Посмотрел.
Слабый фильм. Но совсем не из-за игры Мамонова, а просто по причине размазанности фабулы. Дай они скажем 1 день из жизни Митрополита Филлипа - мог бы получиться шедевр, вообще раскрой они его образ - было бы большое кино. Нерв и пафос этого кино - не опричный беспредел и не безумие царя, а, как уже говорил один комментатор, путь к святости через мучения и искушения всей жизни. И за этим же комментатором я повторю: тема слита, обозначена, но вообще не раскрыта, Лунгин даже не попытался к ней подступиться нормально. Одна концовка с погребением митрополита содержит в потенции столько силы! А Лунгин вместо этого гонит глупые аллегории. Настоящий символизм - это не когда падающий купол означает обезглавленную церковь (или Россию без Христа, не важно), а когда я могу прочесть видения рая и ада в глазах героя.
Что же до образа царя...
То, что Грозный был склонен к юродству, к жестокой игре известно и документально подтверждено. Эту его ипостась не мог раскрыть трагический красавец Черкасов у Эйзенштейна, а вот блаженный дядя Петя отлично справился. Получился правда обратный перекос, но по мне - так вполне простительный и не обидный, такому Иоанну даже сочувствуешь