***В нас есть по-моему какая-то очень глубокая и трудно осознаваемая немощь, которую надо учитывать при наших духовных усилиях.***
Да, подвизаться так, как прежде, мы не можем: слабы и Господь не укрепляет.
Нет, не так и не в этом дело.
Большинство из нас
идет самочинным путем умного делания. Самочинным - не в смысле того, что выбранный путь не правильный, а в том, что мы
НЕ ИМЕЕМ НАСТАВНИКОВ делания христианского, которым мы О ГОСПОДЕ могли бы оказывать послушание (то есть, не человека самого по себе слушаться, а Бога, действующего через такого человека). К тому же, мы НАВЫКЛИ с молодости слушать и слушаться ТОЛЬКО СЕБЯ, то есть свои страсти, от чего постигла нас душевная гибель.
От того и все беды ВЕЛИКИЕ и напасти, немощи и все остальное прочее, так как все отцы сходятся в том, что идущий путем послушания с отсечением своей воли и своего мудрования, имеет ПОКОЙ на душе, мир и безмятежность (не то, чтобы у него помыслов небыло, иначе тогда не нужно было бы делание откровения помыслов).
А мы идем не так, поэтому Господь посылает нам скорби и искушения, самые разные и от которых мы недоумеваем. Надо же хоть как-то учиться смирению, а не то близко уже до осуждения (хоть и в скрытой форме) ближних, не желающих и знать об умном делании.
Время телесной аскезы ушло и брань утончилась, поэтому опыт святых отцов и подвижников буквально перенять не получается.
Тем из нас, кто не находится в послушании - да.
Требуется большая осторожность, сопряженная с величайшей решимостью, без которых в умное делание лучше не соваться, чтобы вспять не повернуть или в прелесть не впасть.
К величайшему сожалению, да. Вот потому из узкого пути этот путь превратился в "игольное ухо" в нашей действительности и при наших возможностях.
Помню откровенный рассказ одного священника, который стал заниматься умной молитвой и спустя некоторое время бросил. Как только начинал он усиленно молиться, заболевала его жена, переставал - жена выздоравливала. Так и прекратил молиться. Поехал в монастырь к своему духовнику, а тот сказал, что неправильно сделал: не надо было молитву бросать. Не помог совет духовника справиться со страхом - не стал этот священник молиться, выбрав внешнее благочиние.
Вот так бес ломает те крохи решимости, которые есть в нашей душе. Но слава Богу, что есть у нас пастыри!
Очень многие сворачивают с молитвенного пути, испугавшись реальных искушений и трудностей. Еще больше тех, кто и знать об этом пути не желают. Шествующих же опасности ожидают. Хоть и протоптан святыми отцами и подвижниками этот путь, да узок и многотруден он.
Сладок этот путь для тех, кто НАВЫК отсекать свою волю перед отцами, сподобившимися воскресения души и духовного разума.
Вы посмотрите на гимны святого преподобного Симеона Нового Богослова!
"Не говорите, о, друзья,
Что невозможно никому
Святого Духа воспринять!
Не говорите никогда,
Что можно без Него спастись!Не говорите никогда,
Что может
человек любой
Святого Духа получить,
Не сознавая сам того!Не говорите никогда,
Что Бог невидим для людей!
Не говорите, что они
Не могут свет Его узреть,
И что по нашим временам
Никак нельзя узреть тот свет.Ведь невозможным никогда
Все это не было, друзья:
Вполне возможно это тем,
Кто жаждет Бога всей душой,
Кто, жизнь святую проводя
И очищаясь от страстей,
Соделал чистым глаз ума.
Для остальных же грязь грехов
Бывает вечной слепотой,
Что там и здесь их отлучит
От света Божьего навек
И - не прельщайтесь! - в темноту
И в вечный огнь их отошлет. "
А этот святой - ВЕЛИКАЯ ПОХВАЛА послушания, даже до того, что не усомнился словам своего наставника:
Мудрейший Симеон, как только это услышал, возжелав получить благодать Святого Духа, тотчас же падает ниц и касается святых ног старца, горячо умоляя, чтобы скорее обрести ему благодать по его молитвам, чем сподобиться получить ее собственными деяниями и трудами. Сострадательный старец умягчается сердцем и говорит простертому ученику: “Встань, чадо! Я и сам человек. Однако, надеясь на человеколюбие Бога, говорю, что тебе будет дарована благодать вдвое больше, чем мне”. Крайне изумившись этим словам и с непоколебимой верой приняв их, Симеон встал с глазами, полными слез, а старец, поцеловав, отпустил его с миром.
Я так полагаю, что умное делание - это образ жизни христианина, включая и умную молитву. Если образ жизни не по Господу, то умная молитва в соблазн и в прелесть.Да, все это так.
Но, как разсуждаю, и для нашего времени осталась "лазейка", которой, при ПОЛНОМ УПОВАНИИ НА БОГА, можно протиснуться в Царство Небесное - это жительство по совету единомысленных и осуществляющих то же делание, христиан. В перспективе - так же, как это было в случае преподобного Паисия (Величковского).
Как думаю, не зря Бог вел прп. Паисия именно таким путем, тогда как на Афоне можно ему было встретить скрытых отшельников, созерцающих Бога. Это, как думаю, пример для всех нас, но мы и этим не пользуемся да и сатана РАЗРУШАЕТ МОМЕНТАЛЬНО всякие попытки осуществить на деле такое: завистью друг к другу, подозрительностью и всем прочим...