Дорогие братья и сестры, прошу Вас по возможности поделиться опытом церковной молитвы, как идет ее развитие? Как Господь открывает символы заключенные в богослужении?
Какие существуют приемы удержания внимания на молитве? Лично сам для этого повторяю внутри себя общую молитву, как бы мысленно пропеваю ее, как и при творении келейной молитвы сводя ум в сердце.
Теоретически знаю, что общественное богослужение это полнота церковной жизни и богословия. Большую пользу в этом вопросе думаю принесет опыт людей, прошедших дальше в этом пути.
Здесь, несмотря на якобы простой вопрос, поднята огромная многосложность.
Попытаюсь ответить в двух словах:
Отцы исихасты обьясняют поэтическую витиеватость, и эмоциональный напряг богослужений - черствостью новоначальной души (будь то приход, или монастырь). Всё это ради того, чтобы достучаться к спящему Духу, через бодрствующую Душу.
Для "проснувшегося" Духа, вся эта витиеватость и патетика Божественных гимнов - скорее помеха, нежели помощь. Поскольку смысловыми метаниями по аналогиям, сравнениями и поэтическим выкрутасам - мешает концентрироваться на главном.
Как известно, святым одной Иисусовой молитвы хватало, чтобы захлебнуться в ней.
Серафим Саровский в этой молитве вообще выпадал на целые недели из мира сего.
С другой стороны - одной иисусовой молитвой, дары не освящаются. Есть совершенно необходимый чин Литургии. Есть также богослужения, которые посвященны большим праздникам и святым. Это всё, "нейтральной" Иисусовой молитвой тоже не заменишь.
Поэтому исихасты присутствуют на всех богослужениях (если они не в пустыни), но все каноны и акафисты, равно как и саму литургию, они не слышат. Поскольку читают про себя одну только молитву Иисусову.
На Афоне как-то возник серьёзный вопрос о том, можно ли стоять на молитве иисусовой во время литургии. Старцы сказали однозначное ДА.
Тоесть, молитва Иисусова имеет высший приоритет перед вниканием в любое богослужение. Хотя и не может заменить собою службу.