Разница кажется очень существенной, настолько, что возникает подозрение - а не о разном ли вообще эти слова?
Эоническая вечность - нечто, находящееся прямо здесь и сейчас с нами. В каждом моменте открывается вход в нее. В ней укоренены мифы, эйдосы вещей, все, что принято называть тонкоматериальным миром. Она синхронизирует все линейное время в пучке "сверх-моментов" так, что для нас оказываются возможны сквозь-временные переживания, так любимые Грофом и другими. Она оказывается доступна познанию как ступени восхождения от тварных логосов к их Перво-причине. Она может быть объектом высокой созерцательной философии (Лосев и "Философия имени"). Лосский, любивший подчеркнуть превосходство отцов-греков над неоплатониками, опроверг бы это, но мне (и не только) кажется что "Мировая душа" Плотина (она же если разобраться - София Соловьева и Флоренского) и есть - эоническое вечное тело творения.
Пребывание в этой вечности знакомо не только христианским мистикам. Так экстазы Платона, Плотина и Ямвлиха (и Валентина, почему нет?) можно описать как проникновение в область Души Мира. Само слово "спасение" пришло ведь из классической философии.
Душа соборна, женственна, всечеловек соборен. Но Христос единственен. Импульс Божества в твари выводит ее в над-вечное состояние, о котором правильно будет молчать с трепетом. Источник обожения - Господь Иисус. Так получается что спасение есть чистая тварь, Невеста (можно доводя до предела прямо сказать - Богородица), а обожение в полной мере - апокалиптическая брачная вечеря, совершающаяся не в эоне, но
с эоном, а значит - доступная пров
идению здесь и сейчас. Именно потому ап. Иоанн мог хотя бы что-то сказать о своем опыте в отличие от ап. Павла, который был восхищен в недра Божества.
Не исключено, что те, кого мы почитаем как спасенных или святых находятся на разных стадиях обожения, ангельского вневременного возрастания, о котором пишет Лосский. В отношении к ним спасение можно приравнять к "вечной памяти" (той самой, которой мы для них, усопших просим), а обожение к "славе". Первое есть бинарное состояние (да-нет), второму очевидно присуща мера.
Так что даже и не знаю - имеет ли смысл говорить в отдельности об одном и другом. Разве что теоретически - как о разных фазах одного и того же моментального процесса. Ведь Жених не может не прийти когда Невеста готова. То, мы призваны населить небесный град было и так известно в конце концов.
Интересный практический вопрос - о специфическом статусе Богородицы, как данной нам
во спасение Матери. О владычице эона, персонализированной Церкви и Софии. Если разработать эту тему, то можно будет уяснить для себя и настоящее значение всего корпуса молитв, канонов и акафистов Пречистой Деве. Не случайно мне в конце каждой строки "Агни парфене" чудится обрыв в вечность
А так - ну не все ли равно - частицей или волной был электрон в начале? Главное ведь что кто-то пускает по нам ток...