Как молиться на службе?
Обычно умом следят за читаемым и произносимым. НО большинство гундосят и говорят не внятно, певчие стремятся отличиться красотой пения по немощи - поди умом последи за службой. Если не читать исусову ум уйдет со службы. Вы видимо будете на месте, а ума и сердца с вами не будет.
Саму идеальную службу видел и слышал на Валааме, там по уставу читают неспешно и четко. Всенощная шла с 22:45 до 7:00 - я не заметил времени вообще, даже испугался малость... Служили раньше в подземном храме который в центре монастыря на о.Валаам.
Абсолютно верное понимание.
В этом и причина супер-растянутости афонских (греческих) литургий. Так нашу стандартную литургию за час и сорок минут, там посредством длинного распева, служат за три с половиной...
А причина всё таже: если литургию как обычно "протарахтеть" как у нас повсеместно, то её невозможно полноценно воспринять. А следовательно и достойно провести.
Но когда каждое слово через распев, растянуто на пол минуты, то успевается и молитва иисусова, и понимание о чём там с клироса вообще речь ведётся, и есть время для исихастского осмысления собственно самой службы.
По той-же причине, на Афоне немыслима и клиросно-хоровая оперетта, с американскими горками взлётов и уханий, слащаво душевных эффектов. Ведь это выбивает внутреннюю молитву, из настроенной правильной волны.
Афонский напев подобен мерно гудящему улию, на верно "пойманной" молитвенной волне. Он чужд опереточным истерикам, которыми так гордится почаевский, лаврский хор.
Кроме этого, есть и большой психологический фактор: служба которая длится "бесконечно" долго, в корне задавливает падшее чувство, ожидать её окончания. Афонцы привыкают не "проводить" службу, А ЕСТЕСТВЕННО СУЩЕСТВОВАТЬ ВНУТРИ НЕЁ! Прибавьте к этому, ещё укрепляющую благодать, и перед вами нарисуется разность "приходских тарахтелок" и настоящей службы в её истинном виде.
Когда я был на валааме с группой паломников, у меня тоже сложилось впечатление, что валаамцы фанатичные приверженцы афонского знаменного распева, и самого характера ведения службы по греческому образцу.