Это целая книга автора, в которой монашеству он посвящает отдельную главу. И тем не менее, не ожидал я от протоиерея столь резкой критики современного монашества:
"Подлинное монашество – это прежде всего христианство! Это монашество далеко отстоит от тех язычников, что поселились в монастырях, надели на себя шелковые ризы, повелевают людьми, и почитая себя царским священством, "солью земли", готовятся в архиереи, желая стать "князьями" церкви".
И далее: "Полагаю, что монашество – лишь "кусочек" христианства. Более того, это "кусочек" христианства по несовершенству, по боязни. Это как раз та самая очень малая вместимость. Человек может, к сожалению, вместить только свою собственную жизнь – такова малая вместимость. Он говорит: Господи, прости меня грешного, потому что я ухожу из-под Креста Твоего. Тот, кто уходит из-под Креста, теряет надежду на спасение. Но милостив Господь, и "сердце сокрушенно и смиренно Он не уничижит", поэтому в покаянии Он и таковых принимает. И именно здесь находится место смирению: вот уж действительно, "хуже всех".
Человек говорит: я не могу понести Крест Твой, и не могу исполнять те обещания, которые я дал Тебе как христианин: возлюбить Тебя паче всего, и ближних своих, как самого себя. Люблю я только себя самого, поэтому я буду жить один. Я буду монахом ("монос" по-гречески и есть "один"), Ты меня прости, а за это я обещаю, что, живя для себя самого, я хоть других никого тиранить не буду. Я уйду в пустыню, буду там пропадать. Чем Ты меня пропитаешь, тем я и буду питаться. Я уйду из этой жизни, умру для нее, буду жить в стороне, потому что я человек не годный, приими меня в покаянии. И вот это есть монашество! Как же оно не похоже на наших ряженых, которые сегодня сидят в отделанных на нищую старушечью копейку под евроремонт "монастырях" и готовятся в Архиереи".