Исихазм

Автор Тема: Троическое богословие  (Прочитано 39824 раз)

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Троическое богословие
« : 19 Ноябрь 2009, 11:52:45 »
Между Троицей и адом нет никакого иного выбора. Священник Павел Флоренский


По образу Троицы

Мы уже говорили о том, что учение о Троице может и должно иметь революционные последствия для нашего понимания человеческой личности. Обратимся теперь к некоторым из них.

Христос говорит в Своей Первосвященнической молитве, во время Вечери Господней: Как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе <...> да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино (Ин 17:21-23). Как Мы едино, - говорит Христос. Наше человеческое общение может быть лишь бледной тенью Божественной интерсубъективности, и тем не менее наше призвание заключается в том, чтобы, как сказал Чарльз Уэсли, стать "копиями Троицы" (Transcripts of the Trinity).

Поскольку мы сотворены по образу Бога Троицы, все, что выше было сказано о Боге, может и должно быть приложено с соответствующими оговорками к нам самим как человеческим личностям.

Бог есть любовь (1 Ин 4:8   - следовательно, и "человек есть любовь", как утверждал Уильям Блейк.

Бытие Божие - это соотносительное бытие; это относится также и к нашему бытию, к человеческой природе.

Невозможно говорить о бытии Бога помимо понятия об общении - и так же невозможно выразить истину о бытии человека помимо понятия об общении.

Божественные ипостаси "соединяются, но не сливаются, различаются, но не разделяются" - и то же самое, хотя и на ином уровне, относится к человеческим личностям-во-взаимоотношении, созданным по образу Божию.

Бог есть самоотдача, солидарность, взаимность, ответ - такова же и человеческая личность.

Бог есть разделенная любовь, а не себялюбие - такова же и человеческая личность.

Бог есть со-принадлежность, . "круговращение" любви - такова же, на тварном уровне, и человеческая личность.

Бог предвечно выражает Себя в отношении Я-и-Ты - то же и человеческая личность, но - во времени.

Тринитарный образ, в соответствии с которым мы сотворены, не принадлежит никому из нас отдельно, в отделенности от нашего ближнего. Этот образ исполняется только в "промежуточном пространстве" любви, только в том "и", которое соединяет "Я" с "Ты".

Совсем неслучайно, что в описании творения в первой главе книги Бытия, сразу после утверждения, что Бог сотворит человека по Своему образу, сказано: Мужчину и женщину, сотворил их (Быт 1:27). Божественный Тринитарный образ дарован не одному только мужчине и не одной только женщине, но им обоим вместе; этот образ достигает полноты в той взаимности, которая их соединяет. Поскольку Бог "социален", поскольку Его бытие есть "соотносительное бытие", образ Божий в человеческой личности имеет в существенном смысле социальное, соотносительное выражение. Оно отражается в том, что можно назвать "брачным сообществом", в первичной по значению социальной связи мужчины и женщины, которая является основой всех других форм социальной связи. Триединое подобие может обрести свое истинное выражение только в межличностном общении. Те из нас, кто не состоит в браке, должны выразить свою личностность посредством других форм сообщества, например, через членство в монашеском братстве.

Шотландский философ Джон Макмюррей в своих незаслуженно забытых Джиффордовских лекциях с особенной силой подчеркивает этот соотносительный характер человеческой личности, созданной по образу Божию. Он справедливо утверждает, что как личности мы являемся тем, что мы суть, только в отношении к другим личностям: "Я существует только в динамическом соотношении с Другим <...> Я конституируется его отношением к Другому <...> Оно обретает свое бытие в своих отношениях" [28]. Поэтому не может быть истинной личности, пока нет! по крайней мере двух личностей, сообщающихся друг с другом; быть человеком - значит быть диалогичным. "Поскольку взаимность конститутивна для личности, Я нуждается в Ты для" того, чтобы быть самим собой" [29].

Самость социальна или она ничто. Подлинное человеческое! бытие не эгоцентрично, а экзоцентрично. Я не являюсь - лицом, личностью, пока я, по образу Троицы, не обращен лицом к другим, не смотрю им в глаза и не позволяю им смотреть в мои. Я реализую себя как , как личность-в-отношении не в качестве изолированного индивидуума, но! только поскольку я воспринимаю и приветствую других в качестве личностей. Как говорит святитель Василий, "кто не знает, что человеческое животное есть ручное и общественное, а одинокое и дикое? Ибо ничто столь не характерно для нашей природы, как общаться друг с другом, и нуждаться друг в друге, и любить родственного нам" [30]. Все это - правда, потому что Бог есть Троица.

Почему, произнося Молитву Господню, мы говорим "мне", но нам; не "мой", но наш? - Потому что Бог есть Троица. Почему, по словам старца Зосимы из романа Достоевского, мы "отвечаем за каждого и за все"? - Потому что Бог есть Троица. Почему не только в Евхаристии, но в течение всей Литургии человеческой жизни мы приносим молитву о всех и за вся? - Потому что Бог есть Троица. Почему согрешил Каин, когда сказал Богу: Разве л сторож брату моему? - Потому что Бог есть Троица.

Таким образом, вера в Бога как Троицу, столь далекая от того, чтобы быть спекулятивной и теоретической, имеет непосредственное, преобразовательное значение для нашей повседневной жизни. Николай Федоров совершенно прав, когда говорит, что наша христианская социальная программа - это учение о Троице. Вера в Бога, Который есть Три-в-Одном, характеристиками бытия Которого являются взаимность и солидарность, имеет далеко идущие практические следствия для нашего христианского отношения к политике, экономике и социальной деятельности; и наша задача заключается в том, чтобы детально проанализировать эти следствия. Любая форма сообщества - семья, школа, предприятие, местный евхаристический центр, монастырь, город, нация - призвана стать, в соответствии со своими особенностями, живой иконой Святой Троицы. Вера в Троичного Бога, в Бога личного взаимоотношения и разделенной любви, подвигает нас к борьбе - с использованием всех наших сил - против бедности, эксплуатации, угнетения и болезней. Когда как христиане мы выступаем за справедливость и права человека, за общество сострадания и участия, мы действуем именно во имя Троицы. Именно потому, что мы веруем в Три-Единого Бога, мы не можем оставаться равнодушными, когда видим любое страдание, испытываемое любым членом человеческого рода в любой части мира [31].

Таково настоятельное требование, которое выдвигает нам учение о Троице, понятое в соответствии с парадигмой взаимной любви, - требование, касающееся жизни и деятельности каждого из нас. Вне и помимо Троицы никто из нас не может быть в полном смысле личностью. Коль скоро мы веруем в Троицу, каждый из нас, женщина или мужчина, является человеком для других; каждое человеческое существо - наш брат или сестра, и мы призваны носить его бремена, претворяя его радости и печали в свои. Если бы мы отважились воистину быть "копиями Троицы", мы могли бы перевернуть мир.

Верный

  • 3
  • Сообщений: 214
    • Просмотр профиля

Re: Троическое богословие
« Ответ #1 : 11 Март 2010, 13:34:01 »
Хотелось бы узнать Ваше мнение. Человек создан по образу и по подобию Триединого Господа. Троичен ли человек, можно ли к нему применять тринитарный принцип?  У человека есть тело, есть сознание, которое нематериально, есть душа, которая подается ему Господом, очевидно. Вероятно, что человеческая жизнь, и жизнь вообще - это взаимодействие разных природ. Или тринитарный принцип - это Божественный принцип, принцип внутренней Божественной жизни.
И еще вопрос тринитарный принцип сам по себе не Господь. Буддисты верят в сверхестественность принципа, христиане в личного Господа. Является ли принцип Троицы - принципом внутренней Божественной жизни и непознаваем, или сам принцип тварен, является проявлением связи непознаваемого Господа с тварным миром, и поэтому познаваем?
Слава Богу за всё

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: Троическое богословие
« Ответ #2 : 13 Март 2010, 11:14:58 »
 :-) вот тут брат много рассуждений на это счет

http://www.trinitas.ru/rus/doc/0226/002a/02261093.htm

svod

  • Сообщений: 4035
    • Просмотр профиля

Re: Троическое богословие
« Ответ #3 : 09 Август 2016, 16:36:40 »
Если святые не ведали лично что Бог трехипостасен, значит они это придумали или же вычислили логическим путем. Какой вариант вас устаревает?

Учение Церкви, будучи умной сутью самой Церкви, которая рождена от Отца в Сыне, через Духа Святого, не устаревает, а сохраняя все до единой йоты, разрастается, умножается и преподается  Духом Святым новым членам Церкви, которые включают в свое сознание учение Церкви, соделывая его своей умной сутью, которая и должна быть основанием умного делания. А техники и методики приложатся.

Возникновение и утверждение тринитарных догматов есть ни что иное, как результат умного делания святых отцов Церкви. И вовсе не страсть к внешнему богословию, а уж тем более не человеческая логика подвигало отцов Церкви формулировать догматы, которые они сами воспринимали, как богооткровенные истины, а делали это они не иначе как по велению Духа Святого, Который Сам их и посвящал  в тайны Церкви Небесной для утверждение их в Церкви земной, в ответ на попытку лжеименного разума нарушить единство верующих, через внедрение еретических учений противных Духу Церкви. Именно к святым отцам церкви звучали слова Господа из Откровения «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам». Святые отцы это услышали, и сделали все от них зависящее, чтобы все церкви услышали, а с ними и каждый верующий.

"Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам" (Ин. 14:26). Видите о чем говорит Евангелие: сначала научит - это о том, что учение Христа раскрывается в веках и доносится до всех верных, независимо от того были ли они непосредственными учениками Христа, как апостолы, или нет, затем напомнит - это о том, что новые откровения никогда не противоречат тому, что говорил Господь в своей земной жизни. Новый Завет, он не просто новый, Он Всегда Новый Завет. Говорил ли Господь о Боге Троице, да несомненно говорил, Он и сейчас говорит об этом. «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам».

« Последнее редактирование: 09 Август 2016, 17:12:54 от Svod »
Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

svod

  • Сообщений: 4035
    • Просмотр профиля

Re: Троическое богословие
« Ответ #4 : 09 Август 2016, 17:11:21 »
Если святые не ведали лично что Бог трехипостасен, значит они это придумали или же вычислили логическим путем. Какой вариант вас устаревает?

Колхозник (Владимир), для облегчения дискуссии Вы можете сказать, какого варианта придерживаетесь Вы? Меня, как Вы понимаете ни тот не другой не устраивает.
« Последнее редактирование: 09 Август 2016, 18:05:20 от Svod »
Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

Никодим

  • Скромный
  • 3
  • Сообщений: 2172
  • Слава Богу за всё!
    • Просмотр профиля

Re: Троическое богословие
« Ответ #5 : 09 Август 2016, 17:17:42 »
Svod, +++
Храни вас Бог!

Колхозник

  • Сообщений: 3119
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Re: Троическое богословие
« Ответ #6 : 09 Август 2016, 21:08:35 »
Свод, когда ум пучит от фарисейской закваски, то в него лучше не бросать ничего что усиливает брожение.

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Троическое богословие
« Ответ #7 : 09 Август 2016, 21:16:39 »
да, лучше побольше читать о святых-еретиках, типа Арефы и ко из нескольких тысяч канонизированных монофелитов

svod

  • Сообщений: 4035
    • Просмотр профиля

Re: Троическое богословие
« Ответ #8 : 09 Август 2016, 22:47:28 »
Свод, когда ум пучит от фарисейской закваски, то в него лучше не бросать ничего что усиливает брожение.

https://www.youtube.com/watch?v=fRVZEGVfHP8

 :-)

Однако, Владимир, я собрал воедино все Ваши ответы относящиеся к нашему короткому диалогу по тринитарному вопросу. Их немного, но достаточно, чтобы понять, что у Вас просто не сформировано своего мнения по этому вопросу. К тому же Вы еще и путаетесь в трех соснах своих же мыслей.

Знаем то знаем, так как научены. Тот кто нам дал эти знания, ведал о трехипостасности, а это несколько иное.

если святые не ведали лично что Бог трехипостасен, значит они это придумали или же вычислили логическим путем.

Сущность как бы определяется, но как нечто отличное от действий.

За сим откланиваюсь. Не смею мешать Вам, как бы определять сущность.

« Последнее редактирование: 09 Август 2016, 23:43:19 от Svod »
Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

Колхозник

  • Сообщений: 3119
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Re: Троическое богословие
« Ответ #9 : 10 Август 2016, 11:16:17 »
Их немного, но достаточно, чтобы понять, что у Вас просто не сформировано своего мнения по этому вопросу. К тому же Вы еще и путаетесь в трех соснах своих же мыслей.

А какое мнение сформировано в вас Свод о Троице? То, которое вам имплантировали в ум, в виде знаний? Отними у вас возможность прикрывается авторитетами и чужими мнениями что своего останется, тем более касаемо Троицы? Это легко проверить тремя простыми вопросами. И боюсь что вы в данном случае не только в трех соснах заблудитесь, а в одной.

svod

  • Сообщений: 4035
    • Просмотр профиля

Re: Троическое богословие
« Ответ #10 : 10 Август 2016, 12:18:42 »
Да, Владимир, благодарю, что выравняли разговор до уровня возможности продолжения диалога.

Сформируйте, пожалуйста свои три вопроса четче, потому как  большая часть вопросов в Ответ #9 не совсем вопросы, а  в них уже включены Ваши ответы. Какой смысл мне отвечать на вопросы, которые уже сформированы так, что Вы заранее не собираетесь даже гипотетически принять мой ответ, а принимаете вместо него свой же собственный. То есть в Ваших вопросах сквозит неприятие моего ответа заранее, не зависимо от ответа. И главное, что оценивается Вы не ответ, а отвечающего. Если видите в тексте фарисейское так и напишите, где и в чем оно заключается. А обвинять мой ум в фарисействе - непродуктивно, для диалога непродуктивно, так как он на этом обвинении умирает.
 

Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

Колхозник

  • Сообщений: 3119
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Re: Троическое богословие
« Ответ #11 : 10 Август 2016, 15:33:32 »
Вы же с Богом контактируете? Эти контакты как-то (или в чем-то или через что-то) выражаются. Если общение с Богом есть и человек знает о тринитарном догмате, то естественно возникает вопрос, а с какой же ипостасью Бога вы контактируете в тот или же иной момент практики, как Он себя проявляет. Вы часто в своих сообщениях упоминаете Христа (Сына) и о влиянии Его на вас. Есть упоминание и о Святом Духе, да и об Отце тоже. Вот исходя из этого введения, ставлю вопросы как вы лично воспринимаете (чувствуете (ведаете)) ипостаси Троицы (их отличительные качества – свойства) при контакте:

1.   Опишите своими словами ипостась Отца
2.   Опишите своими словами ипостась Сына
3.   Опишите своими словами ипостась Святого Духа

По поводу оценки ответа или же отвечающего: действительно, стараюсь смотреть (не оценивая) на отвечающего, а не на ответ. Потому как отвечающий зачастую всегда больше и глубже нежели то, что он может сказать. А ответ, ответу рознь, он может быть энциклопедически точным, но пустым, а может быть простым и корявым, но сказанным из практики и из глубины сердца, пусть даже ошибочным.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7746
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Троическое богословие
« Ответ #12 : 10 Август 2016, 16:52:43 »
Догмат Троицы продолжение христологического догмата о том, что Иисус Христос есть Бог. Соответственно догмат Троицы умопостигаем (сердцем он всегда постигаем ИСТИННЫМ христианам) ТОЛЬКО истинно верующим в вочеловечивание Бога во Иисусе Христе. 100%-ам атеистов и иноверцев догмат Троицы СОВЕРШЕННО недоступен и непостижим. Это факт. Это норма. Но далеко не для всех верующих христиан догмат Троицы открывается во всей полноте, так как это ОСОБАЯ, сугубая ТАЙНА. Ведь реально трудно умом и сердцем принять то, что Отец, Сын и Дух РЕАЛЬНО один Единый и Единственный Бог, ибо христиане строгие монотеисты. Не скатываться в троебожие сложно, но возможно. Дух Святой дает такую возможность тем, кто верит, что Иисус Христос истинный Бог.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Троическое богословие
« Ответ #13 : 10 Август 2016, 17:10:38 »
почему атеистам непостижим? на суде и атеисты узнают и Христа и троичность.  и в текущем мире люди неверующие узнают Троицу, и я тому сам пример - не могу сказать что когда-то верил в Бога, верил только в то что Иисус живой вплоть до момента откровения

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Троическое богословие
« Ответ #14 : 10 Август 2016, 17:36:09 »
я даже скажу, что интеллектуально развитый и совестливый атеист гораздо восприимчивее и подготовленнее к откровению безначального троического света, чем верующий, у которого ум засран и замурован излюбленными им конструкциями веры и прочим околоправославным бредом