается! живет в нищите в халупе, пытается исусовой заниматься, тяжело она ему дается, уже так 18 лет живет. Раньше был шеф поваром в ресторане, буржуем был.
А  нищету с "халупой" он добровольно избрал? И что подвигло?

Air

  • Сообщений: 662
    • Просмотр профиля

Re: О монашестве
« Ответ #158 : 17 Ноябрь 2009, 19:20:25 »
Кстати вы что думаете про монашество?
Щас я вот скажу.

Видите ли, я, как выше сказано, являюсь мечтателем о монашестве. т.е. больше о нем не думаю.
Не по сеньке шапка....

 """Я не монах, а мечтатель о монашестве. Монашество я понимаю как особую форму любви. Любовь возможна различных видов. Иногда она радует и делает жизнь среди людей приятной и плодотворной. Но возможна и такая форма любви, которая мучит и тяготит и делает жизнь нестерпимо тяжелой, доколе она не достигнет своего последнего желания, и пути к достижению которого избирает она необычные. """
арх. Софроний Сахаров





Это из его писем к Давиду Бальфуру.
Тут все сказано. Потрясающе пронзительно. Вот само письмо:

http://www.wco.ru/biblio/books/sofrony1/H1-T.htm#p6

Монашество как форма любви 

Теперь Вы для меня служите опорою вследствие более полного взаимного понимания; и то, о чем я раньше не решался говорить, дабы не соблазнить или не напугать, теперь стало в центре Вашего внимания. Все-таки нас так мало (малое стадо), что каждый отдельный человек, готовый пойти по этому скорбному и тесному пути, является большою нравственною поддержкою для изнемогающих и малодушных подобно мне...
     Я действительно изнемог. Я, несмотря на то, что не имел "иллюзий... о легкости духовных достижений", все же встретил трудности, превосходящие все мои предположения, и убедился в своем ничтожестве, размеры которого от меня раньше были сокрыты.
     Я сознаю величие монашеского пути, а осознание своей ничтожности, обнаружившейся довольно скоро на этом пути, породило во мне сомнение в правильности избрания мною его. Могу сказать, что я своего призвания не нашел, не понял, не услышал. Однако я сознаю совершенную невозможность для меня идти иным путем, найти иную форму служения Богу и ближнему. Ты влек меня, Господи, - и я увлечен, Ты сильнее меня - и превозмог (Иер. 20:7).
     Таким отрицательным образом решается вопрос о мне. Я не хотел, потому что сознавал трудность, и вместе увлекался. Я упорно противился Богу, но Он нашел способ принудить меня. И теперь мне непосильно тяжело; я положительно раздавлен. Причина болезни внутри, поэтому невозможно облегчить мое состояние изменением моего внешнего положения и условий. Так снова отрицательным образом решается вопрос и о месте моего пребывания.
     Вчера (5/18 сентября) уехал от нас игумен отец Иоанн (Шаховской). Жалею, что он не остался у нас на больший срок, не дал нам насладиться его обществом. Это человек какой-то особой чистоты, как ангел; благодать Божия очевидно почивает на нем. Он как-то по-детски открыто любит Бога и потому беседа с ним доставляет глубокое наслаждение, исцеляющее действует на душу.
     Я готов писать о нем много; я хотел бы почаще иметь общение с ним, хотя бы только видеть его. И при всем том, как ни парадоксальным покажется Вам это, он убедил меня в превосходстве "черного иночества" своим сдержанным отношением к нему.
     Он находит возможным заменить существовавшие до сих пор монастыри трудовыми братскими артелями, видимо, отдавая преимущество трудовой, но, конечно, соединенной с молитвой и целомудрием жизни среди мира, служению ближним и проч... Все, что он говорил, само по себе, конечно, хорошо и похвально, но для меня было неожиданностью встретить в нем непонимание и недооценку идеалов черного иночества. С печалью думал я, что если и такие избранники, как отец Иоанн, не вполне понимают смысл черного монашества, то что же ждать от других.
     Я думал, неужели Господь отымет от человечества эту, по выражению преподобного Феодора Студита, третью благодать (первая - крещение, вторая - покаяние, третья - монашество)? Неужели действительно пришел срок, когда величайшая, поистине неземная культура будет отвергнута человечеством? Посещение отца Иоанна еще и в том отношении было для меня полезно, что теперь мне особенно дорого стало монашество (монашество, а не целибат, возможный и среди мира).
     Я не монах, а мечтатель о монашестве. Монашество я понимаю как особую форму любви. Любовь возможна различных видов. Иногда она радует и делает жизнь среди людей приятной и плодотворной. Но возможна и такая форма любви, которая мучит и тяготит и делает жизнь нестерпимо тяжелой, доколе она не достигнет своего последнего желания, и пути к достижению которого избирает она необычные.
     Жизнь, надо полагать, всякого человека настолько сложна, что даже при самом сосредоточенном внимании человек не в состоянии понять совершающихся в нем процессов, а быть может, что и самая эта сосредоточенность на себе приводит к еще большему недоумению, к более глубокому чувству тайны жизни.
     Наблюдения и опыт показывают, что страдания являются почвой, на которой только и может произрасти большая любовь. Впрочем это сопряжено с опасностями и возможностью извращений.
     Различны призвания, различны и пути. Вот одна из возможностей.
     Неудовлетворенность данной действительностью и искание иной жизни, подлинной, вечной. Посещение благодати, которая с великой силой восхищает человека в иной мир, божественный, в неизреченном свете показывает ему, дает приобщиться вечности. Затем уже с измененным сознанием, как познавший закон вечной божественной жизни - а именно любви к Богу и ближнему - человек оставляется на подвиг в этом мире.
     Все силы сосредоточиваются на сообразовании внутренней жизни сердца с познанным законом, и тут начинается Крестный путь. Свет виденный отошел, уязвив сердце и оставшись в уме лишь в форме отвлеченного познания о законах вечной жизни. Просвещенный таким образом ум начинает созерцать великую трагедию падения человека и созерцается нами эта трагедия в нашем же сердце. Оказывается, что оно полно совершенно противных чувств и расположений. Нет такого зла в мире, которого не находилось бы в нашем сердце, и это иногда в страшных размерах. Видеть это в себе, конечно, не доставляет радости. Сознавать себя заживо во аде - о, как скорбно. По мере роста сознания болезни растет и жажда спастись.
     Сознание же, что судьба братий моих подобна моей, рождает в сердце сострадание к ним и понуждает молиться не о себе только, но о всех. Господи... помилуй нас, то есть всех нас людей, без исключения.
     И скажу Вам странную вещь, которая, быть может, покажется Вам извращением. Забота "о всех" делает неудобным служение отдельным лицам и заставляет как бы удаляться от них. Получается какое-то увлечение чем-то абстрактным. Впрочем, думаю, "все" не есть абстракция. Преобладающим, однако, количественно содержанием жизни души является недоумение и ожидание. Положительно ничего не понимаешь, ничего не можешь. Кругом мрак. Нет того света, который был в начале, и только мучительное ожидание, когда же этот мрак преложится и станет светом. Господи, когда же... доколе?
     Другое побуждение к монашеству - желание постоянной молитвы. Любовь к молитве привела большинство в монастырь. Под величайшей же культурой я разумел умное делание. Сущность умного делания: Господь сказал, что в сердце рождаются, из сердца исходят помышления... Желание соблюдать заповеди Господни заставляет все внимание сосредоточить на сердце. Ум безвидный безмолвно внимает сердцу... Вся тайна в этих немногих словах.
     Можно по этому поводу много философствовать о том, что Бог созерцается чистым умом, что доколе не совлечется человек умом всего тварного, не может зреть Бога, и прочее многое. Характерным для нашего православного "мистицизма" является сосредоточение всех сил на соблюдении нравственных евангельских заповедей, и именно чрез погружение в мир нравственный-духовный достигается совлечение мира естественного. Подобное совлечение доходит до полной потери чувства не только окружающей нас вещественности, но и самого тела нашего, как сказано: не знаю, в теле или вне тела. Причем это происходит так тихо, нежно (не знаю, как и выразить), что человек совершенно и не замечает, как это происходит, а лишь после молитвы "открывает" "догадывается" что произошло с ним.
     Всякий иной путь, например, механического отвлечения ума от вещества (то есть от представления чего-либо вещественного), от помышлений, погружение во мрак безмыслия, без того направляющего начала, о котором я сказал выше, считаю несвойственным православной аскетике.
     Кажется, слишком много я написал. Вы все это знаете, но как бы споря (однако с любовью) с отцом Иоанном, я изложил свои мысли о черном иночестве. (Вы знаете, надеюсь, что отец Иоанн Шаховской уже давно написал книгу о "белом иночестве", то есть в миру)...
     Вы знаете нашу обстановку. Я боюсь советовать Владимиру приехать на Афон хотя бы и временно. Кто ни приедет - разочаровываются. Один соблазн, ни следа подлинного монашества, даже человеческого благообразия. К тому же нет возможности оградить посетителей от нелюбезностей всякого рода со стороны "администрации" нашей. Отец Иоанн Шаховской уехал так скоро отчасти, думаю, потому, что ему, постриженцу нашего монастыря, отказали в церковном общении.
     Отец Силуан правду говорит, что мы не по-монашески живем, потому и не должно удивляться, что люди избегают общения с нами, как дела бесполезного...

Афон 10 (23) сентября 1936
 

Air

  • Сообщений: 662
    • Просмотр профиля

Re: О монашестве
« Ответ #159 : 17 Ноябрь 2009, 19:28:58 »
Монашество! ... Поделюсь и я с Вами своими мыслями и пережитым опытом. Господь говорит ";блаженны нищие духом"; Поверьте жизнь в монастыре очень способствует стяжанию этого стремящимся к нищете духовной! Там Вас обуют оденут накормят, дадут самое не обходимое для существования, жизни в монастыре, умереть не дадут. Но условия к стяжанию нищеты создадут.
Остальное будет зависит только от вас! Там в этих условиях вы можете и сможете проявить себя перед Богом таким какой Вы есть, и по Вашей силе начать бороться с собой. То есть стяжать нищету духа, покаяние. Много борьбы и крови придется пролить подвизающемуся. Если хотим приблизиться к Богу, не обходимо преодолеть преграды!!! Помоги Господи нам немощным!!!
Бывает когда в словах нет слов. Батенька так вы поделитесь с нами своими мыслями о обете и монашестве?

Да, присоединяюсь. слова, слова...
Но подрясничек человеку к лицу. симпатично вполне.

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Re: О монашестве
« Ответ #160 : 17 Ноябрь 2009, 21:24:50 »
этот пост не для того что бы Вы углядывали, разглядывали что я ищу, а для пользы читающих. Простите!

Спасибо, очень интересно было читать.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: О монашестве
« Ответ #161 : 17 Ноябрь 2009, 21:55:41 »
Цитата: SINAIT
этот пост не для того что бы Вы углядывали, разглядывали что я ищу, а для пользы читающих. Простите!

Попыталась выудить из Вашего поста для себя пользу. Поделилась соображениями на этот счет. Простите, если что не так...

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: О монашестве
« Ответ #162 : 17 Ноябрь 2009, 23:43:26 »
Цитата: Alexander
Монашество - это, прежде всего, состояние целостности внутреннего человека, посвятившего себя Богу. Формы же такого посвящения могут быть различными (о чем говорил и Леонид). Принятие обетов внешним человеком, что и принято считать во внешнем мире за монашество, лишь одна из внешних форм. И такая внешняя форма может совершенно не соответствовать выбору внутреннего человека, который растет и развивается по внутренним законам. По внешности - монах, - а по внутренности - расколотый, погрязший во лжи человек. И понятное дело, что внешние обеты для такого внутреннего человека - путы или, что еще хуже, прикрытие для карьеры (в том числе и сугубо аскетической) и довольства. Если же человек монах - по внутреннему обустроению, а по внешнему - обетов не принимал, то Господь-то и будет судить его по внутреннему, когда люди судят по внешности.

Обеты данные Богу низя нарушать - это чисто институциональное требование. Другими словами, это бесовская ловушка высокого уровня. Господь не просит от нас обетов, он просит дать Ему наше сердце.  Ведь это требование - по своей внутренней сути - нарушается всеми монахами, живущими только внешним исполнением обетов.  И исполняется - по внутренней сути - теми, кто внутреннее посвятил себя Богу, при этом совершенно не обязательно исполняя внешние обеты.

Спасибо за ваше мнение, Александр. Ваша позиция мне близка (если убрать настойчивое противопоставление внешнего и внутреннего). "Внешнее" вообще вряд ли стоит рассматривать.

Цитата: Alexander
Монашество - это, прежде всего, состояние целостности внутреннего человека, посвятившего себя Богу.

Желание  как-то донести до Бога свою волю всецелого посвящения во внутреннем событии (молитвенном, не публичном)  - оно нормальное? Можно заключить особый ЛИЧНЫЙ ЗАВЕТ с Богом, уже находясь внутри Церкви? Или это неправильно вообще так мыслить?

Но, наверно, это вещи интимные, которые не для совместного обсуждения. То, о чем человек может спрашивать напрямую только Его самого  и только от Него надеяться получить ответ...
« Последнее редактирование: 18 Ноябрь 2009, 00:24:30 от Maska »

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Re: О монашестве
« Ответ #163 : 18 Ноябрь 2009, 00:28:40 »
А  нищету с "халупой" он добровольно избрал? И что подвигло?
    Нищету с халупой он сам избрал, предварительно поквасившись в одном монастыре лет 8, наместник его никак не хотел постригать. Характер у него резкий был, если что не так сразу пылил. С того монастыря он ушел, покатался по другим монастырям, не найдя ничего, принял в Молдавии монашество и поселился на Афоне, теперь там и живет.
    Я рассказывал про пустынников, которые погибли, одним из них был друг этого монаха. Мы предупреждали ребят про пустыньку, и про умное делание. Но они все равно двинули в тайгу, прожили там около года, может больше, начались искушения и все погибли, кроме одного. От последнего обо всем узнали, парень сильно перепугался, до сих пор потерянный.
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Re: О монашестве
« Ответ #164 : 18 Ноябрь 2009, 04:28:22 »
Maska:
Цитировать
Еще добавлю. Обет - это попытка собрать время в цельность. Выйти из его границ, преодолеть непредсказуемость грядущих жизненных событий.

Предлагаю позитивный взгляд на данное нам земное время: оно очень важно для нас! - Время есть МЕСТО встречи с Богом.

А где это МЕСТО  встречи? Хранение ума и сердца как монашеское делание указывает, в конце концов, на это страшное место… Это зияющая всепоглащающая ДЫРА в человеке. Одной "сталкерской" прыти на  этом пути, увы, недостаточно. В этом, наверное, и есть тайна монашеского пути… Тайна скорбного и возвышенно-поэтического пути.