О разграничении символа, аллегории и олицетворения - см. у Лосева в той же "Диалектике мифа". Очень подробно и убедительно. Говоря об учении Максима Исповедника о символе, я имел в виду именно символ, хотя фактически - как уже было показано - Максим иногда понимает символ и как аллегорию, за которой буквальный смысл вообще отсутствует (т.е. как просто указание на иное).
2 maska
по поводу приведенной вами цитаты. Я так понимаю, тут речь идет о чем-то вроде "умопостигаемого логоса" каждой вещи, ее внутреннего центра. Но символ указывает не только на это, но и на нетварные логосы - а в виду этого символика неисчерпаема. Поэтому Исповедник так и говорит, что Писание, несмотря на свою букву, может толковаться в бесконечном количестве умопостигаемых смылов (здесь заложена и потенция к творчеству). А знают единственно подлинный смысл только те, кто знают Логосы в чистом виде.
2 lily
"Мне видится, что символ являет реальность, образ причастен к ней, но отделен. Как человек - образ Божий, но не Бог"
- мне видится, что символ и образ - одно и то же в терминологии Максима (во всяком случае, я не вижу различий). Человек - образ Божий в том же смысле, в каком икона является образом Божьим (потому что в обоих случаях употребляется одно и то же греческое слово). "Символичность", "образность" человека в том, что он может стать Богом (обожиться), принять все его качества, кроме Его сущности; через посредство человека этого состояния достигает все тварное - в этом смысле и в твари от начала века запечатлены ("символизированы") нетварные логосы Божьи...