Так что самое объективное свидетельство - косвенное - дух ненависти, который сходит со страниц писаний Аввакума и Никона. Что-то ветхозаветное есть в этом противостоянии, лютое.
Да, согласен. Но есть еще кое-что. Нам трудно понять дух того времени, потому что наше отношение к церковным обрядам довольно спокойное. То есть за "родное православие" мы конечно готовы глотку перегрызть, но многие ли из нас действительно ощущают значимость каждой черты обряда? Тогда было иначе.
Вот маленький отрывок из предисловия М.Плюхановой к сборнику "Пустозерская проза":
"И обряды, и богослужебные тексты, и утварь, все было символично, связано непосредственно с потусторонними сущностями, священными событиями. Осторожные манипуляции с христианскими символами могли сойти с рук в эпохи относительного безразличия к делам веры. Но теперь, когда благоверие достигло такой силы, когда с новой ясностью ощущалась связь между формой символа и его высоким смыслом, между правильностью, стройностью богослужения и небесами, - теперь воздействие на символы столь высокого ранга вело к катастрофе. Ревнители церковного благочестия в Москве и других ближних городах почти сразу увидели в действиях Никона опасность для веры".
Вместе с тем, отмечается в той же статье, "вряд ли стоит сомневаться в серьезности и возвышенности Никоновых намерений. Никон иначе чем другие боголюбцы, понимал правильность и порядок... Поскольку в России на практике уживались разные формы некоторых обрядов, Никон, жаждавший, как и все ревнители, строгости и единообразия, сделал свой выбор".
Наконец, автор отмечает: "Много позже, на рубеже 19-20 веков историки церкви и старообрядчества пришли к выводу, что в вопросах традиции Никон ошибался. Русские обряды были ближе к ранневизантийским, чем греческие, поскольку греки следовали относительно новому уставу, а в России сохранился и преобладал устав более древний".