Alexander, простите за наив и оффтоп, а отчего так неоднозначно у с.о.? Есть (условно назову) "путь покаяния, слез и сокрушения" и его не отвергают. Но отчего одни принимают, а другие так ополчаются на путь "радости и любви ко Господу", о к-ром, например, учит из современных Порфирий Кавсокаливит?
1. Надо четко отделять мнение святых отцов от мнения их горе-интерпретаторов.
2. Святые отцы говорят о соединении пути покаяния, слез и сокрушения с путем радости и любви к Господу - в радостопечалии. Причем одни отцы делают упор на Божьем - любви, другие - на человеческом - покаянии, но эти два пути, а точнее две стороны - сливаются воедино в синергии человека и Бога.
3. Мнение горе-интерпретаторов стало ползуче подменять и тихо искажать позицию святых отцов. Эти горе-интерпретаторы отвергли любовь Божию, и оставили человеку только человеческое - его грехи, в которых надо бесконечно каяться - бесконечно и бесполезно, потому что любовь Божия отвергнута и человек признан ее недостойным.
Поэтому и надо читать самих отцов, а не их безблагодатных толкователей, которые настолько испортили воздух, что и света Божьего стало не видно, и не продохнуть..
Напомню слова монаха Сергия (Ситикова) из его книги «Забытый путь опытного богопознания»
http://www.hesychasm.ru/library/juravski/sod.htm Раньше эта книга приписывалась протоиерею Иоанну Журавскому.
«Монастыри – эти хранители умного света – разрушились, потому что само монашество разрушило основу монастырей: оставило умное делание. Оставление умного делания и увлечение монастырей в последних временах стяжанием внешнего довольства и славы, увлечение внешним благочинием и пышностью – было тяжким грехом и дерзким нарушением данных монашеством обетов. Долготерпение Божие не потерпело попрателей обетов и предало их грозному суду: монастыри разрушены и монашество упразднено».
«Хотя остатки монашества еще сохранились, но умной молитвы в монашестве не стало давно. И бедная окраденная душа монашеская все еще держится за черную рясу, за четочки, за пятисотку, за монашеский ангельский образ, утратив при этом умное ангельское делание, умное внимание к помыслам».
«Одно книжное никодимовское богословие, без жития по Божиему слову – пустоцвет, тело без души, труп. И притом труп, исполненный трупного яда и отравляющий всякого, кто прикасается к нему неосторожно. Богословское ведение без духовного жития – смертоносно, убийственно для души. Дух – животворит, а буква – отравляет, мертвит, убивает (2 Кор. 3, 6) <…> Да и все, прикасавшиеся к книжному богословию (в семинариях и академиях) без жития по Богу, на протяжении веков гибли, за исключением весьма редких счастливцев, мудро ограждавших себя житием духовным».
«Ненависть к монашеству является из всех выявившихся признаков самым грозным признаком окончательно сформировавшегося богоотступления, «тайны беззакония», прикрытой рясой благочестия. Это признак конца христианства, конца земли.
Как ни странно, а в историческом движении носителем этой ненависти к монашеству, а потому и к христианству, было духовенство, предстоятели престола».
«…для христианства и для монашества, как носителя тайны Христовой, наступила ночь Гефсимании: Иуда руководит темной и злой массой, ученик Христов является зачинщиком богоубийства. Сей евангельский образ служит страшным знамением, грозным пророчеством о наших днях».
«Путь нам указан – от внешнего к внутреннему, ко вниманию к помыслам и к непрестанной молитве».
«Главное условие умной молитвы – «береги ум». Наши благодатные наставники этому деланию – Писания святых отцов и скорби».