Исихазм

Автор Тема: Троическое богословие  (Прочитано 39797 раз)

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

Re: Троическое богословие
« Ответ #165 : 21 Сентябрь 2016, 18:15:54 »
Svod, с праздником вас!

Понимаете, есть богословие, выдуманное человеком. Есть богословие, открывшееся в уме человека от посещения божественного знания, но ограниченное несовершенством человека.
И есть богословие, напрямую сказанное человеку, и оно наименее повреждено несовершенством человеческой природы. Хотя и несёт несовершенство выражения в тварном мире.

Процитированные мною слова Григория Неокесарийского (Иоанна Богослова) как раз и сказаны для того, чтобы не делили Троицу на то и это, на эти свойства и те, и что кто от кого получил и кем определяется, кому чем обязан и так далее.

На самом деле существуют более точные описания Троицы, но они не лежат в плоскости знаний православия.
Поэтому важнее - быть и жить. Как - "моя жизнь во Христе". "Моя жизнь в Духе Святом". Какова она есть.
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Re: Троическое богословие
« Ответ #166 : 21 Сентябрь 2016, 18:28:15 »
То есть личность в пределе уже не-личность. Так наверно и бог такой личности уже и Не-личность. Тогда это нас ждёт в перспективе.
Смерть  - это гордыня. Умирает все то, что отождествило себя с чем-то, отдельным от Бога. Представления о Боге отделены от жизни в Боге и поэтому также умрут. Но пока они есть, то создают иллюзию истинной жизни. Все становится понятным, нет больше никаких белых пятен. И незачем искать Бога, если он уже найден.

Хорошо, что об этом сегодня заговорили, вот и Родион в соседнеи ветке. До сих пор не понимаю, что ожидает в "пределе", если эго нет, личности нет, тождеств и представлении нет. Варианты:
а) Растворённое амёбное статичное развоплощённое блаженное состояние.
б) Участие в спонтаннои игре чистых божественных энергии - лиле.
в) Участие в неком божественном плане - домостроительстве?

Читала такую мысль, что в деле "борьбы с гордынеи" суть не в том, чтобы её как-то изъять, избавиться, а в том, чтобы ЗАМЕНИТЬ - ветхое человеческое Я на истинное, чистое, божественное Я (т.е. личность не уничтожается, а её ветхии тварныи вариант заменяется на вечныи, постоянно обновляющиися, раскрывающиися).

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

Re: Троическое богословие
« Ответ #167 : 21 Сентябрь 2016, 18:41:25 »
Raisa, но вот вам вариант - попал человек в рай, и стал святым. А характер - остался.

Как тому поляку поплохело у Сергия Радонежского в память о том, что поляки штурмовали Лавру. И похорошело после молитвы его жены Сергию - ты же святой, ты же должен прощать врагов...
Или как мы называем Матушку - Матушкой?
Поэтому можно забыть о первом и втором пунктах. Личность - есть. Просто она истинная, с удалённой гордыней (как болезнь - гордыня вылечена). Но - со своим характером.
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: Троическое богословие
« Ответ #168 : 21 Сентябрь 2016, 20:09:00 »
Читала такую мысль, что в деле "борьбы с гордынеи" суть не в том, чтобы её как-то изъять, избавиться, а в том, чтобы ЗАМЕНИТЬ - ветхое человеческое Я на истинное, чистое, божественное Я (т.е. личность не уничтожается, а её ветхии тварныи вариант заменяется на вечныи, постоянно обновляющиися, раскрывающиися).

Все начинается с познания самого себя. Автор этой темы, Игорь, приводил здесь (пост 70) один ценный совет. Подобный совет я встречала и у Антония Сурожского в статье, в которой подробно рассматривается различие между индивидуумом и личностью. В повседневной мирской жизни чаще всего личностью называют именно индивидуума, но здесь рассмотрено с богословской точки зрения. Антоний Сурожский дает, как обычно, очень простой совет - быть честным перед собой и Богом:

«Когда вы читаете Священное Писание, особенно Евангелие, если вы честны и не становитесь с самого начала в благочестивую позу, не говорите: все, что я здесь найду, — правда, ибо это говорит Бог, и я должен рукоплескать, поддакивать всему, потому что таким образом окажусь на правильной стороне в предвидении Суда Божия, — если вы просто честны по отношению к самому себе, вы увидите, что в Евангелии есть…»

И дальше перечисляются три вида восприятия: нейтральное, отказ от слепого принятия и сердечное принятие.

Антоний Сурожский подчеркивает, что момент отказа от слепого принятия также важен для развития искренности и чуткости.

Совет Александра касается непосредственно момента принятия – созвучия, когда при чтении и молитве начинаешь  постепенно слушать безмолвный голос своей души (истинной личности), учишься следовать этому голосу, отличать его от голоса эго. О том же пишет и владыка:

«есть одно-два места в Евангелии, от которых озаряется ум, освещается, загорается сердце, воля собирается в желании следовать слову, потому что оно так прекрасно, так истинно, так совершенно и так полно совпадает с тем, что в вас есть самого глубокого, самое тело ваше устремляется по этому пути…и как только вы сделаете это открытие, вам уже нет надобности бороться со своей природой, чтобы как можно более приблизиться к евангельскому духу: достаточно следовать своей природе, но природе подлинной, не ложному, привнесенному образу, а тем чертам, что написаны рукой мастера.»

«Итак, вот два различных, но коррелятивных пути самопознания. Познания «я» — индивидуума, которое себя утверждает, себя противополагает, которое отвергает и отрицает другого…И с другой стороны — личность, находящая свое удовлетворение, свою полноту и свою радость только в раскрытии своего первообраза, совершенного образа того, что она есть, образа, который освобождается, расцветает, открывается — то есть все больше обнаруживается — и тем самым все больше уничтожает индивидуума, пока от него уже не останется ничего противополагающегося, ничего самоутверждающегося…»

Прошу прощения за большое цитирование. Вот вся статья: http://www.schastie.by/mudrost/Antoniy/samopoznanie.html (когда-то уже давала на нее ссылку в теме Игоря о практике).
 

svod

  • Сообщений: 4034
    • Просмотр профиля

Re: Троическое богословие
« Ответ #169 : 21 Сентябрь 2016, 20:16:53 »
Svod, с праздником вас!
С праздником. С рождеством Богородицы!

На самом деле существуют более точные описания Троицы, но они не лежат в плоскости знаний православия.

Троица открывается в Лицах для общения, и не через какие знания не познается, но некоторые знания о Ней человек получает через общение с Лицами Пресвятой Троицы.

Более точные описание Троицы вне православия или вне христианства? Ссылки, если можно.

Поэтому важнее - быть и жить. Как - "моя жизнь во Христе". "Моя жизнь в Духе Святом". Какова она есть.

"Учение о Пресвятой Троице так важно, что в вере христианской нет важнее и возвышеннее этого учения; а все другие знания человеческие, относящиеся к земной жизни нашей и не касающиеся веры, если взять их вместе — в сравнении с познанием единого Бога, в Троице поклоняемого — то же, что едва заметная точка, потому что Бог есть Источник всякой премудрости и знания, и познание Бога во Святой Троице есть жизнь вечная для разумных тварей. Без исповедания Пресвятой Троицы нет христианства" (Св.Иоанн Кронштадтский).
« Последнее редактирование: 21 Сентябрь 2016, 20:45:46 от Svod »
Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

Re: Троическое богословие
« Ответ #170 : 21 Сентябрь 2016, 20:23:54 »
Ссылок нет.
В личном общении мне рассказывали, но суть я уже забыл.
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

Holger

  • Сообщений: 26
    • Просмотр профиля

Re: Троическое богословие
« Ответ #171 : 21 Сентябрь 2016, 20:39:40 »

Более точные описание Троицы вне православия или вне христианства? Ссылки, если можно.


Краевед должно быть имеет в виду Тримурти в языческой религии индуизма.

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Re: Троическое богословие
« Ответ #172 : 21 Сентябрь 2016, 22:02:57 »
Raisa, но вот вам вариант - попал человек в рай, и стал святым. А характер - остался.
Разве не сначала становятся святыми и как следствие попадают в раи? Характер... надо разобраться, что под ним разуметь: если некие первозданные золотые нити, из которых ангелы ткут душу (Алексеи рассказывал) и представляют собои некое уникальное сочетание - то да, пожалуи, остаётся. Под характером можно понимать и букет из добродетелеи-страстеи, с блоками, специфическими травмами и прочим - тогда тут отдельныи разговор.
Интересно, что сегодня почему-то ярко вспомнились мощи Сергия Радонежского...

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Re: Троическое богословие
« Ответ #173 : 21 Сентябрь 2016, 22:21:43 »
начинаешь  постепенно слушать безмолвный голос своей души (истинной личности), учишься следовать этому голосу, отличать его от голоса эго.

Часто вот эту истинную личность, которая прямо совсем-совсем из недр, бывает просто неслышно за внешними наслоениями, по мере расчищения океанских глубин голос становится отчётливеи, и уже встаёт другои вопрос - достанет ли очередного мужества за ним следовать...

«Итак, вот два различных, но коррелятивных пути самопознания. Познания «я» — индивидуума, которое себя утверждает, себя противополагает, которое отвергает и отрицает другого…И с другой стороны — личность, находящая свое удовлетворение, свою полноту и свою радость только в раскрытии своего первообраза, совершенного образа того, что она есть, образа, который освобождается, расцветает, открывается — то есть все больше обнаруживается — и тем самым все больше уничтожает индивидуума, пока от него уже не останется ничего противополагающегося, ничего самоутверждающегося…»

Хорошая цитата, спасибо. Первообраз - подходящее, "наше" слово.
А не может ли случиться, что этот первобраз всё будет раскрываться, освобождаться, расцветать, пока... не подоидёт к своему "финалу" - чистому вот этому статично-амёбно-блаженному сознанию, совсем первозданному и вечному...

Никодим

  • Скромный
  • 3
  • Сообщений: 2172
  • Слава Богу за всё!
    • Просмотр профиля

Re: Троическое богословие
« Ответ #174 : 21 Сентябрь 2016, 23:31:38 »

А не может ли случиться, что этот первобраз всё будет раскрываться, освобождаться, расцветать, пока... не подоидёт к своему "финалу" - чистому вот этому статично-амёбно-блаженному сознанию, совсем первозданному и вечному...
вы тут коснулись глубокой, сакральной сути человека...всего человечества...всего. Итогу.
Храни вас Бог!

Колхозник

  • Сообщений: 3117
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Re: Троическое богословие
« Ответ #175 : 22 Сентябрь 2016, 06:42:21 »
Читала такую мысль, что в деле "борьбы с гордынеи" суть не в том, чтобы её как-то изъять, избавиться, а в том, чтобы ЗАМЕНИТЬ - ветхое человеческое Я на истинное, чистое, божественное Я (т.е. личность не уничтожается, а её ветхии тварныи вариант заменяется на вечныи, постоянно обновляющиися, раскрывающиися).

Все начинается с познания самого себя. Автор этой темы, Игорь, приводил здесь (пост 70) один ценный совет. Подобный совет я встречала и у Антония Сурожского в статье, в которой подробно рассматривается различие между индивидуумом и личностью. В повседневной мирской жизни чаще всего личностью называют именно индивидуума, но здесь рассмотрено с богословской точки зрения. Антоний Сурожский дает, как обычно, очень простой совет - быть честным перед собой и Богом: 
.....................................
И дальше перечисляются три вида восприятия: нейтральное, отказ от слепого принятия и сердечное принятие.

Антоний Сурожский подчеркивает, что момент отказа от слепого принятия также важен для развития искренности и чуткости.

Совет Александра касается непосредственно момента принятия – созвучия, когда при чтении и молитве начинаешь  постепенно слушать безмолвный голос своей души (истинной личности), учишься следовать этому голосу, отличать его от голоса эго. О том же пишет и владыка:

Прошу прощения за большое цитирование. Вот вся статья: http://www.schastie.by/mudrost/Antoniy/samopoznanie.html (когда-то уже давала на нее ссылку в теме Игоря о практике).

Грация, в данном труде Антоний противопоставляет индивидуума и личность, толкует их отличительные особенности. Здесь хотя и наблюдается большое желание Антония уйти от дуального мировоззрения (которое читается за словами), но оно все же осталось. Ведь вы знаете, есть и другой уровень восприятия, сверхличностный.

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: Троическое богословие
« Ответ #176 : 22 Сентябрь 2016, 08:57:50 »
А не может ли случиться, что этот первобраз всё будет раскрываться, освобождаться, расцветать, пока... не подоидёт к своему "финалу" - чистому вот этому статично-амёбно-блаженному сознанию, совсем первозданному и вечному...

Сам Антоний Сурожский так отвечает: "...а личность-ипостась, которая есть отношение, личность, которая всегда была только состоянием любви того, кто любит, и того, кто любим, оказывается высвобожденной из плена индивидуума и вновь входит в ту гармонию, которая есть Божественная Любовь, всех содержащая и раскрывающаяся в каждом из нас, как в светах вторых, излучающих вокруг свет Божий."
« Последнее редактирование: 22 Сентябрь 2016, 09:32:32 от Грация »

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: Троическое богословие
« Ответ #177 : 22 Сентябрь 2016, 09:07:09 »
Грация, в данном труде Антоний противопоставляет индивидуума и личность, толкует их отличительные особенности. Здесь хотя и наблюдается большое желание Антония уйти от дуального мировоззрения (которое читается за словами), но оно все же осталось. Ведь вы знаете, есть и другой уровень восприятия, сверхличностный.

Думаю, что пока человеком не познана эта его сокровенная часть души, не раскрыта, не высвобождена эта искорка Божия, то "другой" уровень восприятия будет только очередной фантазией.

Ниже, в ответе Раисе, я привела заключительные слова из статьи Антония Сурожского, в которой нет никакого "другого" уровня, а есть Божественная Любовь, "всех содержащая". Не знаю, где Вы увидели дуальность?) Ведь речь шла о самопознании, о раскрытии человека...от разделенности к единству.

Человек готов уноситься в представлениях о Боге настолько далеко, насколько ему позволяет его фантазия.) Не имеет значения, каким он будет представлять Создателя – как Личность или как Сверхличность. Это все одна суть – вымысел. А реальность – она вот рядом – в самом человеке, но мимо нее проходят, не замечая. Потому что услышать реальность сложнее, она намного тише и невидимее того образа, который рисует фантазия человека.  Мне кажется, что Сурожский как раз об этом говорит.

Еще мне нравятся слова Александра, когда-то сказанные им на форуме:

"Тот, кто видел духовное небо, не перепутает его с "железом" человеческого ума."
« Последнее редактирование: 22 Сентябрь 2016, 09:38:33 от Грация »

Колхозник

  • Сообщений: 3117
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Re: Троическое богословие
« Ответ #178 : 22 Сентябрь 2016, 11:12:22 »
Еще мне нравятся слова Александра, когда-то сказанные им на форуме:

"Тот, кто видел духовное небо, не перепутает его с "железом" человеческого ума."

Духовность она разная бывает, да и духовное восприятие разнится. Например, практически все православные подвижники, в упор не видят духовности других практик, чем это можно объяснить? 

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Троическое богословие
« Ответ #179 : 22 Сентябрь 2016, 11:26:54 »
Духовность не бывает разная. Разным может быть ее понимание. Вот, думаю, что и слова Александра о ином.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.