Исихазм

Автор Тема: Общество, государственная система и коллективное беснование  (Прочитано 15870 раз)

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Наблюдая то, что происходит в нашем обществе, государстве, его цели, ценности, стратегии, педагогику да все, что касается реальной жизни хочется поставить вопрос, в какой степени в обществе и государстве присутствует Воля Божия и благодать, а в какой попущение Божие и коллективное беснование, непрерывно репродуцирующееся и мультиплицирующее?

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Н.А. Бердяев http://lib.web-malina.com/getbook.php?bid=728&page=5

В центре революционного беснования стоит образ Петра Верховенского. Это
и  есть  главный  бес  русской  революции.  В   образе  Петра  Верховенского
Достоевский  обнажил  более  глубокий  слой  революционного  беснования,   в
действительности  прикрытый  и невидимый. Петр  Верховенский  может  иметь и
более благообразный вид. Но  Достоевский сорвал с него покровы и обнажил его
душу.  Тогда  образ  революционного  беснования  предстал  во   всем   своем
безобразии.  Он  весь трясется от  бесовской  одержимости, вовлекая  всех  в
исступленное вихревое кружение. Всюду он в центре, он за всеми и за всех. Он
-- бес, вселяющийся во всех и овладевающий  всеми. Но  и  сам он бесноватый.
Петр  Верховенский прежде  всего человек совершенно опустошенный,  в нем нет
никакого  содержания.  Бесы  окончательно  овладели им и  сделали его  своим
послушным орудием. Он перестал быть образом и подобием Божиим, в нем потерян
уже  лик  человеческий. Одержимость ложной идеей сделала Петра Верховенского
нравственным  идиотом.  Он  одержим  был  идеей  всемирного  переустройства,
всемирной  революции,  он  поддался  соблазнительной,  лжи,  допустил  бесов
овладеть  своей душой и потерял  элементарное различие  между добром и злом,
потерял  духовный центр. В образе  Петра Верховенского мы  встречаемся с уже
распавшейся личностью, в которой нельзя уже нащупать ничего онтологического.
Он весь есть ложь и обман и он всех вводит в обман, повергает в царство лжи.
Зло есть изолгание бытия, лжебытие, небытие. Достоевский показал, как ложная
идея, охватившая  целиком  человека  и доведшая его  до беснования,  ведет к
небытию, к распадению личности. Достоевский был большой мастер в обнаружении
онтологических  последствий   лживых  идей,  когда  они  целиком  овладевают
человеком.  Какая же идея  овладела целиком  Петром  Верховенским  и  довела
личность его до распадения, превратила его в лжеца и сеятеля лжи? Это все та
же  основная   идея  русского   нигилизма,   русского  социализма,  русского
максимализма, все та же инфернальная страсть к всемирному уравнению, все тот
же  бунт против Бога  во имя  всемирного счастья людей,  все  та  же подмена
царства Христова царством антихриста. Таких  бесноватых Верховенских много в
русской  революции,  они  повсюду  стараются  вовлечь  в  бесовское вихревое
движение,  они  пропитывают русской народ ложью и  влекут его  к небытию. Не
всегда узнают этих Верховенских, не все умеют проникнуть вглубь,  за внешние
покровы. Хлестаковых революции легче различить, чем Верховенских, но и их не
все различают' и толпа возносит их и венчает славой.
     Достоевский  предвидел,  что  революция  в  России  будет безрадостной,
жуткой и  мрачной,  что  не будет в ней возрождения  народного. Он знал, что
немалую  роль в ней  будет  играть  Федька-каторжник  и что  победит  в  ней
шигалевщина. Петр  Верховенский давно уже  открыл ценность Федьки-каторжника
для  дела русской революции. И вся торжествующая идеология русской революции
есть идеология шигалевщины. Жутко в наши дни читать  слова Верховенского: "В
сущности наше учение есть отрицание чести, и откровенным правом на бесчестье
всего  легче  русского  человека за собой увлечь можно". И ответ Ставрогина:
"Право  на  бесчестье  --  да это все  к  нам  прибегут, ни  одного  там  не
останется!" И русская революция провозгласила  "право на бесчестье", и - все
побежали   за  ней.  А   вот   не  менее  важные  слова:  "Социализм  у  нас
распространяется   преимущественно   из   сентиментальности".   Бесчестье  и
сентиментальность  --  основные  начала  русского  социализма.  Эти  начала,
увиденные Достоевским,  и торжествуют  в революции. Петр Верховенский видел,
какую роль в революции будут  играть  "чистые мошенники". "Ну, это, пожалуй,
хороший  народ,  иной  раз  выгодны  очень, но  на них много  времени  идет,
неусыпный надзор требуется".  И дальше размышляет П.Верховенский о  факторах
русской  революции: "Самая главная сила --  цемент все  связующий, это  стыд
собственного  мнения.  Вот это  так  сила!  И  кто  это  работал,  кто  этот
"миленький" трудился, что ни одной-то собственной идеи не осталось ни у кого
в голове!  За  стыд почитают".  Это  было  очень  глубокое  проникновение  в
революционную  Россию.  В  русской  революционной  мысли  всегда  был  "стыд
собственного мнения". Этот стыд  почитался  у нас за коллективное  сознание,
сознание более высокое, чем личное.  В русской революции окончательно угасло
всякое  индивидуальное мышление,  мышление  сделалось совершенно  безличным,
массовым.  Почитайте революционные  газеты,  прислушайтесь  к  революционным
речам,  и   вы  получите  подтверждение  слов  Петра  Верховенского.  Кто-то
потрудился-таки над  тем, чтобы "ни одной-то собственной идеи не осталось ни
у кого в голове". Русский революционный мессианизм предоставляет собственные
идеи  и мнения буржуазному  Западу.  В  России все должно  быть коллективом,
массовым,  безличным.  Русский  революционный  мессианизм  есть шигалевщина.
Шигалевщина движет и правит русской революцией.

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

   имхо в рассуждениях о том, «в какой степени в обществе и государстве присутствует Воля Божия и благодать»  как правило, изначально  подразумевается, что и благодать и Воля Божья должна  пребывать в социальном институте,  а не в единстве разумных творений, свободно приемлющих действие Божьей благодать...
   т.е.  изначально присутствует подмена  понятий, которая  сводит все последующие рассуждения к аспектам неизбежной необходимости социализации Церкви и наиболее  тесному сближению ее с государством ….
   здесь  как мне кажется  рассуждения из этой же серии….

Mahant

  • Сообщений: 119
    • Просмотр профиля

Игорь Спасский
Бердяев, конечно интересен, как  блестящий философ. А ещё интереснее в этом контексте его книга "Миросозерцание Достоевского", http://www.koob.ru/berdyaev_n/mirosozercanie_d

Истоки этого философского мировоззрения даже не его (Бердяевские). Поищите их у Якова Бёме, и увидите, что интеллектуальные очки, через которые смотрел на общество Бёме в своё время, Бердяев с успехом надел себе на нос в начале 20-го века. Что ещё тут сказать - замечательный западный интеллект, хороший мозготрах, отражение революционных бурь в стакане мутной воды философии. Вот такое уж это "коллективное беснование" автора приведённой вами выше обширной цитаты. (Спасибо ещё, что отрывок из "Войны и Мира", как яркий пример коллективных беснований сюда не закопипастнули).  :-D
Жизнь удивительна, когда есть желание ей удивляться.

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Господа критики, а по теме есть что сказать??? Смотрю опять все те же - и о том же :)

Mahant

  • Сообщений: 119
    • Просмотр профиля

Тогда уж и Вы попытайтесь ответить на вопрос (для себя самого в первую очередь): Когда, при каком строе, в какую эпоху существовала земная Теократия? И если она существовала, то приведите примеры где?
Жизнь удивительна, когда есть желание ей удивляться.

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Господа критики, а по теме есть что сказать??? Смотрю опять все те же - и о том же :)
А что такое "коллективное беснование, непрерывно репродуцирующееся и мультиплицирующее"?

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Цитировать
А что такое "коллективное беснование, непрерывно репродуцирующееся и мультиплицирующее"?

Это, например, когда бесноватый Гитлер завел толпу или поморанчевый Ющенко запустил свои социальные кодировки, происходит то, что в социальной психологии называется эффект толпы, когда люди в толпе "подогревают низшие эмоциональные состояния" друг друга и теряют собственную волю, способность тонко чувствовать и просто самостоятельную жизнь. Это на поверхности. А по сути возникает одержимость, которая передаваясь и отражаясь от человека к человеку нарастает как снежный ком. Это и есть феномен репродуцирования и мультипликации.

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Цитировать
Тогда уж и Вы попытайтесь ответить на вопрос (для себя самого в первую очередь): Когда, при каком строе, в какую эпоху существовала земная Теократия? И если она существовала, то приведите примеры где?

Вопрос на самом деле очень хороший, спасибо. (Хотя на форумах, а особенно в Вашем стиле общения так и не принято говорить:). Но на мой взгляд элементарная культура и вежливость прилична и на форумах и в других присутственных местах, даже в автобусе и метро, я так, например, считаю. Или все думающие об Исихазме выше простой человеческой вежливости и культуры? ).

 Я здесь изложу весьма схематичную точку зрения. Но она по сути отражает мое сегодняшнее представление об этом вопросе.

На самом деле земная история в силу известных Вам причин намного сложнее чем любые схемы и зарисовки. Однако чтобы хоть в чем-то разобраться и в земной жизни кажется важным найти хоть какие-то смыслы (именно в высшем смысле этого слова).

Прежде всего - это Ветхозаветный Израиль, когда авраамом, Моисеем, другими пророками водительствовал Сам Бог, отклонения везде были, однако большая часть строя именно на этом и держалась. Затем в Византии, в эпоху развития Исихазма, когда к молитвенникам в наибольшей степени прислушивались государственные мужи, в России в период до Иоанная Грозного, тоже исторически зафаиксированный период расцвета исихазма, когда и князья прислушивались к молитвенникам и руководствовались в принятии решений их мнением.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Ну, допустим, исихазм, или похожие на него дисциплины дал о себе знать с того момента, когда люди стали призывать Имя Божие. А это, ой как далеко отстоит от Византийского расцвета.
Да и вообще впутывать в эту тему именно исихию не сподручно.
А в древней России простой народ больше прислушивался не к монахам, и священнослужителям, а к людям Божьим. Человек Божий-именно так назывались юродивые. Это я о простоте. Если говорить о симфонии власти и церкви, то трудно назвать такой исторический момент когда-либо существовавший. (имхо)
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Прежде всего - это Ветхозаветный Израиль, когда авраамом, Моисеем, другими пророками водительствовал Сам Бог, отклонения везде были, однако большая часть строя именно на этом и держалась. Затем в Византии, в эпоху развития Исихазма, когда к молитвенникам в наибольшей степени прислушивались государственные мужи, в России в период до Иоанная Грозного, тоже исторически зафаиксированный период расцвета исихазма, когда и князья прислушивались к молитвенникам и руководствовались в принятии решений их мнением.

В настоящее время это может оказаться нереальным (в большой степени из-за ситуации внутри самой церкви). Возможно, мои слова могут показаться утопичными, но намного реальнее, чтобы сами молитвенники и подвижники становились политическими деятелями - и это будет еще большим подвигом для них. Но для этого они должны превзойти иллюзию того, что решение всех проблем в какой-либо земной церкви, институте, конфессии или организации, и должны признать внешне то, что они признают внутренне - что решение всех проблем только в личном Бого-общении, и что Бог - превыше земных институтов, и превыше земных о Нем представлений. В противном случае, они будут лишь представлять институт в его борьбе за власть, а не Бога, жаждущего даровать всем жизнь и даровать с избытком.
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

      возвращаясь к основному  вопросу темы, который исходя из заглавного поста заключается в намерении выяснить  - «в какой степени в обществе и государстве присутствует Воля Божия и благодать, а в какой попущение Божие и коллективное беснование»  хотел уточнить у автора    принцип методики  предлагаемой им для определения степеней …

Aksuk

  • Сообщений: 453
    • Просмотр профиля

Keleynik, молитвенник у власти - красивая утопия, похожая на немного на "Розу мира".

Земные институты пасут бесов. Державные - бесов подавления, страха и лицемерного послушания, либеральные - неограниченного потребления. Это - дно, база, падший мир. Благотворительные институты стараются защитить малых мира сего от тирании особенно жирных демонов.

Пытаться объединить всю духовность в рамках одного вселенского института невозможно, это напоминало бы попытки вырастить карикатурного Антихриста как у В. Соловьева в "Трех разговорах".

А настоящее восхождение начинается в каждом отдельном человеке и мера его, Вы точно все сказали - мера личного бого-общения. И я не верю что какая-либо организованная власть может содействовать  встрече душой Бога.
р.б. Антонио

Aksuk

  • Сообщений: 453
    • Просмотр профиля

Забыл добавить важное. Душа может быть и у народа. Когда возникает момент бого-общения на уровне соборного сознания появляются великие мифы, одухотворенные символьные реальности, такие как сказание о Граале или о Китеже.

Беда в том, что державный институт тут же поднимает их на свои знамена и отправляются народы-богоносцы рыть котлован во славу Солнца-Кесаря.
р.б. Антонио

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Да с одной стороны мера личного богообщения, но с другой стороны Церковная полнота жизни в целом. (Я здесь говорю о Церкви Небесной в единстве с Церковью земной), а не о жирных попах, зарабатывающих деньги как могут.

Если отрицается роль Церкви и личного богообщения в истории - это мы уже неоднократно проходили, называется "ересь монофизитства".

А в процессе отрицания приемственности духовной жизни, церковного духовного опыта, накопленного в веках можно дойти до пиетизма, что также явная ересь. Если спросят что это такое читайте например здесь:
http://www.hramvrs.aaanet.ru/obshestvo/perevod/yannaras.htm

То, что касается критериев,читайте книги "Проект Россия", мне кажется там про это очень точно и правильно сказано