Исихазм

Автор Тема: Общество, государственная система и коллективное беснование  (Прочитано 15875 раз)

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Цитировать
Забыл добавить важное. Душа может быть и у народа. Когда возникает момент бого-общения на уровне соборного сознания появляются великие мифы, одухотворенные символьные реальности, такие как сказание о Граале или о Китеже.

Беда в том, что державный институт тут же поднимает их на свои знамена и отправляются народы-богоносцы рыть котлован во славу Солнца-Кесаря.

А вот это в самую точку! С этим надо как раз и работать, мне кажется, что в "Проекте Россия" эти вещи хорошо обозначены. Если ошибаюсь, подскажите в чем.

Aksuk

  • Сообщений: 453
    • Просмотр профиля

А вот это в самую точку! С этим надо как раз и работать, мне кажется, что в "Проекте Россия" эти вещи хорошо обозначены. Если ошибаюсь, подскажите в чем.

Не читал и не могу подсказать :)

Только хочу заметить, что великие героические мифы могут претерпевать изменения и даже должны. Так легенда о Куликовом поле при всей своей красоте - всего лишь державный миф, который не стоит принимать за историческую реальность (сейчас не говорю о том - чего не было а что было). Когда-то он вдохновлял на прекрасное (см. Блок "Поле Куликово"), а теперь оправдывает мордобой во славу Христа.

Если есть какая-то книга которая учит различать такие подмены - это хорошая книга. Но имхо эта способность различать только с опытом и молитвой приходит. Пример с куликовской битвой простой, а сколько еще несвобод в нашем сознании... Так и приходим к основе всего - к желательности трезвения и безмолвия :)
р.б. Антонио

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

То, что касается критериев,читайте книги "Проект Россия"....

 спасибо  я лучше  повоздержусь

Aksuk

  • Сообщений: 453
    • Просмотр профиля

Если отрицается роль Церкви и личного богообщения в истории - это мы уже неоднократно проходили, называется "ересь монофизитства".

А в процессе отрицания приемственности духовной жизни, церковного духовного опыта, накопленного в веках можно дойти до пиетизма, что также явная ересь. Если спросят что это такое читайте например здесь:
http://www.hramvrs.aaanet.ru/obshestvo/perevod/yannaras.htm

Это само собой разумеется. Если бы не действовала в истории Церковь - Церковь святых и праведников, церковь доброй воли, научающая души искать Господа, то никакой истории не было бы.

Ниже писал о душе народа. Церковь же - Душа Мира, так преображается неоплатоническое учение в свете Христа.
р.б. Антонио

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Keleynik, молитвенник у власти - красивая утопия, похожая на немного на "Розу мира".

Нет, я не имел в виду молитвенника у власти. Я имел в виду, что было бы хорошо, чтобы молитвенники и подвижники сами также участвовали в политической жизни государства - формировали свои партии, причем разные, вступали в уже существующие партии (если это возможно, учитывая идеологию и методы партии) делились своими идеями, представляли взгляды на вещи с духовной (но не обязательно религиозной) - а значит, более уравновешенной - позиции. Понятно, что не каждый молитвенник должен это делать, но не каждый также должен от этого прятаться и бежать.
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Но имхо эта способность различать только с опытом и молитвой приходит.

Да, она приходит только с опытом и молитвой. Но часто, когда сам институт выступает за сохранение и возвеличивание тех самых подмен, этот опыт просто блокируется подсознательно теми, кто еще не понял, что институт не всегда и не во всем безупречен. Хотя какой-то опыт уже есть, и молитва практикуется, причем, во многих случаях, не сказать, что не серьезно.
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

молитвенник у власти - красивая утопия, похожая на немного на "Розу мира".

Отнюдь не утопия. История знала таких. Навскидку, вот недавний пример - покойный сербский патриарх Павел (пусть речь идет не о светской, а о церковной власти).
Известно, что российский реформатор и государственный деятель ХIХ века Сперанский был человеком с сильной духовной, молитвенной жизнью.
Впрочем, и король испанский Филипп II был молитвенником (вот только эпоха его правления была мрачной и гибельной для страны).
Можно назвать и других личностей.
Вывод можно сделать такой, что молитвенник у власти вовсе не означает какого-то видимого благоденствия (в том числе и духовного) для тех, кто под его властью оказывается.

Aksuk

  • Сообщений: 453
    • Просмотр профиля

Антиквар, конечно надо поправиться - не просто богатых духовно человек, облеченный властью, а духовный лидер, у которого молитва стала бы впереди менеджмента и определяла бы менеджмент.

Но Келейник предлагает другое - своего рода десант на территорию врага. Такие вещи тоже случались - разного рода тайные общества, создававшиеся с целью облагораживания оскотинившейся власти. Результаты в основном сомнительные.

Другое дело - если речь идет не об организационной инициативе, но о воспитательной тенденции. О воспитании внутреннего согласия в том, что дух любви и бизнес (или управление - одно и то же) - совместимые вещи.
« Последнее редактирование: 23 Декабрь 2009, 16:44:39 от Aksuk »
р.б. Антонио

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Но Келейник предлагает другое - своего рода десант на территорию врага. Такие вещи тоже случались - разного рода тайные общества, создававшиеся с целью облагораживания оскотинившейся власти. Результаты в основном сомнительные.

Другое дело - если речь идет не об организационной инициативе, но о воспитательной тенденции. О воспитании внутреннего согласия в том, что дух любви и бизнес (или управление - одно и то же) - совместимые вещи.

Участие христианина в жизни общества - нормально и необходимо.
Ненормально - возвеличивание монастырско-затворнической жизни.
Также ненормально - строительство "православного гетто" с попытками его расширения, встраивания в государство и т.п.
На самом деле нужно быть христианином на том месте, на котором находишься. Только и всего. А вот это бывает очень трудно.

parmak

  • Сообщений: 142
    • Просмотр профиля

Мне думается, что даже если найдется новый Моисей, который как Нильс, уведет за собой православных и подарит им обетованную землю, то все неизбежно переругаются между собой, начнут молиться своим богам: телевизору, интернету и прочим благам цивилизации. Представьте себе город, где все жители - православные. :) Неужели они будут жить в мире и согласии?
и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его. (Пс. 61:13)

Andreas

  • Сообщений: 1408
    • Просмотр профиля

Относительно Бердяева. У него мать, чистокровная француженка. Всю жизнь молилась по католическому молитвеннику на французском языке. Сам Бердяев говорит, что и культуру и мировозрение он заимствовал от матери.
Он, такой своеобразный выпендрёжник западник. Себя он мыслил не иначе как "европеоидом" в варварской стране. Ну там, просвещал дикарей, своей просветительской мыслью.
Мне лично, Бердяев глубоко омерзителен.  -Человек, который ничего не смыслил ни в русской душе, ни в русской духовности, наляпал свои псевдо-интеллектуальные книжонки, а заодно и поизмывался над Иисусом Христом. 
Читая еретичный роман "Мастер и Маргарита", следует помнить: что Иешуа - это бердяевский иисус.

Mahant

  • Сообщений: 119
    • Просмотр профиля

Andreas
Цитировать
Мне лично, Бердяев глубоко омерзителен.  -Человек, который ничего не смыслил ни в русской душе, ни в русской духовности, наляпал свои псевдо-интеллектуальные книжонки, а заодно и поизмывался над Иисусом Христом.
 
А такая работа, как "Алексей Степанович Хомяков", Вам попадалась?
Если нет, то рекомендую к ознакомлению. Вещь не в пример многому глубокая.
http://www.krotov.info/library/02_b/berdyaev/1912_6_01.html


Игорь Спасский
Цитировать
Прежде всего - это Ветхозаветный Израиль, когда авраамом, Моисеем, другими пророками водительствовал Сам Бог, отклонения везде были, однако большая часть строя именно на этом и держалась. Затем в Византии, в эпоху развития Исихазма, когда к молитвенникам в наибольшей степени прислушивались государственные мужи, в России в период до Иоанная Грозного, тоже исторически зафаиксированный период расцвета исихазма, когда и князья прислушивались к молитвенникам и руководствовались в принятии решений их мнением.
Именно так. Если говорить о книжном опыте, (о прочитанном, но не пережитом).
Опять же, это были не теократии государств, или устоявшихся традиционных обществ, но доверие воле Божией отдельных групп людей.

Дерево гибко лишь до тех пор, пока оно растёт.
« Последнее редактирование: 23 Декабрь 2009, 22:07:50 от Mahant »
Жизнь удивительна, когда есть желание ей удивляться.

Andreas

  • Сообщений: 1408
    • Просмотр профиля

Andreas
Цитировать
Мне лично, Бердяев глубоко омерзителен.  -Человек, который ничего не смыслил ни в русской душе, ни в русской духовности, наляпал свои псевдо-интеллектуальные книжонки, а заодно и поизмывался над Иисусом Христом.
 
А такая работа, как "Алексей Степанович Хомяков", Вам попадалась?
Если нет, то рекомендую к ознакомлению. Вещь не в пример многому глубокая.
http://www.krotov.info/library/02_b/berdyaev/1912_6_01.html

Я Бердяева прочёл всего, лет десять назад. Мнение своё я сформировал и высказал.
Относительно Хомякова, то как бы вам странно не казалось, я считаю его творчество, зачаточной формой реформаторства-протестантизма на ниве православия. Его понимание сущьности церкви, несмотря на всю липкую сладость - потенциально глубоко еретично.
Я не разделяю фонтаны восторга по нём, которыми брызгает Осипов.
Реальный еретик Бердяев, пишет про потенциального еретика Хомякова...
Какого либо глубокомыслия, я увы (ли?) не заметил.

Mahant

  • Сообщений: 119
    • Просмотр профиля

Andreas
 
Цитировать
Реальный еретик Бердяев, пишет про потенциального еретика Хомякова...
Какого либо глубокомыслия, я увы (ли?) не заметил.
Они интересны, как яркие мыслители своего времени, не более того. Никакой истиной в конечной инстанции себя ни Бердяев, ни Хомяков, ни Соловьев (из той же плеяды звёзданутых философов), не считали. Но если сравнивать с тем, что писалось в их время, то безусловно на них стоит обратить внимание. Именно поэтому в большинстве вузов их и проходят.  :-)


П. С. Мне, к примеру, Достоевский не ароматен, ну тяжёлый и кризисно-тупиковый он в своих сочинениях (это, конечно,  субъективно), хотя и прочитал все 30 томов полного собрания. Н. Гоголь вот тоже, ум заразумный, но образно красивый в словах, довелось прочесть 15-и томник вместе с его обширными переписками...  8-)

Вот Н. С. Лесков куда ближе: здоровый такой технарь, и православный рационалист  :-D Кстати, как раз зачинщику темы "Общество, государственная система и коллективное беснование" будет в копилку: у Лескова есть два потрясающих романа: "Некуда" и "На ножах".  Там достаточно ярких примеров коллективных беснований российского общества наших пра пра дедов.
« Последнее редактирование: 24 Декабрь 2009, 02:25:39 от Mahant »
Жизнь удивительна, когда есть желание ей удивляться.

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Но Келейник предлагает другое - своего рода десант на территорию врага.

Вообще-то не совсем корректно, наверное, называть это территорией врага. Это наша территория, и на ней творится то, что творится в наших умах, если обобщить. Поэтому, если на ней не творится дел мира, любви и справедливости, которые имеют место в умах подвижников или тех, кто стремится к такому состоянию ума, то они имеют право на определенный процент в парламенте, правительстве, и во всех сферах общества в своем государстве. Это элементарная представительная демократия.

А так мы видим, что подвижники делегируют по сути свои голоса некоему институту, который изначально призван быть духовным, но на деле верхушка его является друзьями или даже представителями светской элиты (а иногда выступает даже ее идеологическим инструментом) и этой элите далее делегирует голоса подвижников. И это вместо того, чтобы подвижники передавали свой опыт обществу, и делали свой очищенный ум инструментом для Господа, что Он с его помощью мог возвышать общество. Т.е. вместо того, чтобы они сами выходили на арену политики. Не говорю о том, чтобы все сразу делалось согласно этим возвышенным духовным принципам, но чтобы эти принципы хотя бы звучали открыто и искренне, чтобы их произнесение было живым словом (а не мертвым популизмом, как сейчас). Это уже будет огромным шагом вперед для любого государства и его общества.

Другое дело, что процент этих подвижников и людей, которых можно называть духовными в той или иной мере, в целом не так уж и велик, мягко говоря, но он есть. И он не так уж и мал, на самом деле, как кажется при поверхностном рассмотрении. Просто он подавлен, причем подавляет он себя сам.
« Последнее редактирование: 24 Декабрь 2009, 12:15:01 от Keleynick »
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.